Тесты промежуточного контроля знаний
Выберите правильный один или несколько правильных ответов
ГЛИКОЛИЗ - ЭТО
1- ферментативное окисление глюкозы в аэробных условиях до углекислого
газа и воды с выделением энергии
2- ферментативное дихотомическое окисление глюкозы в анаэробных условиях до лактата с образованием 2 АТФ
3- ферментативное дихотомическое окисление глюкозы до двух молекул
4- ПВК
Ответ 2
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВЫХОД ПОЛНОГО ОКИСЛЕНИЯ ГЛЮКОЗЫ В АЭРОБНЫХ УСЛОВИЯХ СОСТАВЛЯЕТ:
1- 21 АТФ
2- 38 АТФ
3- 2 АТФ
4- 32 АТФ
Ответ 2
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВЫХОД ПОЛНОГО ОКИСЛЕНИЯ ГЛЮКОЗЫ В АНАЭРОБНЫХ УСЛОВИЯХ СОСТАВЛЯЕТ:
1- 2 АТФ
1 АТФ
2- 8 АТФ
3- 36 АТФ
Ответ 1
ГЛИКОГЕНОЛИЗ – ЭТО
1 окисление глюкозы в мышцах в анаэробных условиях до лактата
2 окисление гликогена в мышцах в анаэробных условиях до лактата
3 синтез гликогена из глюкозы в печени
ответ 2
КОНЕЧНЫМ ПРОДУКТОМ АНАЭРОБНОГО ГЛИКОЛИЗА ЯВЛЯЕТСЯ
1 пвк
2 углекислый газ
3 вода
4 лактат
5 ацетил-коА
Ответ 4
ГЛИКОЛИЗ И ГЛИКОГЕНОЛИЗ РАЗЛИЧАЮТСЯ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ
1 энергетическим эффектом
2 субстратами окисления
3 локализацией в органах
4 конечными продуктами
ответ 1, 2
ФЕРМЕНТЫ АНАЭРОБНОГО ГЛИКОЛИЗА
- фосфофруктокиназа
- пируваткиназа
- гексокиназа
- лактатдегидрогеназа
Ответ 1,2, 3
ФЕРМЕНТЫ АНАЭРОБНОГО ГЛИКОЛИЗА
1 – фосфофруктокиназа
2 – пируваткиназа
3 - гексокиназа
4 – лактатдегидрогеназа
Ответ все
Обучающие задачи
1. У спортсмена (лыжника) после тренировки в крови обнаружили повышенную концентрацию лактата. Объясните механизм повышения лактата в крови, укажите органы, в которых происходит его образование и какова судьба лактата в организме?
2. Оттекающий с кровью от скелетной мускулатуры лактат окисляется в сердечной мышце до СО2 и Н2О. Почему лактат не окисляется в скелетной мышце?
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия: уметь рассчитывать энергетический эффект процессов окисления глюкозы в разных условиях
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО БИОХИМИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Дисциплина Биохимия
Специальность/направление подготовки 060101- лечебное дело
Форма обучения очная
Разработчик Соломатова Т. В.
МР рассмотрена и утверждена на заседании кафедры _____ОТ _____№
Заведующий кафедрой _________ Цейликман В. Э.
Практическое занятие № 11
Тема: Глюконеогенез. Обмен галактозы и фруктозы, нарушения. Пентозофосфатный путь окисления глюкозы
Цели занятия: изучить процесс глюконеогенеза и его связь с гликолизом. Уяснить особенности пентозофосфатного пути окисления глюкозы и биологическое значение этого процесса, понять пути взаимопревращений моносахаридов и их патологии
Хронометраж практического занятия:
1. Вводная беседа. Тестирование исходного уровня знаний. –15 мин
2. Практическая часть.
Разбор и обсуждение материала по теме- 60 мин
Разбор ситуационных задач и тестов 35 мин
3.Контроль усвоения темы 15 мин
4.Подведение итогов к следующему занятию 10мин
5.Продолжительность занятия- 135 минут
Методическое и материально-техническое оснащение
Таблицы по темам, методические разработки для студентов.
