Растения, бактерии, грибы, лишайники. Федеральное КАЗЕННОЕ образовательное учреждение ВЫСШЕГО образования
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Федеральное КАЗЕННОЕ образовательное учреждение ВЫСШЕГО образования
Пермский ИНСТИТУТ
(ФКОУ ВО ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ)
ПРОГРАММА
вступительного испытания по общеобразовательному предмету
«Биология»
Пермь
Пояснительная записка
Данная программа адресована абитуриентам, поступающим в Пермский институт ФСИН России, и предназначена для оказания методической помощи при подготовке к вступительному испытанию по биологии.
В содержание программы входит список тем, на основе которого составляются задания для вступительного испытания. В конце программы помещен список литературы, рекомендуемой для подготовки к вступительному испытанию по биологии.
При составлении программы вступительного испытания по биологии автор руководствовался Образовательными стандартами основного и среднего (полного) общего образования по биологии, Примерными программами по биологии основного и среднего (полного) общего образования, кодификатором требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по биологии в 2014 году (подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений»).
На вступительном испытании по биологии абитуриент должен показать:
1. Знание основных закономерностей, понятий и законов, относящихся к строению, развитию и жизнедеятельности представителей всех царств органического мира.
2. Понимание особенностей основных таксономических групп организмов их классификацию, эволюцию.
3. Умение обосновывать свои выводы, оперировать понятиями, объяснять явления природы с приведением примеров из хозяйственной практики, здравоохранения и других областей человеческой деятельности.
Комиссия обращает внимание на уровень владения абитуриентом излагаемым материалом, умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы, приводить примеры.
Вступительное испытания по общеобразовательному предмету Биология проводятся с целью:
определения уровня подготовленности абитуриентов по данному предмету в объеме программы средней школы;
выявления абитуриентов, соответствующих требованиям приема в Пермский институт ФСИН России.
Для поступающих на очную форму обучения за счет бюджетных ассигнований дополнительное вступительное испытание проводится в устной форме в виде классического экзамена по билетам.
При проведении устного экзамена в аудитории могут одновременно находиться не более шести экзаменующихся.
Для подготовки к ответу поступающему отводится не более 30 минут.
По окончании подготовки к ответу или по истечении отведенного для этого времени поступающий докладывает преподавателю о готовности и с его разрешения или по вызову отвечает на поставленные в билете вопросы.
По окончании ответа на вопросы билета экзаменатор может задавать экзаменуемому дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.
Для поступающих на заочную форму обучения вступительное испытание проводится письменно в виде тестирования. Вопросы теста представлены на специальных бланках.
Во время проведения экзамена абитуриенты должны работать самостоятельно.
Продолжительность тестирования – 3 часа.
Во время проведения тестирования по биологии абитуриенты должны соблюдать следующие правила:
работать самостоятельно;
не пользоваться какими-либо справочными материалами (учебные пособия, словари и т.п.);
использовать для выполнения черновой работы и окончательного оформления только чистые листы со штампом Пермского института ФСИН России;
при возникновении вопросов, связанных с проведением экзамена, абитуриент поднятием руки обращается к экзаменатору и при его подходе задаёт вопрос, не отвлекая внимания других экзаменующихся.
Требования к ответу абитуриента:
1. Знать в соответствии с программой средней школы по учебной дисциплине «Биология» ответы на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете.
2. Уметь освещать содержащиеся в билете вопросы в соответствии с планом ответа, выделять причины, значение и последствия биологических явлений.
3. Демонстрировать навыки изложения учебного материала в соответствии с правилами культуры речи.
Содержание дисциплины Биология
Растения, бактерии, грибы, лишайники
Бактерии.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Распространение в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности.
Грибы.
Общая характеристика грибов как живых организмов. Значение грибов в природе и хозяйственной деятельности человека.
Лишайники.
Строение, питание, размножение. Роль в природе и хозяйстве человека.
Отделы растений.
Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей. Размножение водорослей. Бурые водоросли. Красные водоросли. Роль водорослей в природе и народном хозяйстве, их охрана.
Мхи. Строение и размножение. Образование торфа, его значение.
Папоротники. Строение и размножение. Роль в природе и жизни человека. Хвощи. Плауны.
природы, его разнообразие, распространение на Земле. Цветковое растение и его строение.
Семя. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растений). Состав семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростка. Время посева и глубины заделки семян.
Корень. Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней. Типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зоны корня. Рост корня. Понятие о ткани. Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растению. Видоизменения корня. Значения корня.
Лист. Внешнее строение листа. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями, кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки. Дыхание листьев. Испарение воды листьями. Фотосинтез. Роль зеленых растений в природе и жизни человека.
