Quot; Виды изменчивости и виды мутаций у человека.
Факторы мутагенеза"
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
.............................................................................................................................................
Тема 7
Хромосомные болезни. Генные болезни.
Наследственное предрасположение к болезням Цели самоподготовки
После самоподготовки студент должен
знать:
· наследственные болезни и их классификацию;
· синдромы Дауна, Эдвардса, Патау; клиника, цитогенетические варианты;
· синдромы Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера, трисомии- Х, дисомии по Y- хромосоме.;
· причины генных заболеваний;
· аутосомно-доминантные заболевания;
· аутосомно-рецессивные заболевания;
· Х - сцепленные рецессивные и доминантные заболевания;
· У- сцепленные заболевания;
· виды мультифакториальных признаков;
· особенности наследования прерывистых мультифакториальных заболеваний;
· методы изучения мультифакториальных заболеваний;
уметь:
·пользоваться терминами по теме
Задание №1 Инструктаж:заполнить таблицу
Задание №2 Инструктаж: заполнить таблицу
|
|
Задание №3
Инструктаж:
1.Определить кариотип............................................................................................
2.Установить пол......................................................................................................
3. Установить тип гетероплоидии...........................................................................
4. Определить синдром.............................................................................................
Задание №4
Инструктаж:
1.Определить кариотип............................................................................................
2.Установить пол.......................................................................................................
3. Установить тип гетероплоидии............................................................................
4. Определить синдром............................................................................................
Задание№5 Мультифакторальные заболевания
Инструктаж:составить опорный конспект
Темы для составления электронных презентаций и подготовки реферативных сообщений :
· Проявление умственной отсталости при хромосомных синдромах
· Клинические проявления хромосомных перестроек
· Главные черты клинической картины генных болезней
· Наследственные болезни обмена, распространенные в Краснодарском крае
· Клинический полиморфизм генных заболеваний и его причины
· Клинико-генеалогические доказательства наследственной предрасположенности
· Возможные механизмы развития болезней с наследственной предрасположенностью
Составить план лекции: "Хромосомные болезни"
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
Составить план лекции: "Генные болезни. Наследственное предрасположение к болезням"
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
Тема № 8
Диагностика, профилактика и лечение наследственных заболеваний.
Медико-генетическое консультирование
Цели самоподготовки
После самоподготовки студент должен
знать:
· показания к медико-генетическому консультированию;
· этапы медико-генетического консультирования;
· лабораторные методы диагностики наследственных болезней;
· принципы лечения наследственных болезней;
· виды профилактики наследственных болезней;
· перспективное и ретроспективное консультирование;
· массовые, скринирующие методы выявления наследственных заболеваний;
· пренатальная диагностика (неинвазивные и инвазивные методы);
· неонатальный скрининг
уметь:
· пользоваться терминами по теме;
· решать ситуационные задачи.
Задание №1
Инструктаж:установить соответствие между утверждением и его соответствием истине
А. Истинные утверждения Б. Ложные утверждения
1. Врачи имеют возможность прогнозировать вероятность рождения второ- го здорового ребенка, если первый был с наследственным заболеванием.
2. Рекомендации медико-генетических консультаций являются обязатель- ными и не требуют добровольного согласия супругов.
3. Врачи не рекомендуют браки между носителями наследственных заболе- ваний.
4. Близкородственные браки не влияют на частоту наследственных заболе- ваний.
А -Б -
Задание №2
Инструктаж:установить соответствие между одной цифрой и одной буквой
Этапы медико-генетического консультирования
События
I этап а) пропаганда медико-генетических
знаний
II этап б)расчет риска
III этап в)дородовая диагностика г)уточнение диагноза
д) совет супругам
I этап -
II этап -
III этап -
Задача №1
Супруги В-ко обратились в МГК 3. 04.78 г. по прогнозу потомства в связи с болезнью Дауна у ребенка, который умер на 3-м месяце жизни от сеп- сиса. Женщине 24 года, здорова. При осмотре обнаруживается правильное те- лосложение. Дерматоглифы рук без патологии. Кариотип 46,ХХ. Родословная без сигнального отягощения. Мужу 26 лет, здоров, имеет правильное телосло- жение, дерматоглифы рук без патологии. Кариотип 46,XV. Родословная без особенностей.
Инструктаж:ответить на вопросы письменно
1. Каков прогноз потомства по болезни Дауна у данных родителей?
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
2. Необходимо ли было определение кариотипов у них?
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
3.Как изменится прогноз потомства по болезни Дауна у этих же супругов через
10-15 лет?.......................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
4. Составить план- конспект беседы о роли МГК в планировании здоровой семьи
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
Задача №2
Больная Т-ко, 27 лет, направлена в МГК 24.03.78 года по поводу беспло- дия в 5-летнем браке. Выяснено, что у женщины никогда не было менструаций. При обследовании обнаружено: рост 142 см, вес 50 кг, короткая шея с крыло- видными складками. Искривление ключиц и позвоночника. На лице, туловище и конечностях большое количество пигментированных родинок. Низкий рост волос на шее сзади. Молочные железы недоразвиты, соски их резко втянуты. Половое оволосение скудное. Дальнозоркость обоих глаз. Интеллект не нару- шен. При гинекологическом обследовании определяется очень маленькая, не- доразвитая матка, яичники в виде тяжей. Дерматоглифика с грубыми патологи- ческими знаками. Половой хроматин (тельца Барра) в буккальном соскобе не обнаружен. В родословной случаев низкорослости и бесплодия неизвестно.
Инструктаж:ответить на вопросы письменно
1. Какой диагноз можно поставить женщине?
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
2. Какой можно ожидать у нее кариотип?
.........................................................................................................................................
3. Какие признаки являются решающими в постановке диагноза?
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
4. Составить план беседы о роли МГК в планировании здоровой семьи
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
Задание №2
Инструктаж:заполнить таблицу
№ | Методы генетики человека | Применение в МГК | Этап МГК |
Темы для составления электронных презентаций и подготовки реферативных сообщений :
· Эффективность медико-генетических консультаций
· Доклиническая диагностика и профилактическое лечение наследственных болезней
· Просеивающие программы диагностики наследственных болезней
· История развития медико-генетических консультаций в нашей стране и за рубежом
· Евгеника
Составить план лекции: