Биология клетки. организация наследственного материала и его реализация
ПРИМЕР БИЛЕТА НА КОЛОКВИУМЕ
Уважаемые студенты!
Оценка в баллах по каждому вопросу обозначена в конце группы однозначных заданий. Общая оценка складывается из суммы всех заработанных баллов.
Максимальное количество баллов – 47; за оценку
«отлично» – 47 – 42,5 баллов;
«хорошо» – 42 – 37,5 баллов;
«удовлетворительно» – 37 – 33;
«неудовлетворительно» – ниже 33 баллов.
1. Дать расшифровку понятия:
1.1. Дискретность – это;
1.2. Митохондрии – это;
1.3. Кариограмма – это;
1.4. Транскриптон – это;
1.5. Энхансер – это;
(За каждый правильный ответ – 1,5 бала)
2. Дополнить:
2.1. Клетки размножаются…;
2.2. Эволюционно-значимые изменения генофонда – элементарное явление уровня организации…;
2.3. Белки и мяРНК формируют комплекс…;
(За каждый правильный ответ – 1,5 бала)
3. Раскрыть и охарактеризовать:
3.1. Политения;
3.2. Специальные включения;
3.3. Этапы реализации наследственной информации (экспрессии гена) прокариот;
(За каждый правильный ответ – 5 балов)
4. Определить микропрепарат или электроннограмму, указать особенности строения и выполняемые функции объекта:
4.1. Препарат № 16;
4.2. Электроннограмма № 6;
(За каждый правильный ответ – 5 балов)
5. Решить ситуационную задачу и обосновать ход решения:
5.1. Объясните, почему у зимних спящих сурков и зимующих летучих мышей число митохондрий в клетках сердечной мышцы резко снижено;
5.2. Определите направление синтеза и нуклеотидную последовательность каждой из двух дочерних нитей, которые возникнут при репликации приведённого ниже двухцепочечного фрагмента ДНК:
3' | А | Г | Т | Ц | Т | Т | Г | Ц | А | 5' |
5' | Т | Ц | А | Г | А | А | Ц | Г | Т | 3' |
(За каждый правильный ответ – 5 балов)
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ ПО ТЕМЕ КОЛЛОКВИУМА:
1. Биология как наука о живом. Цели, задачи и методы.
2. Человек – центральный объект современной биологии.
3. Определение жизни (Ф. Энгельс, М.В.Волькенштейн, современная трактовка).
4. Свойства живых систем (фундаментальные свойства и их атрибуты).
5. Происхождение жизни. Гипотезы панспермии, самопроизвольного зарождения, стационарного состояния, гипотеза биохимической эволюции – абиогенеза.
6. Уровни организации живого. Элементарная единица, элементарное явление каждого уровня.
7. Клеточная теория. Современное состояние.
8. Типы клеточной организации. Общие черты организации. Прокариоты.
9. Структурно-функциональная организация эукариотических клеток.
10. Поверхностный аппарат клетки.
11. Цитоплазма и ее составные части.
12. Органоиды. Классификация органоидов.
13. Органоиды мембранного строения.
14. Органоиды немембранного строения.
15. Органоиды специального назначения.
Примечание. При характеристике органоидов знать:
a. когда, кем и при какой микроскопии открыты;
b. локализация в клетках растений и животных;
c. строение при световой и электронной микроскопии;
d. функции.
16. Включения. Группы включений.
17. Сравнительная характеристика растительной и животной клеток.
18. Ядро. Строение интерфазного ядра.
19. Этапы упаковки хроматина.
20. Хроматин. Эухроматин и гетерохроматин.
21. Морфология хромосом. Строение и типы метафазных хромосом.
22. Правила хромосомных наборов.
23. Понятия «кариотип», «кариограмма», «идиограмма».
24. Классификация хромосом человека в кариотипе.
25. Закономерности существования клетки во времени. Клеточный и митотический циклы.
26. Формирование и роль митотического аппарата (ахроматинового веретена) при митозе.
27. Фазы митоза. Биологическое значение митоза.
28. Особенности митоза в растительной и животной клетках.
29. Амитоз. Его значение в норме и при патологии.
30. Клеточная пролиферация, ее роль в медицине.
31. Понятия «политения», «эндомитоз» и «полиплоидия», «мозаицизм».
32. Строение белка. Уровни организации белковой молекулы.
33. Уровни пространственной организации ДНК.
34. Свойства ДНК.
35. Разновидности РНК их строение и функции.