Стебель. Понятие о побеге. Почки вегетативные и цветочные, их строение расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Ветвление стебля. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями: кора, камбий, древесина, сердцевина. Рост стебля в толщину. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Видоизмененные побеги.
Голосеменные. Строение и размножение (на примере сосны, ели или других хвойных), усложнение в процессе эволюции. Распространение хвойных, их значение в природе, хозяйстве.
Покрытосеменные (цветковые). Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле.
Покрытосеменные растения.
Анатомия и морфология цветковых растений. Процессы жизнедеятельности растительного организма. Многообразие цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Семейства: крестоцветные (капустные), розоцветные, бобовые (мотыльковые), пасленовые, сложноцветные (астровые).
Класс Однодольные растения. Семейства: лилейные, злаки.
Отличительные признаки растений перечисленных семейств, их биологические особенности, народно-хозяйственное значение.
Влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов цветковых растений.
Животные
Зоология - наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходства и отличия растений и животных. Классификация животных.
Общие сведения о животном мире.
Многообразие животного мира. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных.
Одноклеточные животные.
Особенности строения и функций клетки одноклеточного организма. Обыкновенная амеба, среда обитания, передвижение, питание, дыхание, выделение, размножение, образование цисты.
Многообразие одноклеточных животных. Зеленая эвглена, особенности ее строения и питания. Инфузория-туфелька. Раздражимость. Малярийный паразит. Морские простейшие (фораминиферы, радиолярии).
Общая характеристика простейших, их значение в природе.
Многоклеточные животные.
Особенности строения и функций клетки многоклеточного животного организма.
Тип Кишечнополостные.
Пресноводная гидра, среда обитания, внешнее строение, лучевая симметрия, двуслойность. Кожно-мускульные, стрекательные, нервные клетки. Нервная система. Рефлекс. Питание. Регенерация. Размножение.
Многообразие кишечнополостных (сцифоидные медузы, коралловые полипы), их значение. Общая характеристика типа.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви.
Тип Плоские черви. Белая планария: среда обитания, внешнее строение. Двусторонняя симметрия. Системы органов.
Многообразие плоских червей. Печеночный сосальщик, бычий цепень, эхинококк. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, обусловленные паразитическим образом жизни.
Тип Круглые черви. Общая характеристика, строение, среда обитания, образ жизни.
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика, строение, среда обитания, образ жизни, характерные представители, значение.
Многообразие паразитических червей и борьба с ними.
Тип Моллюски.
Общая характеристика типа моллюски. Классификация и характеристика класса брюхоногие. Биология большого прудовика.
Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные. Среда обитания, особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Многообразие ракообразных. Общая характеристика класса.
Класс Паукообразные. Особенности внешнего строения, питания, дыхания, поведения паука-крестовика в связи с жизнью на суше.
Клещи. Внешнее строение. Клещи – вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи – возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей. Общая характеристика класса.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса Насекомые. Особенности строения, процессов жизнедеятельности на примере жука. Размножение. Типы развития.
Основные отряды насекомых. Чешуекрылые. Особенности строения, размножения и развития. Приспособленность бабочек к среде обитания. Тутовый шелкопряд. Шелководство.
Двукрылые. Комнатная муха – переносчик возбудителей опасных заболеваний человека и меры борьбы с ней.
Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Состав и жизнь пчелиной семьи. Инстинкты – основы поведения насекомых. Пчеловодство.
Многообразие насекомых (колорадский жук, муравьи, наездники и др.), их роль в природе; практическое и эстетическое значение.
Тип Хордовые.
Ланцетник. Среда обитания. Особенности строения ланцетника как низшего хордового.
Классы Хрящевые и Костные рыбы.
Среда обитания рыб. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры. Полость тела, системы внутренних органов, их функции. Обмен веществ. Нервная система и органы чувств. Рефлексы. Поведение.
Размножение, нерест и развитие. Забота о потомстве. Приспособленность к среде обитания. Миграции. Многообразие рыб (хрящевые и костные). Древние кистеперые рыбы – предки земноводных.
Общая характеристика рыб.
Хозяйственное значение рыб: искусственное разведение, прудоводство. Охрана рыб.
Класс Земноводные.
Лягушка: особенности строения, передвижения в связи со средой обитания. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие.
Многообразие земноводных (отряды: хвостатые, бесхвостые), их происхождение, значение и охрана.
Общая характеристика класса. Усложнение земноводных в связи с выходом на сушу.
Класс Пресмыкающиеся.
Общая характеристика пресмыкающихся, строение, среда обитания, образ жизни, характерные представители, значение.
Класс Птицы.
Птицы – высокоорганизованные позвоночные, приспособившиеся к полету. Сезонные явления в их жизни. Прогрессивные черты, отличающие птиц от пресмыкающихся. Происхождение. Место в системе животного мира.
Экологические группы птиц, их роль в природе. Система мероприятий по охране птиц. Практическое и эстетическое значение птиц.
Класс Млекопитающие.
Млекопитающие – наиболее высокоорганизованный класс позвоночных, прогрессивные черты в их строении, размножении, поведении (по сравнению с пресмыкающимися). Высшая нервная деятельность. Происхождение от древних пресмыкающихся. Первозвери. Многообразие плацентарных млекопитающих, их широкое распространение, роль в биогеоценозах (на примере наземных и водного биогеоценозов). Отряды плацентарных: насекомоядные, рукокрылые, парнокопытные, непарнокопытные, приматы, хищные, грызуны, ластоногие, китообразные. Приспособленность видов к среде обитания. Охрана млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Практическое и эстетическое значение.
Сельскохозяйственные животные, их многообразие. Медоносная пчела. Пчеловодство. Значение пчел в природе и жизни человека. Тутовый шелкопряд, его биологические особенности.
Человек и его здоровье
Анатомия, физиология и гигиена человека – науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенический аспект охраны окружающей среды.
Общий обзор организма человека. Организм человека – единое целое. Ткани, органы, системы органов. Основные виды тканей человеческого организма. Их особенности, строение, выполняемые функции. Регуляция и ее виды.
Нервная система. Центральный и периферический отделы нервной системы. Строение и функции спинного и головного мозга. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Вегетативная нервная система. Понятие о peцепторах. Органы чувств. Анализаторы.
Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Условные и безусловные рефлексы. Поведение и психика человека. Познавательная деятельность мозга. Сон и его значение.
Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Общий обзор скелета человека. Соединения костей. Мышцы, основные группы мышц. Сухожилия.
Особенности опорно-двигательной системы человека в связи с прямохождением. Работа мышц. Регуляция деятельности опорно-двигательной системы. Заболевания. Гигиена опорно-двигательной системы. Доврачебная помощь при повреждениях опорно-двигательной системы.
Кровь, кровообращение. Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Состав крови. Строение и функции компонентов крови. Иммунитет. Переливание крови. Органы кровообращения, их строение и функции. Работа сердца. Движение крови по сосудам, большой и малый круги кровообращения. Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы. Возрастные особенности кровеносной системы. Заболевания и их профилактика. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую систему. Доврачебная помощь при нарушениях в работе сердечно-сосудистой системы.
Дыхательная система. Строение дыхательной системы человека. Носовая полость, гортань, трахеи, бронхи, легкие. Их функции. Газообмен в легких и тканях. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхательных движений.
Кожа. Строение и функции кожи. Терморегуляция. Гигиена кожи.
Система органов размножения. Строение и функции. Заболевания и их профилактика. Гигиена.
Пищеварительная система. Особенности переваривания пищи в различных отделах пищеварительной системы. Пищеварительные ферменты и их роль в пищеварении.
Воспроизведение и индивидуальное развитие человека. Культура межличностных отношений. Сексуальность. Оплодотворение. Беременность, предупреждение беременности. Аборт. Роды. Материнство. Уход за новорожденным. Возрастные изменения, периодизация и продолжительность жизни.
Выделительная система. Строение и функции. Регуляция деятельности выделительной системы. Заболевания и профилактика. Гигиена выделительной системы.
Обмен веществ и энергии. Витамины, их роль в обмене веществ. Основные гиповитаминозы. Гипервитаминозы.
Эндокринная система. Эндокринные железы. Значение желез внутренней секреции для роста, развития, регуляции функций организма. Понятие о гормонах. Гормоны поджелудочной железы и надпочечников, их действие на организм.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья. Факторы риска.
Общая биология
Цитология – наука о клетке. Клеточное строение организмов всех царств живой природы. Клетка как элементарная единица живого. Методы изучения клетки. Клеточная теория, ее основные положения. Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в строении и жизнедеятельности клетки. Органические вещества: липиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты, их строение и роль в клетке. Наследственная информация и ее реализация в клетке. Биосинтез белка.
Строение и функции клетки. Плазматическая мембрана и ее функции. Цитоплазма и ее органоиды (митохондрии, хлоропласты, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, рибосомы), особенности их строения и функции. Строение ядра и его функции. Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки бактерий, грибов, растений, животных. Вирусы – неклеточные формы. Вирус СПИДа.
