В результате изучения дисциплины студенты должны

Белорусский государственный университет

(название учреждения высшего образования)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

________________ А.В. Данильченко

«_______» ______________2015 г.

Регистрационный № УД _________ /уч.

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине

для специальности[1]:

Социальная работа (социально-педагогическая деятельность),

Социальная работа (социальное проектирование)

«Социальная работа» (по направлениям)

2015 г.

Учебная программа составлена на основе :

образовательного стандарта высшего образования первой ступени специальности «Социальная работа» ОСВО ……….

учебного плана БГУ по специальности социальная работа (по направлениям) УВО № Н……

СОСТАВИТЕЛЬ:

Н.А. Телюк, доцент кафедрыэкологии человека факультета социокультурных коммуникаций Белорусского государственного университета;

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой экологии человека

(протокол № от 2015);

Научно-методическим советом БГУ

(протокол № от 2015)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью учебного курса « Основы современного естествознания» является преодоление односторонне гуманитарного профиля образования и ознакомление студентов-гуманитариев с важнейшими достижениями современного естествознания, формирование современной интеллектуальной культуры, целостной мировоззренческой научной картины мира, синтезирующей фундаментальные представления гуманитарного и естественнонаучного знаний, развитие широты и гибкости мышления, творческого потенциала студентов за счёт освоения фундаментальных идей, опыта и установок современного естествознания с учётом принципов государственной идеологии Беларуси в области научной политики.

Достижение этих целей предполагает решение в процессе преподавания курса следующих задач.

1. Изучение и освоение системы базисных принципов, понятий и теорий, составляющих концептуальный каркас современного естествознания.

2. Ознакомление с сущностью научного мышления, спецификой естественнонаучных методов исследования, их типологией и когнитивными возможностями.

3. выработка адекватного понимания особенностей естественнонаучной и гуманитарной культур для нормального общения будущего психолога и социолога с экспертами опирающимися на естественнонаучные данные и методологию естествознания.

4. Систематизация полученных ранее естественнонаучных знаний для более эффективного их использования в будущей деятельности, особенно связанной с выработкой различных стратегических прогнозов и оценок.

В результате изучения дисциплины студенты должны

владеть:

- общими концептуальными представлениями о физических, космологических, химических, биологических процессах и явлениях природы на уровне современных достижений естествознания;

- фундаментальными понятиями и принципами современного естественнонаучного познания для анализа психофизиологических, психологических и социальных процессов;

- навыками использования естественнонаучных знаний в оценке объектов психологического и социального анализа экологической ситуации;

- современным стилем научного мышления, соответствующим идеалам неклассической постнеклассической рациональности;

знать:

- место естествознания в системе науки в историко-культурном контексте;

- исторические этапы познания природы и их основные проблемы; основные базовые понятия, фундаментальные принципы и законы естественнонаучного знания из области физики, химии, биологии, космологии, кибернетики и синергетики;

- понятие и типы естественнонаучной картины мира, основные тенденции её развития;

- специфику, принципы, методы и формы естественнонаучного познания;

- содержание и суть основных концепций современного естествознания;

уметь:

- отличать научные знания о природе от ненаучных и псевдонаучных;

- анализировать психические и социологические процессы с применением основных понятий и принципов естественнонаучного знания;

- использовать полученные естественнонаучные знания в решении комплекса профессиональных задач.

Актуальность дисциплины Основы современного естествознания определяется возможностью формирования у студентов ряда общекультурных и профессиональных компетенций, среди которых:

ОК-1: понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; срвершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;

ОК-2: понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии;

ОК-3: владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;

ОК-4: использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;

ОК-5: применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач;

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№ п/п Наименование разделов, тем, вопросов Количество часов
    Аудиторные Самост. работа
    всего Лекции Практич., семинар. Лаб. занят.
Модуль 1. Методологические основы естествознания  
Модуль 2. Материя и ее атрибуты    
Модуль 3. Структурные уровни материи    
Модуль 4. Естественнонаучная картина мира и ее эволюция  
Модуль 5. Частнонаучные картины мира  
  Всего  

Наши рекомендации