Часть 2. Задания по рисункам и на сопоставление.
1. Капуста.(10 баллов) Капуста огородная (Brássica olerácea) имеет несколько разновидностей. Три из них представлены на рисунке. Запишите в таблицу в бланке ответов их названия, допишите также еще две известных вам разновидности капусты и назовите органы, которые у каждой из пяти разновидностей употребляют в пищу. |
Разновидность | Орган | |
Цветная | соцветия | |
Брюссельская | боковые почки | |
Кольраби | стебель | |
Кочанная | верхушечная почка или листья | |
Брокколи | соцветия |
Может быть еще Савойская (верхушечная почка или листья) и Кале, или Кудрявая (листья), но вряд ли их напишут. По 1 баллу за клеточку в таблице. Красночанная и белокочанная — это сорта, а не разновидности, засчитывать 1 раз
2. Распределите виды животных по группам(10 баллов)
П – Первичноводные (виды, предки которых никогда не выходили на сушу)
В – Вторичноводные (вернувшиеся к водному образу жизни от сухопутных предков) переформулировала МВ
Виды животных:
1. аллигатор | 3. белуха | 5. вьюн | 7. морская корова | 9. паук-серебрянка |
2. циклоп | 4. водяной уж | 6. морская звезда | 8. пресноводная гидра | 10. плавунец |
Впишите в бланк ответов буквы П или В. (это можно уже в бланке ответов написать)
2. Виды животных(10 баллов) | ||||||||||
Впишите буквы | В | П | В | В | П | П | В | П | В | В |
3. Близкие родственники.(7 баллов)
Ниже перечислено семь одомашненных животных. Найдите каждому домашнему виду его наиболее близкого дикого родственника (только одного) из приведенного списка. (Список диких видов избыточен).
Одомашненные виды | Дикие родственники | ||
А. Свинья 10 | 1. Кулан | 8. Волк | 15. Язь |
Б. Лошадь 13 | 2. Горал | 9. Зубр | 16. Лещ |
В. Корова 9 | 3. Койот | 10. Дикий кабан | 17. Карась |
Г. Собака 8 | 4. Шакал | 11. Енотовидная собака | 18. Сазан |
Д. Овца 12 | 5. Пекари | 12. Муфлон | |
Е. Золотая рыбка 17 | 6. Зебра | 13. Лошадь Пржевальского | |
Ж. Карп 18 | 7. Архар | 14. Як |
Впишите цифры в бланк ответов.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | |
Впишите цифры |
4. Болезни и возбудители.(10 баллов)
В таблице представлены болезни, вызванные микроорганизмами. Сопоставьте болезни с их возбудителем и способом распространения.
Заболевание | Возбудитель | Способ распространения |
Полиомиелит | А – вирус Б – бактерия | 1. воздушно-капельный 2. вши 3. контактная передача, через рану |
Холера | ||
Тиф | ||
Оспа | ||
Столбняк |
Ответ
Заболевание | Возбудитель | Способ распространения |
Полиомиелит | А | |
Холера | Б | |
Тиф | Б | |
Оспа | А | |
Столбняк | Б |
5. Салат(10 баллов)
Мария Ивановна готовила салат: порезала ветчину, вареную картошку, яйцо, свежий огурец и луковицу.
В это время зазвонил телефон - и пока она говорила с подругой, ее сын Вова решил провести биохимический эксперимент на кухне. Он достал из аптечки 3% перекись водорода и покапал на приготовленные продукты.
Предположите, результаты какой реакции (напишите уравнение реакции) и на каких из продуктов он будет наблюдать.
Назовите вещество, наличие которого в некоторых продуктах должен обнаружить Вова, проводя этот эксперимент.
Почему это вещество обнаруживается не во всех продуктах, использованных для приготовления салата?
