А17.В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались
ЧАСТЬ 1.
А1. Почему бактерии относят к организмам прокариотам?
1) состоят из одной клетки
2) имеют мелкие размеры
3) не имеют оформленного ядра
4) являются гетеротрофными
А2. Гриб в составе лишайника
1) создает органические вещества из неорганических
2) поглощает воду и минеральные соли
3) расщепляет органические вещества до минеральных
4) осуществляет связь лишайника с окружающей средой
А3. Процесс дыхания у растений происходит
1) в специальных органах
2) во всех живых клетках
3) только в клетках с хлоропластами
4) только в молодых клетках
А4. Почему водоросли относят к царству растений?
1) В их клетках происходит дыхание.
2) В их клетках происходит фотосинтез.
3) Они размножаются.
4) Они имеют клеточное строение.
А5. Какую роль играют растения семейства бобовых в природе?
1) служат продуктом питания для человека
2) обогащают почву азотными солями
3) являются полноценным кормом для скота
4) на их корнях обитают клубеньковые бактерии
А6. Доказательством родства всех видов растений служит
1) клеточное строение растительных организмов
2) наличие ископаемых остатков
3) вымирание одних видов и образование новых
4) взаимосвязь растений и окружающей среды
А7. Процесс фотосинтеза следует рассматривать как одно из важных звеньев круговорота углерода в биосфере, так как в ходе его
1) растения вовлекают углерод из неживой природы в живую
2) растения выделяют в атмосферу кислород
3) организмы выделяют углекислый газ в процессе дыхания
4) промышленные производства пополняют атмосферу углекислым газом
А8.К какому семейству относят картофель, томаты, у которых цветок пятичленного типа со сросшимся околоцветником и плод – ягода?
1) пасленовых
2) бобовых
3) крестоцветных
4) лютиковых
А9.Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?
1)корневое давление
2) фотосинтез
3) саморегуляция
4) круговорот веществ
А10.Почему грибы, собранные возле автомобильной трассы, опасно употреблять в пищу?
1) в них мало питательных веществ
2) они очень медленно растут и невкусные
3) в них накапливается много вредных, токсичных веществ
4) в них накапливается много нитратов
А11. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?
1)в процессе фотосинтеза образуются органические вещества
из неорганических
2) не нуждаются в воде при оплодотворении
3) относятся к высшим споровым растениям
4) имеют корни и хорошо развитие проводящие ткани
А12.В процессе дыхания растения поглощают
1)озон
2) азот
3) кислород
4) углекислый газ
А13. Растения отдела покрытосеменных в отличие от голосеменных 1)имеют корень, стебель, листья
2) имеют цветок и плод
3) размножаются семенами
4) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза
А14.К автотрофным организмам относят
1)мукор
2) дрожжи
3) пеницилл
4) хлореллу
А15. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?
1)использование солнечной энергии при фотосинтезе
2) неограниченный рост в течение всей жизни
3) синтез органических веществ из неорганических 4) выделение кислорода в атмосферу
А16.К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани?
1)мхов
2) хвощей
3) водорослей
4) лишайников
А17.В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались
1)ткани
2) споры
3) семена
4) половые клетки
А18. Мхи – более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они
1)имеют органы и ткани
2) размножаются спорами
3) многоклеточные организмы
4) способны поглощать газы и воду из атмосферы
А19. Клубень и луковица – это
1)органы почвенного питания
2) видоизменённые побег
3) генеративные органы
4) зачаточные побеги
А20.Организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания, называют
1)аэробами
2) анаэробами
3) гетеротрофами
4) автотрофами
А21.Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе
1)сапротрофов
2) паразитов
3) автотрофов
4) симбионтов
А22.Плод покрытосеменных образуется из
1)семязачатков
2) завязи пестика
3) околоплодника
4) пыльцевых зёрен
А23.Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют 1)проводящие системы
2) цветков и плодов
3) хлоропластов в клетках
4) эпидермиса с устьицами
А24.Что представляет собой микориза?
