F2: 9/16 дисковидная, 6/16шарообразная, 1/16 продолговатая.

7. Определите тип взаимодействия генов при наследовании признаков у кур:

а) полимерия;

б) комплементарность;

в) плейотропия;

г) рецессивный эпистаз;

д) доминантный эпистаз.

Розовидный(3/16), гороховидный (3/16), ореховидный (9/16), простой (1/16).

8. При скрещивании растений лука с красной чешуей было получено три фенотипических класса в соотношении : 9:3:4. Определите тип взаимодействия генов:

а) полимерия;

б) комплементарность;

в) плейотропия;

г) рецессивный эпистаз;

д) доминантный эпистаз.

9. При взаимодействии генов по типу комплементарности с фенотипическим проявлением каждого из доминантных аллелей и рецессивной гомозиготой в потомстве гетерозиготы по двум генам F2 следует ожидать расщепление:

а) 9:7; б) 9:6:1; в) 9:3:4; г) 9:3:3:1; д) 12:3:1; е) 13:3; ж) 15:1.  

10. Полимерия это:

а) один ген определяет развитие несколько признаков и свойств организмов;

б) происходит подавление действия одного гена другим, ему не аллельны;

в) форма взаимодействия неаллельных генов, при котором одновременное действие нескольких доминантных генов дает новый признак;

г) взаимодействие неаллельных множественных генов, однозначно влияющих на развитие одного и того же признака, степень проявления признака зависит от количества генов.

5. Выполните самостоятельную внеаудиторную работу:

Составление генетических задач: генетическое обоснование своей группы крови и резус-фактора.

Методические указания к практическому занятию по теме: Составление родословных. Изучение методов генетики человека с целью пропаганды ЗОЖ как фактора, исключающего наследственную патологию с использованием

Microsoft Office Power Point.

Цель: закрепить теоретические знания по теме: Составление родословных. Изучение методов генетики человека с целью пропаганды ЗОЖ как фактора, исключающего наследственную патологию с использованием Microsoft Office Power Point, ознакомить с генеалогическим методом изучения родословных, выявить особенности наследования различных признаков, используя родословные, определять тип наследования по родословной, определять генотип членов родословной, прогнозировать проявление признака в следующих поколениях. Совершенствовать практические умения и навыки по составлению родословной своей семьи, решения генетических задач.

Рекомендуемая литература и ЭОР:

Основные источники:

1. Генетика человека с основами медицинской генетики: учебник/ Е.К. Хандогина, И.Д. Терехова, С.С. Жилина, М.Е. Майорова, В.В. Шахтарин.-2-е изд. перераб. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 г. стр 143-163.

2. Медицинская генетика: учебник/ Л.В.Акуленко, И.В. Угаров; под ред. О.О. Янушевича и С.Д. Арутюнова.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011г стр 9-12; 23-25; 129-131.

Дополнительные источники:

1. Гайнутдинов И.К. Рубан Э.Д. Медицинская генетика. Ростов-на-Дону,
"Феникс", 2013 г.

Электронный образовательный ресурс:

Акуленко, Л.В., Угаров, И.В. Медицинская генетика [Электронный ресурс]: учеб. /Л.В.Акуленко,И.В.Угаров.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2013. // ЭБС Консультант студентаГенетика человека с основами медицинской генетики [Электронный ресурс]: учеб./Е.К.Хандогина и др.-2-е изд., доп.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014. // ЭБС Консультант студентаМедицинская генетика [Электронный ресурс]: учеб. /Под ред. Н.П. Бочкова.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. // ЭБС Консультант студента

Медицинская генетика [Электронный ресурс]: учеб. /Под ред. О.О.Янушевича, С.Д.Арутюнова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.

Методические указания:

Задание № 1.

F2: 9/16 дисковидная, 6/16шарообразная, 1/16 продолговатая. - student2.ru F2: 9/16 дисковидная, 6/16шарообразная, 1/16 продолговатая. - student2.ru F2: 9/16 дисковидная, 6/16шарообразная, 1/16 продолговатая. - student2.ru F2: 9/16 дисковидная, 6/16шарообразная, 1/16 продолговатая. - student2.ru F2: 9/16 дисковидная, 6/16шарообразная, 1/16 продолговатая. - student2.ru Заполните схему «Классификация основных методов наследственности человека».

Основные методы изучения наследственности человека

                           
    F2: 9/16 дисковидная, 6/16шарообразная, 1/16 продолговатая. - student2.ru   F2: 9/16 дисковидная, 6/16шарообразная, 1/16 продолговатая. - student2.ru
 
  F2: 9/16 дисковидная, 6/16шарообразная, 1/16 продолговатая. - student2.ru   F2: 9/16 дисковидная, 6/16шарообразная, 1/16 продолговатая. - student2.ru   F2: 9/16 дисковидная, 6/16шарообразная, 1/16 продолговатая. - student2.ru   F2: 9/16 дисковидная, 6/16шарообразная, 1/16 продолговатая. - student2.ru   F2: 9/16 дисковидная, 6/16шарообразная, 1/16 продолговатая. - student2.ru
 

Задание № 2.