Ответ:
Вещество | Каталаза 1б | Уравнение реакции | 2Н2О2 ---------> 2Н2О + О2 3б |
Что произойдет 3 балла за эту часть, снимаем по 1 баллу за каждую ошибку, до нуля | |||
ветчина | + перекись водорода | ничего не произойдет | |
картофель | ничего не произойдет | ||
яйцо | ничего не произойдет | ||
огурец | в результате выделения кислорода будет наблюдаться вспенивание | ||
лук | в результате выделения кислорода будет наблюдаться вспенивание | ||
Объясните результаты: Каталаза — белковый фермент. (1 б.). При варке картофеля, яйца, мяса (в процессе приготовления ветчины) он денатурировал (1 б.) и потерял способность катализировать реакцию разложения перекиси (1 б.). |
6. Хромосомы(8 баллов) На рисунке показаны хромосомы в дочерних клетках сразу после деления. 1. Какое это деление? _______________________ 2. Определите плоидность и число хромосом родительской клетки (впишите цифры вместо пропусков): ___n = __ 3. Нарисуйте хромосомы в родительской клетке так, как они выглядели в метафазе деления. 4. Для одной из дочерних клеток показан ее генотип по генам А и В. Укажите, где и какие аллели этих генов находятся во второй дочерней клетке, а также как они располагались в хроматидах в нарисованной вами родительской клетке. |
ОТВЕТ
6. Хромосомы(8 баллов) На рисунке показаны хромосомы в дочерних клетках сразу после деления. 1. Какое это деление? ____митоз 1б _______ 2. Определите плоидность и число хромосом родительской клетки 2n = 4 2б 3. Нарисуйте хромосомы в родительской клетке (так, как они выглядели в метафазе). 2 б 4. В одной из дочерних клеток показан генотип по генам А и В. Укажите, где и какие аллели этих генов находятся во второй дочерней клетке 1б , а также как они располагались в хроматидах в нарисованной вами родительской клетке 2б (если рис хромосом неверный, то и расположение генов в родительской. кл не засчитываем) | |
Вначале задание было на 8 баллов – может так и оставить? МВ
7. Число молекул ДНК разной длины(8 баллов) Дымшиц
Кариотип человека 46 хромосом. Кариотип курицы 78 хромосом. Сколько разных по длине молекул ДНК содержится в клетках, перечисленных ниже? (Исходите из того, что все хромосомы гаплоидного набора имеют разную длину).
Для каждого случая дайте объяснение, как вы получили это число.
1. в ядре фибробласта мужчины | 3. в ядре нервной клетки петуха |
2. в зрелом эритроците женщины | 4. в эритроците курицы |
Ответ.
A – гаплоидный набор аутосом. У человека А = 22, у курицы А = 38
1. в ядре фибробласта мужчины 22 А + ХУ = 24 | 3. в ядре нервной клетки петуха 39 (1n) -- петух ZZ |
2. в зрелом эритроците женщины 0 | 4. в эритроците курицы? 38 A + ZW = 40 |
Система оценки. По 2 балла за строку. Если объяснение неполное, но верное – 1 балл
Если объяснения нет, то 0 баллов, даже если ответ правильный (число легко списать).
Часть 3. Задачи.
1. Время зацветания.(10 баллов)
Известно, что разные растения зацветают в разные сроки: есть раннецветущие – растения-первоцветы, но есть и позднецветущие. Предположите, какие два фактора внешней среды влияют на время зацветания.
Предложите план эксперимента, позволяющего установить, какой из этих факторов важнее.
Ответ: продолжительность светового дня (1 б ) и температура (1 б). При планировании эксперимента важно указать, что все растения должны быть одного вида, желательно генетически однородных (2 б.), одного возраста (1б.) и выращиваться в условиях, отличающихся только по одному параметру (либо продолжительность дня, либо температура) (2 балла). Проверять нужно реакцию не только на увеличение продолжительности дня или повышение температуры, но и на уменьшение — снижение (2 балла). 1 балл дополнительный, если школьник проявляет знания о длиннодневных, короткодневных и нейтральных растениях, гормонах цветения, яровизации. Но в этом случае следует проверить ответ на плагиат (в интернете легко можно найти описание экспериментов Чайлахяна). Максимальный балл за задачу — 10.
2. Перемещения животных.(10 баллов) На карте изображены перемещения одного из видов животных Европы. Аристотель считал, что у этих животных нет пола, а появляются они в результате самозарождения в морских пучинах. Назовите род и вид этого животного. Как называют такие перемещения? С чем они связаны? Кратко опишите маршрут животного (куда, как и зачем оно двигается). |
Ответ: Европейский угорь, или Речной угорь, или Обыкновенный угорь (1 б за род и 1 б за вид). Миграции (1 б) связаны с нерестом (1) (или размножением). Половозрелые особи плывут (1) в район Саргассова моря (1), там вымётывают икру и погибают (1). Личинки (1) возвращаются к берегам Европы (1), переносимые Гольфстримом (1)