36. Понятие «геном» – в классическом смысле и в молекулярной биологии. Единица измерения объема генома.
37. Основные свойства генов.
38. Основные принципы репликации ДНК. Особенность репликации каждой из двух цепей ДНК.
39. Организация гена у про- и эукариот.
40. Критерии классификации генов. Классификация генов.
41. Свойства генетического кода.
42. Этапы реализации наследственной информации (экспрессии гена) прокариот.
43. Этапы реализации наследственной информации эукариот.
44. События, происходящие на этапе инициации транскрипции.
45. События, происходящие на этапе элонгации транскрипции.
46. События, происходящие на этапе терминации транскрипции.
47. Главные моменты процессинга.
48. Функциональные центры рибосом.
49. Функциональные участки тРНК.
50. Инициация трансляции.
51. Элонгация трансляции.
52. Терминация трансляции.
53. Регуляция экспрессии генов у прокариот. Модель lac-оперона.
54. Регуляция экспрессии генов у эукариот. Уровни регуляции экспрессии у эукариот
55. Регуляция процессинга. Альтернативный сплайсинг, его механизмы.
56. Регуляция трансляции на примере регуляции уровня свободного железа.
57. Посттрансляционный уровень регуляции на примере процессинга белка- проопиомеланокартина.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ
1. Биология / Под ред. В.Н Ярыгина. – М.: Высш. шк., 2005.
2. Руководство к практическим занятиям по биологии: учебное пособие / Под ред. В.В. Маркина. – М.: Медицина, 2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Общая и медицинская генетика / Под ред. В.П. Щипков. – М.: Академия, 2003.
2. Гинтер Е.К. Медицинская генетика / Е.К. Гинтер. – М.: Медицина, 2003.
3. Бочков Н.П. Клиническая генетика / Н.П. Бочков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004.
4. Северцов А.С. Теория эволюции / А.С. Северцов. – М.: Владос, 2005.
5. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика / И.Ф. Жимулев. – Новосибирск: Сибуниверизд, 2007.
6. Методические рекомендации для подготовки к курсовому экзамену по дисциплине «Биология с экологией» / Сост. Т.Я. Орлянская, М.Н. Максимова, Л.С. Смирнова. – Красноярск: КрасГМА, 2007.
7. Григорьев А.И. Экология человека / А.И. Григорьев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
8. Чернова Н.М. Общая экология / Н.М. Чернова. – М.: Дрофа, 2004.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Электронная библиотека по дисциплине Биология. – М.: Русский врач, 2003.
2. ИБС КрасГМУ.
3. БД MedArt.
4. БД Медицина.
5. БД Гении медицины.
____.____.20____
ЗАНЯТИЕ № 7
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
Цель: Изучить процессы бесполого и полового размножения организмов, уяснить виды полового процесса, особенностей строения и этапности формирования половых клеток, а также ознакомиться с биологическими аспектами репродукции человека. Знать особенности формирования половых клеток и возможные их нарушения.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(Проверка самостоятельной внеаудиторной работы)
Основные понятия и положения темы
(дать пояснения понятиям)
РАЗМНОЖЕНИЕ – | |||||||||||||
БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – | |||||||||||||
ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – | |||||||||||||
СПОРЫ – | |||||||||||||
СПОРООБРАЗОВАНИЕ – | |||||||||||||
ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – | |||||||||||||
ФРАГМЕНТАЦИЯ – | |||||||||||||
ЯЙЦЕКЛЕТКА – | |||||||||||||
ГАМЕТОГЕНЕЗ – | |||||||||||||
СПЕРМАТОГЕНЕЗ – | |||||||||||||
ОВОГЕНЕЗ – | |||||||||||||
ОВОТИДА – | |||||||||||||
СПЕРМАТОГОНИЙ – | |||||||||||||
ОВОГОНИЙ – | |||||||||||||
|
Охарактеризуйте процесс партеногенеза. Для каких живых организмов он характерен?
|
Охарактеризовать процесс конъюгации на примере водоросли спирогиры.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работа № 1
Мейоз
МЕЙОЗ – | |
Открыли: |
|
|
СХЕМА МЕЙОЗА
ПРОФАЗА I МЕЙОЗА I
Лептотена – | |||
Зиготена – | |||
Пахитена – | |||
Диплотена – | |||
Диакинез – | |||
ФАЗЫ МЕЙОЗА I
Сделайте зарисовку фаз мейоза I
Профаза I | Метафаза I | Анафаза I | Телофаза I |
Работа № 2