F2: 9/16 дисковидная, 6/16шарообразная, 1/16 продолговатая.
7. Определите тип взаимодействия генов при наследовании признаков у кур:
а) полимерия;
б) комплементарность;
в) плейотропия;
г) рецессивный эпистаз;
д) доминантный эпистаз.
Розовидный(3/16), гороховидный (3/16), ореховидный (9/16), простой (1/16).
8. При скрещивании растений лука с красной чешуей было получено три фенотипических класса в соотношении : 9:3:4. Определите тип взаимодействия генов:
а) полимерия;
б) комплементарность;
в) плейотропия;
г) рецессивный эпистаз;
д) доминантный эпистаз.
9. При взаимодействии генов по типу комплементарности с фенотипическим проявлением каждого из доминантных аллелей и рецессивной гомозиготой в потомстве гетерозиготы по двум генам F2 следует ожидать расщепление:
а) 9:7; б) 9:6:1; в) 9:3:4; г) 9:3:3:1; | д) 12:3:1; е) 13:3; ж) 15:1. |
10. Полимерия это:
а) один ген определяет развитие несколько признаков и свойств организмов;
б) происходит подавление действия одного гена другим, ему не аллельны;
в) форма взаимодействия неаллельных генов, при котором одновременное действие нескольких доминантных генов дает новый признак;
г) взаимодействие неаллельных множественных генов, однозначно влияющих на развитие одного и того же признака, степень проявления признака зависит от количества генов.
5. Выполните самостоятельную внеаудиторную работу:
Составление генетических задач: генетическое обоснование своей группы крови и резус-фактора.
Методические указания к практическому занятию по теме: Составление родословных. Изучение методов генетики человека с целью пропаганды ЗОЖ как фактора, исключающего наследственную патологию с использованием
Microsoft Office Power Point.
Цель: закрепить теоретические знания по теме: Составление родословных. Изучение методов генетики человека с целью пропаганды ЗОЖ как фактора, исключающего наследственную патологию с использованием Microsoft Office Power Point, ознакомить с генеалогическим методом изучения родословных, выявить особенности наследования различных признаков, используя родословные, определять тип наследования по родословной, определять генотип членов родословной, прогнозировать проявление признака в следующих поколениях. Совершенствовать практические умения и навыки по составлению родословной своей семьи, решения генетических задач.
Рекомендуемая литература и ЭОР:
Основные источники:
1. Генетика человека с основами медицинской генетики: учебник/ Е.К. Хандогина, И.Д. Терехова, С.С. Жилина, М.Е. Майорова, В.В. Шахтарин.-2-е изд. перераб. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 г. стр 143-163.
2. Медицинская генетика: учебник/ Л.В.Акуленко, И.В. Угаров; под ред. О.О. Янушевича и С.Д. Арутюнова.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011г стр 9-12; 23-25; 129-131.
Дополнительные источники:
1. Гайнутдинов И.К. Рубан Э.Д. Медицинская генетика. Ростов-на-Дону,
"Феникс", 2013 г.
Электронный образовательный ресурс:
Акуленко, Л.В., Угаров, И.В. Медицинская генетика [Электронный ресурс]: учеб. /Л.В.Акуленко,И.В.Угаров.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2013. // ЭБС Консультант студентаГенетика человека с основами медицинской генетики [Электронный ресурс]: учеб./Е.К.Хандогина и др.-2-е изд., доп.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014. // ЭБС Консультант студентаМедицинская генетика [Электронный ресурс]: учеб. /Под ред. Н.П. Бочкова.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. // ЭБС Консультант студента
Медицинская генетика [Электронный ресурс]: учеб. /Под ред. О.О.Янушевича, С.Д.Арутюнова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
Методические указания:
Задание № 1.
Заполните схему «Классификация основных методов наследственности человека».
Основные методы изучения наследственности человека
Задание № 2.
Заполните таблицу : «Клинико-генеалогический метод».
Особенности метода | Клинико-генеалогический метод |
Задачи метода | |
Этапы генеалогического анализа | |
Правила графического изображения родословной |
Задание № 3.