1)грибокорень
2) корневую систему растения
3) грибницу, распространившуюся в почве
4) нити гриба, образующие плодовое тело
А25.У растений, полученных путем вегетативного размножения
1)повышается адаптация к новым условиям
2) появляется много новых признаков
3) набор генов идентичен родительскому
4) проявляется комбинативная изменчивость
А26.Укажите признак, характерный только для царства растений1)имеют клеточное строение
2) дышат, питаются, растут, размножаются
3) имеют фотосинтезирующую ткань
4) питаются готовыми органическими веществами
А27.Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семейство розоцветных, так как у них
1)одинаковые потребности в воде и освещении
2) цветки имеют сходное строение
3) стержневая корневая система
4) сходное строение побегов
А28.Чем отличается спора гриба от споры бактерии?1)представлена только одной клеткой
2) выполняет функцию размножения
3) разносится ветром на большое расстояние
4) служит приспособлением к неблагоприятным условиям
А29.Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, зависит от1)корневого давления и испарения воды листьями 2) скорости оттока питательных веществ из листьев ко всем органам 3) скорости роста и развития растения
4) процесса деления и роста клеток корня
А30.Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно1)размножение семенами
2) автотрофное питание
3) наличие вегетативных органов
4) отсутствие вокруг семян плодовых оболочек
А31.Сигналом, вызывающим наступление листопада у растений в умеренном климате, служит
1)понижение температуры воздуха
2) сокращение длины светового дня
3) уменьшение питательных веществ в почве
4) образование пробкового слоя в черешке
А32.Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к1)улучшению минерального питания растений
2) повышению интенсивности фотосинтеза
3) экономному расходу воды
4) улавливанию солнечного света
А33.К какой группе по типу питания относят почвенных бактерий гниения?1)хемотрофов 3) фототрофов
2) сапротрофов 4) симбионтов
ЧАСТЬ 2.
В1.Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны.
ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ | ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ | ||||||||
1) | выделяют в особое царство | А) | грибы | ||||||
2) | тело представляет собой слоевище | Б) | лишайники | ||||||
3) | имеют плодовое тело | ||||||||
4) | по способу питания –гетеротрофы | ||||||||
5) | вступают в симбиоз с корнями растений | ||||||||
6) | представляют симбиоз грибов и водорослей | ||||||||
В2.Для прокариотной клетки характерно наличие
А) | рибосом |
Б) | митохондрий |
В) | оформленного ядра |
Г) | плазматической мембраны |
Д) | эндоплазматической сети |
Е) | одной кольцевой ДНК |
Ответ: ____________. (Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.)
В3.Растения семейства лилейных можно узнать по
1)цветкам трехчленного типа с простым околоцветника
2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником
3) видоизмененным подземным побегам в виде луковиц и корневищ
4) видоизмененным надземным побегам в виде усов и лазающих стеблей
5) образованию плодов – ягода или коробочка
6) образованию плодов – орех или стручок
Обведенные цифры запишите в бланк ответов в порядке возрастания (не более трех).
В4.Установите последовательность групп растений в порядке их усложнения в процессе эволюции
А) голосеменные Г) покрытосеменные
Б) водоросли Д) папоротники
В) псилофиты.
В5.Особенности, характерные для лишайников,
1)представляют самостоятельную группу организмов
2) занимают промежуточное положение между царствами растений и
животных
3) чувствительны к загрязнению окружающей среды
4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы
5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов
6) состоят из одинаковых клеток
Обведенные цифры запишите в бланк ответов в порядке возрастания (не более трех).
В6.Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей
А) Редька Г) Редька дикая
Б) Крестоцветные Д) Покрытосеменные
В) Двудольные
В7.Установите последовательность процессов, характерных для листопада
А) образование отделительного слоя от черешка
Б) накопление в листьях вредных веществ в течение лета
В) опадение листьев
Г) разрушение хлорофилла вследствие уменьшения количества света
Д) изменение окраски листьев
ЧАСТЬ 3.
С1.Какие признаки характерны для царства растений?
С2. Какие признаки характерны для моховидных растений?
С3.Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.
С4.В ХVII веке голландский учёный ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.
С5.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Они растут только в первые годы жизни. 5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.
С6.Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.