Заполните таблицу : «Клинико-генеалогический метод».

Особенности метода Клинико-генеалогический метод
Задачи метода  
Этапы генеалогического анализа  
Правила графического изображения родословной    

Задание № 3.

Проанализируйте представленные родословные и решите задачи:

Задача 1

В семейной родословной встречается признак – «седая прядь волос», который наследуется как доминантный (рис.1).

Определите генотипы и сходных родителей. Какие потомки ожидаются от брака двоюродных сестер и братьев: а)1 и 5; б)2 и 6 ?.

F2: 9/16 дисковидная, 6/16шарообразная, 1/16 продолговатая. - student2.ru

1 2 3 4 5 6 7 8

Рис.1. Наследование признака «седая прядь волос».

Задача 2

По представленной родословной (рис.2) «Наследование заболевания в семье» Определите характер наследования тяжелого заболевания.

F2: 9/16 дисковидная, 6/16шарообразная, 1/16 продолговатая. - student2.ru

Рис. 2. Наследование заболевания в семье.

Установите возможные генотипы:

а) исходных родителей;

б) потомков первого поколения 1, 2, 3;

в) потомков второго поколения 4, 5;

г) потомков третьего поколения 6, 7, 8.

Задача 3

Пробанд страдает ночной слепотой. Его два брата также больны. По линии отца пробанда страдающих ночной слепотой не было. Мать пробанда больна. Две сестры и два брата матери пробанда здоровы. Они имеют только здоровых детей. По материнской линии дальше известно: бабушка больна, дед здоров; прадедушка (отец бабушки) страдал ночной слепотой, сестра и брат прадедушки были больны; прапрадедушка болен, его брат, имеющий больную дочь и двух больных сыновей, также болен. Жена пробанда, ее родители и родственники здоровы.

Определите вероятность рождения больных детей в семье пробанда.

Задача 4

Молодожены нормально владеют правой рукой. В семье женщины было ещё две сестры, нормально владеющие правой рукой, и три брата - левши. Мать женщины – правша, отец – левша. У отца есть сестра и брат левши и сестра и брат правши. Дед по линии отца правша, бабка – левша. У матери женщины есть два брата и сестра – все правши. Мать мужа – правша, отец – левша. Бабки и деды со стороны матери и отца нормально владели правой рукой.

Определите вероятность рождения в этой семье детей, владеющих левой рукой.

Задание № 4.

Ответьте на тестовые задания.

1. Денверская классификация хромосом основывается на:

а) специфической окраске неоднородных фрагментов метафазной хромосомы;

б) длине и расположении центромеры;

в) количестве вторичных перетяжек;

г) отношении короткого плеча к длинному.

2. Денверская классификация хромосом к группе В относит хромосомы:

а) большие субметацентрические;

б) самые большие метацентрические;

в) средние субметацентрические;

г) средние акроцентрические.

3. Признак наследуется по доминантному Х-сцепленному типу, если:

а) встречается в каждом поколении у мужчин и женщин равноправно;

б) встречается в каждом поколении у мужчин и женщин, но отец-носитель

признака передает его всем своим дочерям;

в) встречается не в каждом поколении, но у мужчин редко;

г) встречается не в каждом поколении, как у мужчин, так и у женщин редко;

д) встречается у всех мужчин одного рода.

4. Близнецовый метод изучения генетики позволяет изучить:

а) активность ферментных систем (генные биохимические мутации);

б) частоту генов и генотипов в популяции людей;

в) роль генотипа и среды в проявлении признаков;

г) тип наследования гена;

д) мутагенное действие лекарственных препаратов.

5. Биохимический метод изучения генетики позволяет изучить:

а) активность ферментных систем (генные биохимические мутации);

б) частоту генов и генотипов в популяции людей;

в) роль генотипа и среды в проявлении признаков;

г) тип наследования гена;

д) мутагенное действие лекарственных препаратов.

6. К инвазионным методам пренатальной диагностики относят:

а) биопсию плаценты;

б) экспресс-методы;

в) популяционно-статистический метод;

г) биохимический метод;

д) амниоцентез.

7. Клинико-генеалогический метод был предложен:

а) А. Юстом;

б) Ф. Гальтоном;

в) К. Фордом;

г) П. Джекобсом;

д) Дж. Стронгом.

5. Выполните самостоятельную внеаудиторную работу:

Поиск информации с помощью поисковых систем Интернет: Yandex, Google

Тематика: -Применение различных методов изучения генетики человека в современной медицине.

Методические указания к практическому занятию по теме:

Наши рекомендации