Тема: «Биохимические основы наследственности».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Генетика человека с основами медицинской генетики
для специальностей: 31.02.01 «Лечебное дело»
31.02.02 «Акушерское дело»
34.02.01 «Сестринское дело»
Тема «Биохимические основы наследственности»
Составил преподаватель:
О.А.Димитриева
Ульяновск
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦМК
общепрофессиональных дисциплин
Протокол №_____
«___» ____________ 20__г.
Председатель ЦМК
____________ С.Р. Шамгунова
План учебного занятия № 3
Тема учебного занятия: «Биохимические основы наследственности».
Тип учебного занятия: комбинированный.
Цели учебного занятия:
ü обучения: обеспечить формирование у студентов знаний о биохимических основах наследственности и умений пользоваться кодовыми таблицами по составу аминокислот; решать задачи по молекулярной биологии
ü воспитания:способствовать стремлению определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.
ü развития:способствовать развитию у студентов памяти, познавательных интересов, способности самоконтроля и взаимоконтроля
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать инфориационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 14. Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 4.4. Проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий.
Содержание знаний и умений
Студент должен:
знать:
– биохимические и цитологические основы наследственности;
уметь:
– пользоваться кодовыми таблицами по составу аминокислот; решать задачи по молекулярной биологии
Уровень усвоения: второй
Методы: частично-поисковый, лекция, практическая работа, решение ситуационных задач, рефлексия.
Средства:
– Учебно-методическая документация;
– видеопроектор;
– электронная презентация по материалам занятия.
– учебные пособия «Задачи по генетике человека с основами медицинской генетики»
Формы организационной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока (хронокарта).
Содержание | Методические обоснования | Время |
1. Организационная часть | Приветствие студентов, проверка санитарного состояния кабинета, соответствие внешнего вида студентов требованиям, отметка отсутствующих на уроке, выясняет причины отсутствия. | 3 мин. |
2. Проверка домашнего задания (приложение №1) | Тестирование | 10 мин. |
3. Актуализация знаний. | Постановка целей. Мотивация. | 5мин. |
4. Изучение нового материала (приложение №2) (формирование общих и профессиональных компетенций) Физкультпауза ( комплекс в презентации) | Лекция При изложении материала преподаватель задаёт вопросы к группе с целью: - активизации внимания; - установления межпредметных связей; - внутрипредметных связей с ранее изученным материалом; - конкретизации наглядных представлений; | 45 мин. |
5. Закрепление изученного материала Учебное пособие «Задачи по генетике человека с основами медицинской генетики» | Практическая работа по решению задач по молекулярной биологии | 15 мин. |
6. Обобщение материала, рефлексия (приложение №3) | Внутреннее повторение и применение полученных знаний. Подведение итогов. | 7 мин. |
6. Домашнее задание: изучить конспект лекции, подготовить сообщение | Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине генетика человека с основами медицинской генетики | 5 мин. |
Приложение №1
Тестирование по теме: «Строение и функции клетки»
Вариант 1
1. Функция биологических мембран клетки:
а) избирательная проницаемость б) поглощение воды | в) ионный обмен г) изоляция от окружающей среды и связь с ней |
2. Рибосома состоит из субъединиц:
а) одна б) две | в) три г) четыре |
3. Митохондрии имеют строение:
а) одномембранное б) двухмембранное | в) трехмембранное г) немембранное |
4. Связывает клетку в единое целое, осуществляет транспорт веществ, участвует в синтезе белков, жиров, углеводов:
а) клеточная мембрана б) эндоплазматическая сеть | в) комплекс Гольджи г) митохондрии |
5. Ядерная оболочка представляет собой мембрану:
а) сплошная б) пористая | в) однослойная г) двухслойная |
6. Не половые хромосомы:
