Предложение (из четырех слов)

Существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

II. Индивидуальное задание

Вариант №1

Задание 1.Выполнить тест.

1. Эволюционное изменение, которое ведет к общему подъему уровня организации, называют:

а) Биологическим прогрессом;
б) Биологическим регрессом;
в) Ароморфозом;
г) Идиоадаптацией;
д) Дегенерацией.

2. Следствием ароморфоза не является:

а) Возможность перехода в новую среду обитания;
б) Повышение выживаемости;
в) Снижение смертности;
г) Увеличение численности;
д) Уменьшение ареала.

3. Эволюционное приспособление, которое можно считать идиоадаптацией – это:

а) Появление плавательного пузыря у рыб;
б) Уплощение тела рыб в связи с придонным образом жизни

Задание 2.

1. Заполните таблицу:

2.

Признаки Прогресс Регресс
1. Численность    
2. Размер ареала    
3. Количество видов и подвидов в популяции    
4. Примеры    

Задание 3.Из ниже приведенных ароморфозных черт строения животных выберите те, которые могут характеризовать строение рыб:

  • Трехкамерное сердце и два круга кровообращения
  • Появление плавников
  • Замена осевого скелета хрящевым
  • Появление ячеистых легких
  • Возникновение пятипалой конечности как системы рычагов.
  • Образование жабр
  • Дифференцировка пищеварительной системы на специальные органы – печень, поджелудочная железа.

Задание 4. Выполните следующее задание: Поставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

А – ароморфоз;

И – идиоадаптация;

Д – дегенерация.

  1. Возникновение многоклеточности.
  2. Возникновение хорды.
  3. Образование позвоночника.
  4. Образование пятипалых конечностей.
  5. Образование ластов.
  6. Образование цепкого хвоста (у обезьян).
  7. Образование у земноводных трехкамерного сердца.
  8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения.
  9. Возникновение теплокровности.
  10. Усложнение головного мозга.

Вариант II

Задание 1. Выполните тестовое задание:

1. Уточните определение: “Идиоадаптация представляет собой ........ эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к определенным условиям среды обитания”:

а) Принципиальные;
б) Крупные;
в) Мелкие;
г) Значительные;
д) Прогрессивные.

2. Направление эволюции, которое может приводить к биологическому прогрессу – это:

а) Ароморфоз;
б) Идиоадаптация;
в) Дегенерация;
г) Все вышеназванное.

3. К ароморфозу нельзя отнести:

а) Выделение цветами сладкого нектара, привлекающего насекомых;
б) Особую форму цветков львиного зева, способствующую их опылению шмелями;
в) Яркую окраску венчика, привлекающую насекомых;
г) Появление цветка как органа полового размножения.

Задание 2. Начертите в тетрадях таблицу.Выберите из перечня ароморфозы и впишите их номера в таблицу:

Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация
     

1. Появление фотосинтеза

2. Возникновение 4-х камерного сердца у птиц

3. Появление покровительственной окраски у животных

4. Исчезновение кишечника у ряда паразитических червей

5. Возникновение плода у покрытосеменных

6. Исчезновение корней у ряда растений-паразитов

7. Возникновение приспособления у покрытосемянных растений к опылению ветром

8. Формирование плоской формы тела у камбалы

Задание 3.Внимательно прочитайте утверждения. В графе «ответы» напротив утверждений ставьте знаки «+», если утверждение верно и «-», если утверждение неверно.

Утверждение Ответ
            В ходе эволюции, вернувшиеся в воду наземные позвоночные (киты) стали рыбами. Общая дегенерация связана с переходом к паразитическому или сидячему образу жизни. После ароморфозов дальнейшее развитие группы идет по пути идиоадаптаций. У паразитов наблюдается редукция органов размножения. Дегенерация обеспечивает организмам возможность вхождения в новую среду. Все направления эволюции в природе взаимосвязаны. Дегенерация приводит к вымиранию вида.    

Задание 4.Выполните следующее задание: Поставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

А – ароморфоз;

И – идиоадаптация;

Д – дегенерация.

  1. Возникновение хлорофилла.
  2. Возникновение фотосинтеза.
  3. Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень.
  4. Возникновение ползучего стебля у земляники.
  5. Возникновение полового процесса.
  6. Появление проводящей ткани.
  7. Появление цветка у покрытосеменных.
  8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).
  9. Появление плода у покрытосеменных.
  10. Появление семян у голосеменных.

III. Обобщающая часть

1) Сделайте вывод о главных направлениях и общих закономерностях биологической эволюции

Наши рекомендации