Содержание темы
В процессе разбора этой темы рассматривается альтернативный путь окисления глюкозы – прямое окисление глюкозы - ПФП, имеющий главным образом анаболическое значение, в отличие от непрямого, дихотомического окисления, которое дает энергетический эффект, кроме этого, рассматриваются вопросы глюконеогенеза, который является единственно преобладающим процессом, в котором происходит утилизация лактата, во вторых, в этом процессе глюкоза образуется и из других неуглеводных веществ, аминокислот, глицерола, ПВК, малата, оксалоацетата, при этом сберегаются запасы гликогена в организме, пополняется пул глюкозы, особенно для нервной ткани, поддерживаясь на постоянном уровне. Будущему врачу необходимо знать особенности регуляции глюконеогенеза, а также значение ПФП, чтобы правильно оценивать обмен углеводов у пациента в норме и при патологии.
Основные вопросы темы
1. Понятие о пентозофосфатном пути превращения глюкозы (общая характеристика)
2. Окислительная стадия пентозофосфатного окисления глюкозы (до образования рибулозо-5-фосфата).
3. Суммарное уравнение пентозофосфатного пути окисления глюкозы.
4. Биологическое значение пентозофосфатного окисления глюкозы. Глюконеогенез. Локализация, субстраты процесса, и его биологическая роль.
5. Обходные пути глюконеогенеза (пируваткарбоксилазная и ФЭП-карбоксикиназная реакции, роль витамина Н в процессе глюконеогенеза; фруктозо-1,6-дифосфатазная реакция, глюкозо-6-фосфатазная реакция).
6. Взаимосвязь гликолиза в мышцах и глюконеогенеза в печени: цикл Кори.
7. Аллостерические механизмы и гормональная регуляции глюконеогенеза.
8. Внутриклеточный обмен других моносахаридов: фруктозы и галактозы.
9. Наследственные нарушения обмена углеводов: галактоземия, фруктоземия.
Базисные знания
Из курса биоорганической химии знать:
строение и свойства пентоз, галактозы, фруктозы
Студент должен уметь сформулировать разницу в дихотомическом и апотомическом окислении глюкозы, особенности глюконеогенеза, его регуляции, особенности превращения моносахаров в глюкозу в печени
Учебная карта занятия
Вводная беседа. Вспомним схему путей и условий использования глюкозы в клетках
Глюкоза С6
2ПВК
пентозофосфаты+НАДФН2+СО2
- О2 + О2
лактат + 2 АТФ ацетилКоА ЦТК СО2+Н20+ 38АТФ
Из схемы видно, что дихотомическое окисление глюкозы имеет энергетический выход, в то время как апотомический путь сопровождается образованием пентоз в фосфорилированном состоянии а также НАДФНН+Необходимо остановиться на их использовании в организме. ( пентозы используются для образования нуклеотидов, НК, кофакторов ферментов, НАДФНН+на синтез ВЖК, холестерина, стероидов, студенты обычно на данном этапе важный момент использования восстановленных НАДФ в микросомальном окислении – гидроксилировании ксенобиотиков, лекарственных веществ, функционировании различных редуктаз - тиоредоксинредуктазы, глутатионредуктазы, биливердинредуктазы, редуктазы, восстанавливающей нафтохинон в дигидрохинон, при восстановительном аминировании кетоглутарата, связывая аммиак.
Задачи.
1. У спортсмена (лыжника) после тренировки в крови обнаружили повышенную концентрацию лактата. Объясните механизм повышения лактата в крови, укажите органы, в которых происходит его образование и какова судьба лактата в организме? Ответ: при физической нагрузке в мышцах возникают анаэробные условия, глюкоза окисляется только до лактата, основная утилизация лактата происходит в печени в ГНГ, а 1/3 в сердце окисляется по аэробному пути
2. При исследовании активности ферментов углеводного обмена высокая активность отмечалась фосфоенолпируваткарбоксикиназы, фруктозо-1,6-дифосфатазы и глюкозо-6-фосфатазы в печени и почках. Как вы можете охарактеризовать эти ферменты и почему именно в этих тканях? Ответ: это ферменты ГНГ, процесс локализуется именно в этих органах
3. Этанол угнетает глюконеогенез и активность ферментов цикла трикарбоновых кислот. Какие изменения в обмене углеводов и функциональном состоянии органов (головного мозга, скелетной мускулатуры) вызывает этанол? Ответ: при употреблении алкоголя наблюдается гипогликемия (так угнетается глюкостатическая функция печени), при этом страдает головной мозг из-за отсутствия главного энергетического субстрата, так как при гипогликемии испытывает его недостаток (по градиенту концентрации поступает в нервную ткань), выражается все это нарушением ориентировочных реакций, снижением процессов памяти («напился до потери сознания»), шаткой походкой и др., накопление в скелетной мускулатуре лактата (невозможность утилизации вследствие угнетения ГНГ) делает пьяного слабым.
4. Одним из наиболее частых признаков токсического или инфекционного поражения печени является мышечная слабость, быстрая утомляемость. В крови таких больных обычно обнаруживается слегка повышенная концентрация лактата. Связаны ли указанные признаки с нарушением обмена углеводов и, если да, то с какими конкретно? Ответ : в печени происходит ГНГ, основная уитилизация лактата, отсюда- гиперлактаацидемия.
5. Оттекающий с кровью от скелетной мускулатуры лактат окисляется в сердечной мышце до СО2 и Н2О. Почему лактат не окисляется в скелетной мышце? Ответ (отсутствуют ферменты ГНГ в скелетной мышце.
6. Известно, что напряженная и длительная работа сопровождается накоплением в мышечной ткани лактата, что сопровождается развитием чувства усталости, утомления. После окончания мышечной нагрузки все “излишки” лактата ликвидируются. Каким образом? Ответ : глюконеогенез
Тесты исходного уровня знаний
Выберите один или несколько правильных ответов:
ГЛЮКОЗО-6 ФОСФАТ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПРОЦЕССЕ
- гликолиза
- аэробном распада глюкозы
- гликогенолиза
- глюконеогенеза
- апотомического окисления глюкозы
- фосфоролиза
ответ 1, 2, 5
ИСТОЧНИКОМ АТОМОВ УГЛЕРОДА В ГЛЮКОЗЕ МОЖЕТ БЫТЬ
1- аспартат
2- углекислый газ
3- глицерин
4- малат
5- ацетил-КоА
ответ 1, 3. 4
ГЛЮКОНЕОГЕНЕЗ
- синтез гликогена из глюкозы
- окисление гликогена
- синтез глюкозы из неуглеводных метаболитов
ответ 3
СУБСТРАТАМИ ГЛЮКОНЕОГЕНЕЗА МОГУТ БЫТЬ
- глицерол
- пируват
- аланин
- оксалоацетат
- малат
- пальмитат
Ответ 1,2,3,4,5
ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНТОЗОФОСФАТНОГО ПУТИ В ОРГАНИЗМЕ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА 1- энергетическое
1. 2- пластическое
2. 3- механическое
Ответ 2
ПЕНТОЗНЫЙ ЦИКЛ ПОСТАВЛЯЕТ В КЛЕТКУ
1 – пентозофосфаты
2 – НАДНН+
3- НАДФНН+
4 – АТФ
Ответ 1,3
ПРЕВРАЩЕНИЕ ГЛИЦЕРИНАВ ГЛЮКОЗУ ВКЛЮЧАЕТ
1- образование 1,3- дифосфоглицерата
2- не требует затрат АТФ
3- протекает в корковом веществе почек, жировой ткани
4- включает образование диоксиацетонфосфата
ответ 1. 4
НАДН УЧАСТВУЕТ В РЕАКЦИИ ПРЕВРАЩЕНИЯ ПИРУВАТА В
1- ЩУК
2- ацетил-КоА
3- фосфоенолпируват
4- лактат
5- аланин
ответ 4
В ГЛИКОЛИЗЕ УЧАСТВУЮТ
1- глюкокиназа
2- фосфофруктокиназа
3- пируваткиназа
4 –альдолаза
5- гексокиназа
Ответ 1, 2. 3, 4. 5
В ГЛЮКОНЕОГЕНЕЗЕ УЧАСТВУЮТ
1- глюкокиназа
2- фосфофруктокиназа
3- пируваткиназа
4 –альдолаза
5- гексокиназа
Ответ 4
В ГЛИКОЛИЗЕ И ГЛЮКОНЕОГЕНЕЗЕ УЧАСТВУЮТ
1- глюкокиназа
2- фосфофруктокиназа
3- триозофосфатизомераза
4 –альдолаза
5- гексокиназа
6 -3 ФГА-дегидрогеназа
Ответ все
Темы реферативных сообщений
- Наследственная непереносимость фруктозы
- Галактоземия. Изменения обмена веществ при данной патологии.
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:
Уметь решать ситуационные задачи, объясняя метаболические процессы, используя знания по теме