Лабораторные и практические работы. Муниципальное общеобразовательное учреждение
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мировская средняя общеобразователдная школа
Согласовано «Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор школы
О.А.Рогатнева А.И.Карамышева
1сентября 2011г. 1 сентября 2011г.
Рабочая программа
По биологии
в 6 (общеобразовательном) классе
Количество часов в неделю - 1
Шатоха Валентина Ивановна
Составлена в соответствии с программой Прошла экспертизу на заседании
методического объединения
. протокол №1 от 28 августа 2011года
Учебник.И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы.Лишайники.
М.: ВЕНТАНА – ГРАФ,2005г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании Базисного учебного плана (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и с учётом Федерального Государственного стандарта (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"), Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко // Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф,2006. – 72с.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа для 6а класса предусматривает обучение в объёме 1 часа в неделю (всего за год 35 часов).
На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6 классе реализуется базисный уровень.
Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли как результата эволюции.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой:
И.Н. Пономарёва, О,А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. 6класс. Часть 1,2 - М.: Вентана-Граф, 2007.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Для формирования умений сравнительного анализа учащимся 6-го класса предлагается философская структура определения понятий, включающая в себя ключевое слово, отвечающее на вопрос что это такое? и видовой признак, отвечающий на вопрос что для этого характерно? Анализ предлагаемых в тексте определений, а также самостоятельное формулирование учащимися определений терминов проводятся по схеме, предлагаемой в приложении №1.
Приложение №1
Общая структура определения термина.
Тип программы:модифицированная, концентрическая, базового уровня.
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
ВВЕДЕНИЕ | 2 часа |
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ | 3 часа |
ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ | 16 часов |
МНОГООБРАЗИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА | 6 часов |
БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ | 5 часов |
РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА | 3 часа |
Итого | 35 часов |
Основное содержание (35 часов)
Биология как наука ( 2часа)
Биология - наука о живой природе. Растения – царство живой природы. Общие сведения об их многообразии. Значении и охране. Мир растений вокруг нас. Осенние явления в их жизни.
Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей
среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их
охраны.
Демонстрации:
Результатов опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.
Результатов опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических
веществ.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение за ростом и развитием растений.
Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений.
Система органического мира(25 часов)
Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические катего-
рии: царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид, их соподчиненность1.
Царство растений. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки,
ткани, органы. Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное-фотосинтез), дыхание,
опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Растение – целостный организм. Роль растений
в природе, жизни человека и собственной деятельности. Важнейшие сельскохозяйственные культуры.
Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Охрана растительного мира.
Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии.
Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль
грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профи-
лактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-
паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии.
Демонстрации:
Классификация организмов
Строение растительной клетки
Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)
Строение и многообразие бактерий
Строение шляпочного гриба
Многообразие грибов
Грибы – паразиты