Тесты исходного уровня знаний
Выберите один или несколько правильных ответов
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ГЛЮКОЗЫ СОСТАВЛЯЕТ
1- 6,66-8,88 ммоль/л.
2- 3,33-5,55.ммоль/л
3- 4,44-7,77ммоль/л
Ответ 2
ОСНОВНОЕ ПЕРЕВАРИВАНИЕ КРАХМАЛА ПРОИСХОДИТ В
1- ротовой полости
2- 12-перстной кишке
3- кишечнике
ответ2
АЛЬФА-АМИЛАЗА СЛЮНЫ ДЕЙСТВУЕТ НА СЛЕДУЮЩИЕ СУБСТРАТЫ
1- крахмал
2- гликоген
3- сахароза
4- лактоза
5- мальтоза
ответ1,2
АЛЬФА-АМИЛАЗА ПАНКРЕАТИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВУЕТ НА СЛЕДУЮЩИЕ СУБСТРАТЫ
1- крахмал
2- гликоген
3- сахароза
4- лактоза
5- мальтоза
Ответ 1,2
ПОВЫШАЮТ УРОВЕНЬ ГЛЮКОЗЫ В КРОВИ
1- инсулин
2- глюкагон
3- адреналин
ответ 2,3
РЕЗЕРВНОЙ ФОРМОЙ УГЛЕВОДОВ В ОРГАНИЗМЕ ЯВЛЯЕТСЯ
1 -крахмал
2 –гликоген
3 –глюкоза
4 – фруктоза
5 -сахароза
ответ 2
ФОСФОРОЛИЗ ГЛИКОГЕНА АКТИВИРУЕТСЯ В ПЕЧЕНИ
1- адреналином
2- инсулином
3- глюкагоном
ответ1,3
ИНСУЛИНЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕНОСЧИКИ ГЛЮКОЗЫ ИМЕЮТСЯ В КЛЕТКАХ
1- жировой ткани
2- мозга
3- кишечника
4- скелетных мышц
5- поджелудочной железы
Ответ все
ТРАНСПОРТ ГЛЮКОЗЫ ИЗ КРОВИ В КЛЕТКИ МЫШЕЧНОЙ И ЖИРОВОЙ ТКАНИ ПРОИСХОДИТ
1- против градиента концентрации
2- по градиенту концентрации
3- во время пищеварения
4- при участии инсулина
5- без участия инсулина
6- при участии К+ -Nа+- АТФ-азы
7- при участии ГЛЮТ -4
ответ4,7
ТРАНСПОРТ ГЛЮКОЗЫ В КЛЕТКИ МОЗГА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПРОИСХОДИТ
1- против градиента концентрации
2- по градиенту концентрации
3- при участии инсулина
4- без участия инсулина
5- по механизму симпорта
6- при участии К+ -Nа+- АТФ-азы
7- с затратой АТФ
Ответ 2
ТРАНСПОРТ ГЛЮКОЗЫ В КЛЕТКИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ КИШЕЧНИКА ПРОИСХОДИТ
1- путем активного транспорта, когда ее концентрация в просвете кишечника меньше, чем в клетках
2- при участии инсулина
3- без участия инсулина
4- при участии К+ -Nа+- АТФ-азы
5- с участием белков-переносчиков
ответ 1,5
Тема реферативного сообщения «Обмен гликогена в антенатальном и перинатальном периодах»
Практические навыки, которыми должен студент овладеть по теме:
Дифференцировать различные сахарные кривые, поясняя при этом данные лабораторных исследований
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО БИОХИМИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Дисциплина Биохимия
Специальность/направление подготовки 060103 педиатрия
Форма обучения очная
Разработчик Соломатова Т. В.
МР рассмотрена и утверждена на заседании кафедры _____ОТ _____№
Заведующий кафедрой _________ Цейликман В. Э.
Практическое занятие № 10
Тема: Аэробный и анаэробный катаболизм глюкозы
Цели занятия:изучить пути использования глюкозы в тканях; определить этапы гликолиза и аэробного окисления глюкозы, уметь оценить энергетическую ценность окисления углеводов в разных условиях, уяснить физиологическое значение анаэробного гликолиза и использовать эти знания для объяснения генеза заболеваний, связанных с нарушением обмена углеводов. В этой связи важное значение приобретает и усвоение вопросов, касающихся аэробного окисления глюкозы и его роли в энергетике детского организма.
Учебная карта занятия
Значение темы
Содержание темы
Катаболизм глюкозы составляет «магистральный путь» энергопроизводства в живой клетке. Метаболизм глюкозы имеет особенности, связанные с условиями ее использования в клетке - аэробными или анаэробными. Будущему врачу необходимо знать особенности метаболизма глюкозы, чтобы правильно оценивать обмен углеводов у детей в норме и при патологии. Особое значение имеют знания о механизмах и энергетических эффектах окисления углеводов в детском возрасте, т.к. у ребенка раннего детского возраста преобладающими являются анаэробные процессы окисления глюкозы.
Вопросы для подготовки к занятию
1- Глюкоза как важнейший метаболит углеводного обмена: общая схема источников и путей расходования глюкозы в клетке.
2- Механизм внутриклеточного окисления глюкозы и гликогена. Дихотомическое анаэробное окисление углеводов (гликолиз, гликогенолиз).
3- Общая характеристика гликолиза. Стадии гликолиза:
А) подготовительная стадия, сущность и значение.
Б) гликолитическая оксидоредукция.
4- Судьба восстановленного НАДНН+, образовавшегося на стадии окисления З-ФГА. ПВК – временный акцептор е и Н+ в анаэробных условиях.
5- Судьба лактата в организме. Цикл Кори.
6- Энергетический эффект гликолиза. Механизм образования АТФ (реакции гликолиза, сопряженные с синтезом АТФ).
7- Ключевые ферменты гликолиза (гексокиназа, фосфофруктокиназа, пируваткиназа). Аллостерическая регуляция гликолиза.
8- Гликогенолиз. Общая характеристика. Химизм, энергетический эффект.
9- Аэробный распад глюкозы - основной путь катаболизма глюкозы у человека и других аэробных организмов. Этапы процесса.
a. Последовательность реакций образований пирувата (аэробный гликолиз) как специфический для глюкозы путь катаболизма.
10- Окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты: последовательность реакций, строение пируватдегидрогеназного комплекса.
11-Распространение, энергетическая эффективность и физиологическое значение аэробного распада глюкозы. Использование глюкозы для синтеза жиров в печени и жировой ткани.
Теоретическая часть
Схема путей использования глюкозы в клетке
Глюкоза С6
2ПВК
пентозофосфаты+НАДФНН++СО2
- О2 + О2
лактат + 2 АТФ ацетилКоА ЦТК СО2+Н20+ 38АТФ
В настоящем занятии рассмотрим дихотомический путь использования глюкозы в аэробных и анаэробных условиях, которые как видим из схемы, отличается энергетическим эффектом и путями образования АТФ.
Практическая часть