Проанализируйте представленные родословные и решите задачи:
Задача 1
В семейной родословной встречается признак – «седая прядь волос», который наследуется как доминантный (рис.1).
Определите генотипы и сходных родителей. Какие потомки ожидаются от брака двоюродных сестер и братьев: а)1 и 5; б)2 и 6 ?.
1 2 3 4 5 6 7 8
Рис.1. Наследование признака «седая прядь волос».
Задача 2
По представленной родословной (рис.2) «Наследование заболевания в семье» Определите характер наследования тяжелого заболевания.
Рис. 2. Наследование заболевания в семье.
Установите возможные генотипы:
а) исходных родителей;
б) потомков первого поколения 1, 2, 3;
в) потомков второго поколения 4, 5;
г) потомков третьего поколения 6, 7, 8.
Задача 3
Пробанд страдает ночной слепотой. Его два брата также больны. По линии отца пробанда страдающих ночной слепотой не было. Мать пробанда больна. Две сестры и два брата матери пробанда здоровы. Они имеют только здоровых детей. По материнской линии дальше известно: бабушка больна, дед здоров; прадедушка (отец бабушки) страдал ночной слепотой, сестра и брат прадедушки были больны; прапрадедушка болен, его брат, имеющий больную дочь и двух больных сыновей, также болен. Жена пробанда, ее родители и родственники здоровы.
Определите вероятность рождения больных детей в семье пробанда.
Задача 4
Молодожены нормально владеют правой рукой. В семье женщины было ещё две сестры, нормально владеющие правой рукой, и три брата - левши. Мать женщины – правша, отец – левша. У отца есть сестра и брат левши и сестра и брат правши. Дед по линии отца правша, бабка – левша. У матери женщины есть два брата и сестра – все правши. Мать мужа – правша, отец – левша. Бабки и деды со стороны матери и отца нормально владели правой рукой.
Определите вероятность рождения в этой семье детей, владеющих левой рукой.
Задание № 4.
Ответьте на тестовые задания.
1. Денверская классификация хромосом основывается на:
а) специфической окраске неоднородных фрагментов метафазной хромосомы;
б) длине и расположении центромеры;
в) количестве вторичных перетяжек;
г) отношении короткого плеча к длинному.
2. Денверская классификация хромосом к группе В относит хромосомы:
а) большие субметацентрические;
б) самые большие метацентрические;
в) средние субметацентрические;
г) средние акроцентрические.
3. Признак наследуется по доминантному Х-сцепленному типу, если:
а) встречается в каждом поколении у мужчин и женщин равноправно;
б) встречается в каждом поколении у мужчин и женщин, но отец-носитель
признака передает его всем своим дочерям;
в) встречается не в каждом поколении, но у мужчин редко;
г) встречается не в каждом поколении, как у мужчин, так и у женщин редко;
д) встречается у всех мужчин одного рода.
4. Близнецовый метод изучения генетики позволяет изучить:
а) активность ферментных систем (генные биохимические мутации);
б) частоту генов и генотипов в популяции людей;
в) роль генотипа и среды в проявлении признаков;
г) тип наследования гена;
д) мутагенное действие лекарственных препаратов.
5. Биохимический метод изучения генетики позволяет изучить:
а) активность ферментных систем (генные биохимические мутации);
б) частоту генов и генотипов в популяции людей;
в) роль генотипа и среды в проявлении признаков;
г) тип наследования гена;
д) мутагенное действие лекарственных препаратов.
6. К инвазионным методам пренатальной диагностики относят:
а) биопсию плаценты;
б) экспресс-методы;
в) популяционно-статистический метод;
г) биохимический метод;
д) амниоцентез.
7. Клинико-генеалогический метод был предложен:
а) А. Юстом;
б) Ф. Гальтоном;
в) К. Фордом;
г) П. Джекобсом;
д) Дж. Стронгом.
5. Выполните самостоятельную внеаудиторную работу:
Поиск информации с помощью поисковых систем Интернет: Yandex, Google
Тематика: -Применение различных методов изучения генетики человека в современной медицине.
Методические указания к практическому занятию по теме: