Каким паразитом может заразиться человек, если съест не прожаренное финнозное мясо крупнорогатого скота;
Всероссийская олимпиада школьников по биологии
Учебный год
Школьный этап
КЛАСС
Время выполнения - 120 мин.
Часть1.Вам предлагается тестовое задание, требующее выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать- 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Укажите наименьшую систематическую единицу, используемую для классификации растений:
А) род;
Б) семейство;
В) вид;
Г) отдел.
2. Водоросли, в отличии от других растений:
А) не имеют клеточного строения;
Б) состоят из разных клеток;
В) не имеют тканей и органов;
Г) не имеют хлорофилла.
Размножение картофеля с помощью клубней называют;
А) прививка;
Б) вегетативным;
В) почкованием;
Г) корневищем.
4. Корнеплоды моркови выполняют функцию:
А) образование органических веществ;
Б) отложения в запас питательных веществ;
В) поглощение воды и минеральных веществ;
Г) поглощение минеральных веществ.
5. Какой тип ротового аппарата характерен для майского жука:
А) грызущий;
Б) колющий;
В) лижущий;
Г) колюще-сосущий.
6. У арахиса плод:
А) орех;
Б) боб;
В) многоорешек;
Г) стручок.
7. Особое приспособление - чернильная железа есть у:
А) всех моллюсков;
Б) головоногих;
В) брюхоногих;
Г) двустворчатых.
8. Полость тела у червей:
А) плоских- первичная , круглых- вторичная, кольчатых- смешанная ;
Б) плоских- вторичная, круглых- отсутствует, кольчатых- первичная;
В) плоских- отсутствует, круглых- первичная, кольчатых- вторичная;
Г) плоских- смешанная, круглых- вторичная, кольчатых- первичная.
9. Какие функции выполняет сократительная вакуоль амебы:
А) переваривание пищи;
Б) выведение непереваренных остатков пищи;
В) осморегуляции и выведения продуктов диссимиляции;
Г) участвует в движении.
Каким паразитом может заразиться человек, если съест не прожаренное финнозное мясо крупнорогатого скота;
А) свиным цепнем;
Б) печеночного сосальщика;
В) бычьим цепнем;
Г) эхинококком.
11. Грибы- это:
А) царство;
Б) надцарство;
В) подцарство;
Г) отдел.
12.Для получения пенициллина использовали:
А) бактерии;
Б) дрожжи;
В) плесневые грибы;
Г) инфицированных животных.
13. Бактерии относятся к:
А) прокариотам;
Б) эукариотам;
В) неклеточным формам;
Г) неживым телам.
14. К какой морфологической группе относятся бактериальные клетки цилиндрической формы:
А) кокки;
Б) бациллы;
В) вибрионы;
Г) сарцины.
15. Кто из живых организмов освоил наземно - воздушную среду:
А) латимерия;
Б) бычий цепень;
В) паук – крестовик;
Г) крот.
Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице.
1.Выберите правильные утверждения, характерные для процесса фотосинтеза:
I. В результате процесса выделяется углекислый газ;
II. Происходит во всех клетках листа;
III. Для процесса необходимы вода и углекислый газ;
IV. Происходит в хлоропластах;
V. В результате процесса энергия запасается в виде органических веществ.
а) III, IV, V;
б) II, V;
в) I,IV, V;
г) IV, V.
2. Назовите, какие ткани относятся к животным:
I. Покровная;
II. Соединительная;
III. Мышечная;
IV. Проводящая;
V. Эпителиальная.
а) III, IV, V;
б) II, III, V;
в) I, IV, V;
г) IV, V.
3. Выберите несколько признаков, которые характерны для животной клетки:
I. Гетеротрофный способ питания;
II. Отсутствие хлорофилла;
III. Наличие вакуолей с клеточным соком;
IV. Отсутствие целлюлозной клеточной стенки;
V. Способность к фотосинтезу;
VI. Отсутствие ядра.
а) I, IV, V;
б) I, II, III, V;
в) I, II, IV;
г) IV, V, VI;
д) I, II, III
4. Какие свойства живого характерны для всех живых организмов?
I. Обмен веществ;
II. Способность к фотосинтезу;
III. Размножение;
IV. Раздражимость;
V. Теплокровность.
а) I, II, V;
б) II, IV;
в) I, III, V;
г) I, III, IV;
д) II, III, IV
.
5. Общими для грибов и растений, являются следующие признаки:
I. Всасывание пищи;
II. Способность к фотосинтезу;
III. Накапливание гликогена;
IV. Неподвижность;
V. Неограниченный рост.
а) I, II, V;
б) II, IV;
в) I, IV , V;
г) I, III, IV;
д) II, III, IV.
Часть3.
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать -10 (по 1 баллу за каждое суждение).
1. У однодольных растений между древесиной и лубом находится камбий.
2. Для коры корня характерно отсутствие проводящей ткани.
3. Основное значение продуцентов в природе заключается в том, что они синтезируют органические вещества и кислород.
4. Наиболее эффективный метод борьбы с вредителями - биологический.
5. Гидропоника-способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.
6. Все растения содержат хлоропласты.
7. Клетки бактерий отличаются от клеток растений отсутствием ядра.
8. В состав лишайника входят грибы и одноклеточные водоросли.
9. Скорпион-представитель паукообразных.
10. У водных растений устьица расположены на нижней стороне листа.
Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления
соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.