Микробиология как отрасль биологии.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке (метаболизм). Ферменты, их роль в обмене веществ. АТФ – аккумулятор энергии, ее роль в метаболизме. Роль обмена веществ в обеспечении клетки строительным материалом и энергией. Энергетический обмен в цитоплазме и митохондриях. Синтез молекул АТФ – сущность энергетического обмена.
Фотосинтез. Пластический обмен в растительной клетке.
Размножение и индивидуальное развитие организма. Способы деления клетки. Способы размножения. Гаметогенез. Онтогенез.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Методы изучения генетики: моногибридное, дигибридное, полигибридное и анализирующее скрещивание, анализ потомства.
Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Закон единообразия гибридов первого поколения. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозигота и гетерозигота. Промежуточный характер наследования. Аллельные гены. Фенотип и генотип.
Закон расщепления признаков. Статистический характер явления расщепления. Цитологические основы единообразия гибридов первого поколения и расщепления признаков во втором поколении.
Закон независимого наследования и его цитологические основы.
Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Кроссинговер. Генетика пола.
Генотип как целостная исторически сложившаяся система.
Хромосомная теория наследственности.
Роль генотипа и условий среды в формировании фенотипа. Изменчивость, ее виды. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, виды мутаций, их причины. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Экспериментальное получение мутаций. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.
Значение генетики для сельского хозяйства, медицины и здравоохранения. Методы изучения генетики человека.
Наследственные болезни человека и их предупреждение. Вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на наследственность человека.
Генетика как научная основа селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.
Значение для селекции исходного материала. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции.
Особенности селекции растений. Самоопыление перекрестно-опыляемых растений. Гетерозис. Отдаленная гибридизация и полиплоидия. Центры происхождения и многообразия культурных растений.
Особенности селекции животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственно ценных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных.
Достижения селекции в России. Биотехнология и ее направления.
Роль селекции в сохранении видового разнообразия органического мира.
Организм и окружающая среда. Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Приспособленность организмов к экологическим факторам среды.
Сезонные изменения в природе и приспособленность к ним организмов. Фотопериодизм. Воздействие антропогенных факторов на организмы.
Вид – основная систематическая единица. Критерии вида. Разнообразие видов растений и животных. Местные виды растений и животных. Редкие виды. Охрана видов.
Популяция – структурная единица вида. Состав популяции и взаимоотношения ее особей. Численность популяций, ее изменение. Причины изменения численности популяций. Регулирование численности популяций как основа их рационального использования и сохранения видов. Красные книги. Система кадастров.
Биогеоценоз. Разнообразие популяций разных видов в биогеоценозе. Пищевые, пространственные, генетические связи между организмами. Организмы – производители, потребители, разрушители. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Доминирующие виды, их роль в биогеоценозе. Круговорот веществ и поток энергии. Изменения в биогеоценозах. Саморегуляция. Биогеоценозы естественные (лес, луг, водоем) и искусственные (агроценозы: поле, сад, огород). Смена биогеоценозов. Охрана биогеоценозов.
Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ее возникновении. Границы биосферы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество, его роль в круговороте веществ и превращении энергии. Значение круговорота веществ для существования биосферы, роль солнечной энергии и растений в этом процессе. Влияние хозяйственной деятельности на биосферу. Глобальные последствия этой деятельности. Сохранение равновесия в биосфере.
Додарвинский период развития биологии. Труды К. Линнея, Ж.Б. Ламарка.
Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Доказательства эволюции.
Синтетическая теория эволюции. Популяция. Мутации, комбинативная изменчивость – причины генетической неоднородности особей в популяции. Закон Харди - Вайнберга. Популяционные волны. Изоляция.
Естественный отбор – направляющий фактор эволюции, его ведущая роль. Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, разрывающий, половой.
Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности. Видообразование.
Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообразие видов.
Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции. Биологический прогресс и регресс.
Значение теории эволюции для развития естествознания, научного объяснения истории развития органического мира.
Возникновение жизни на Земле. Сущность жизни и ее определение. Научные гипотезы о возникновении жизни. Синтез органических веществ из неорганических не биологическим путем. Свойства первичных организмов.
Развитие органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира в архейскую и протерозойскую эры: возникновение клеточной формы жизни, прокариот и эукариот.
Основные ароморфозы в эволюции органического мира в палеозойскую эру. Выход растений на сушу, появление псилофитов, мхов, папоротниковидных, голосеменных. Древние хордовые. Древние кистеперые рыбы как предки земноводных. Возникновение и расцвет пресмыкающихся.
Основные ароморфозы в растительном и животном мире в мезозойскую эру. Развитие покрытосеменных. Развитие насекомых, птиц, млекопитающих животных и покрытосеменных растений в кайнозойскую эру.
Происхождение человека. Ч. Дарвин о происхождении человека. Основные стадии антропогенеза.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