а) гетеросомы б) ХУ | в) теломеры г) аутосомы |
7. Соматическая клетка имеет набор хромосом:
а) 4n б) 3n | в) 2n г) 1n |
8. Хромосомы состоят:
а) ДНК и белка б) ДНК и РНК | в) белки и липиды г) белка |
9. Энергией клетку обеспечивают:
а) лизосомы б) рибосомы | в) митохондрии г) комплекс Голольджи |
10. Ядрышко локализуется:
а) в кариоплазме б) на первичной перетяжке | в) на вторичной перетяжке г) на ядерной оболочке |
Тестирование по теме: «Строение и функции клетки»
Вариант 2
1. Крупные белковые молекулы и частицы проходят через мембрану путем:
а) фагоцитоз | б) пиноцитоз | в) диффузия веществ г) калиево-натриевый насос |
2. Рибосома выполняет функцию:
а) синтез жиров б) синтез АТФ | в) транспортная г) синтез белка |
3. Митохондрии называют «энергетическими станциями», т.к. они выполняют функцию:
а) синтез белка б) синтез АТФ | в) синтез углеводов г) синтез ДНК |
4. Лизосомы в клетке выполняют функцию:
а) синтез АТФ б) синтез белка | в) пищеварительная г) транспортная |
5. Соматические клетки имеют одинаковые наборы хромосом:
а) да | б) нет | в) некоторые |
6. Немембранные органеллы цитоплазмы:
а) лизосомы б) комплекс Гольджи | в) митохондрии г) рибосомы |
7. Биологическая мембрана состоит из молекул:
а) белка б) липидов | в) углеводов г) АТФ |
8. Хромосомы в пределах ядра клетки различаются по строению и функции:
а) да | б) нет в) в некоторых клетках |
9. Ядро клетки выполняет функции:
а) синтез рнк б) синтез ДНК | в) хранение и передача наследственной информации г) образование рибосом |
10. Органеллы, в которых находятся рибосомы:
а) митохондрии б) гладкая ЭС | в) шероховатая ЭС г) ядро |
Приложение № 2
Тема: «Биохимические основы наследственности».
Для понимания генетики особенно хорошо знать структуру молекул белков и нуклеиновых кислот и их роль в клетке.
Белки – это полимеры (от греч. polis – многочисленный), состоящие из мономеров. Роль мономеров выполняют аминокислоты. В состав большинства белков входит до 20 различных аминокислот. Соединения из нескольких аминокислот называют пептидами. В зависимости от их количества бывают ди-, три-, тетра-, пента- или полипептиды (содержат от 6-10 до нескольких десятков аминокислот). В состав многих белков входит 300-500 аминокислотных остатков, есть и более крупные белки. Молекулярная масса белков колеблется примерно от 5000 до многих миллионов. Различия белков определяются не только составом и числом аминокислот, но и последовательностью чередования их в полипептидной цепи.
Уровни организации белковых молекул:
1) первичная структура – это полипептидная цепь (т.е. нить аминокислот, связанных ковалентными пептидными связями);
2) вторичная структура – белковая нить, закрученная в виде спирали;
3) третичная структура – спираль, которая далее свёртывается, образуя глобулу (клубок) или фибриллу (пучок нитей), специфичную для каждого белка;
4) четвертичная структура – состоит из нескольких глобул (например, гемоглобин состоит из 4 глобул).
Функции белков весьма разнообразны:
1) каталитическая: белки-ферменты являются ускорителями биохимических реакций;
2) строительная: белки участвуют в образовании всех клеточных мембран и органоидов;
3) двигательная: белки обеспечивают сокращение мышц, мерцание ресничек и др.;
4) защитная: антитела (гамма-глобулины) распознают чужеродные для организма вещества и способствуют их уничтожению;
5) транспортная: белки переносят различные соединения (перенос кислорода гемоглобином, гормонов и лекарств белками плазмы и др.);
6) регуляторная: белки участвуют в регуляции обмена веществ (например, инсулин, гормон роста и др.);
7) энергетическая: при распаде 1 г белка до конечных продуктов выделяется 17,6 кДж.
В 1869 г. швейцарский биохимик Ф. Мишер впервые описал вещество, содержащееся в ядрах клеток, и назвал его нуклеином, а позже оно было переименовано в нуклеиновые кислоты (от лат. nucleus – ядро). К ним относятся дезоксирибонуклеиновая кислота – ДНК (в её состав входит сахар дезоксирибоза) и рибонуклеиновая кислота – РНК (входит сахар рибоза).