Каким паразитом может заразиться человек, если съест не прожаренное финнозное мясо крупнорогатого скота;

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

Учебный год

Школьный этап

КЛАСС

Время выполнения - 120 мин.

Часть1.Вам предлагается тестовое задание, требующее выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать- 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Укажите наименьшую систематическую единицу, используемую для классификации растений:

А) род;

Б) семейство;

В) вид;

Г) отдел.

2. Водоросли, в отличии от других растений:

А) не имеют клеточного строения;

Б) состоят из разных клеток;

В) не имеют тканей и органов;

Г) не имеют хлорофилла.

Размножение картофеля с помощью клубней называют;

А) прививка;

Б) вегетативным;

В) почкованием;

Г) корневищем.

4. Корнеплоды моркови выполняют функцию:

А) образование органических веществ;

Б) отложения в запас питательных веществ;

В) поглощение воды и минеральных веществ;

Г) поглощение минеральных веществ.

5. Какой тип ротового аппарата характерен для майского жука:

А) грызущий;

Б) колющий;

В) лижущий;

Г) колюще-сосущий.

6. У арахиса плод:

А) орех;

Б) боб;

В) многоорешек;

Г) стручок.

7. Особое приспособление - чернильная железа есть у:

А) всех моллюсков;

Б) головоногих;

В) брюхоногих;

Г) двустворчатых.

8. Полость тела у червей:

А) плоских- первичная , круглых- вторичная, кольчатых- смешанная ;

Б) плоских- вторичная, круглых- отсутствует, кольчатых- первичная;

В) плоских- отсутствует, круглых- первичная, кольчатых- вторичная;

Г) плоских- смешанная, круглых- вторичная, кольчатых- первичная.

9. Какие функции выполняет сократительная вакуоль амебы:

А) переваривание пищи;

Б) выведение непереваренных остатков пищи;

В) осморегуляции и выведения продуктов диссимиляции;

Г) участвует в движении.

Каким паразитом может заразиться человек, если съест не прожаренное финнозное мясо крупнорогатого скота;

А) свиным цепнем;

Б) печеночного сосальщика;

В) бычьим цепнем;

Г) эхинококком.

11. Грибы- это:

А) царство;

Б) надцарство;

В) подцарство;

Г) отдел.

12.Для получения пенициллина использовали:

А) бактерии;
Б) дрожжи;

В) плесневые грибы;

Г) инфицированных животных.

13. Бактерии относятся к:

А) прокариотам;

Б) эукариотам;

В) неклеточным формам;

Г) неживым телам.

14. К какой морфологической группе относятся бактериальные клетки цилиндрической формы:

А) кокки;

Б) бациллы;

В) вибрионы;

Г) сарцины.

15. Кто из живых организмов освоил наземно - воздушную среду:

А) латимерия;

Б) бычий цепень;

В) паук – крестовик;

Г) крот.

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице.

1.Выберите правильные утверждения, характерные для процесса фотосинтеза:

I. В результате процесса выделяется углекислый газ;
II. Происходит во всех клетках листа;
III. Для процесса необходимы вода и углекислый газ;
IV. Происходит в хлоропластах;
V. В результате процесса энергия запасается в виде органических веществ.

а) III, IV, V;
б) II, V;
в) I,IV, V;
г) IV, V.

2. Назовите, какие ткани относятся к животным:

I. Покровная;
II. Соединительная;
III. Мышечная;
IV. Проводящая;
V. Эпителиальная.

а) III, IV, V;
б) II, III, V;
в) I, IV, V;
г) IV, V.

3. Выберите несколько признаков, которые характерны для животной клетки:

I. Гетеротрофный способ питания;
II. Отсутствие хлорофилла;
III. Наличие вакуолей с клеточным соком;
IV. Отсутствие целлюлозной клеточной стенки;
V. Способность к фотосинтезу;

VI. Отсутствие ядра.

а) I, IV, V;
б) I, II, III, V;
в) I, II, IV;
г) IV, V, VI;

д) I, II, III

4. Какие свойства живого характерны для всех живых организмов?

I. Обмен веществ;
II. Способность к фотосинтезу;
III. Размножение;
IV. Раздражимость;
V. Теплокровность.

а) I, II, V;
б) II, IV;

в) I, III, V;
г) I, III, IV;
д) II, III, IV

.

5. Общими для грибов и растений, являются следующие признаки:

I. Всасывание пищи;

II. Способность к фотосинтезу;
III. Накапливание гликогена;
IV. Неподвижность;
V. Неограниченный рост.

а) I, II, V;
б) II, IV;

в) I, IV , V;
г) I, III, IV;
д) II, III, IV.

Часть3.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать -10 (по 1 баллу за каждое суждение).

1. У однодольных растений между древесиной и лубом находится камбий.

2. Для коры корня характерно отсутствие проводящей ткани.

3. Основное значение продуцентов в природе заключается в том, что они синтезируют органические вещества и кислород.

4. Наиболее эффективный метод борьбы с вредителями - биологический.

5. Гидропоника-способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.

6. Все растения содержат хлоропласты.

7. Клетки бактерий отличаются от клеток растений отсутствием ядра.

8. В состав лишайника входят грибы и одноклеточные водоросли.

9. Скорпион-представитель паукообразных.

10. У водных растений устьица расположены на нижней стороне листа.

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления

соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Наши рекомендации