В результате изучения дисциплины студенты должны
Белорусский государственный университет
(название учреждения высшего образования)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________ А.В. Данильченко
«_______» ______________2015 г.
Регистрационный № УД _________ /уч.
ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине
для специальности[1]:
Социальная работа (социально-педагогическая деятельность),
Социальная работа (социальное проектирование)
«Социальная работа» (по направлениям)
2015 г.
Учебная программа составлена на основе :
образовательного стандарта высшего образования первой ступени специальности «Социальная работа» ОСВО ……….
учебного плана БГУ по специальности социальная работа (по направлениям) УВО № Н……
СОСТАВИТЕЛЬ:
Н.А. Телюк, доцент кафедрыэкологии человека факультета социокультурных коммуникаций Белорусского государственного университета;
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой экологии человека
(протокол № от 2015);
Научно-методическим советом БГУ
(протокол № от 2015)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью учебного курса « Основы современного естествознания» является преодоление односторонне гуманитарного профиля образования и ознакомление студентов-гуманитариев с важнейшими достижениями современного естествознания, формирование современной интеллектуальной культуры, целостной мировоззренческой научной картины мира, синтезирующей фундаментальные представления гуманитарного и естественнонаучного знаний, развитие широты и гибкости мышления, творческого потенциала студентов за счёт освоения фундаментальных идей, опыта и установок современного естествознания с учётом принципов государственной идеологии Беларуси в области научной политики.
Достижение этих целей предполагает решение в процессе преподавания курса следующих задач.
1. Изучение и освоение системы базисных принципов, понятий и теорий, составляющих концептуальный каркас современного естествознания.
2. Ознакомление с сущностью научного мышления, спецификой естественнонаучных методов исследования, их типологией и когнитивными возможностями.
3. выработка адекватного понимания особенностей естественнонаучной и гуманитарной культур для нормального общения будущего психолога и социолога с экспертами опирающимися на естественнонаучные данные и методологию естествознания.
4. Систематизация полученных ранее естественнонаучных знаний для более эффективного их использования в будущей деятельности, особенно связанной с выработкой различных стратегических прогнозов и оценок.
В результате изучения дисциплины студенты должны
владеть:
- общими концептуальными представлениями о физических, космологических, химических, биологических процессах и явлениях природы на уровне современных достижений естествознания;
- фундаментальными понятиями и принципами современного естественнонаучного познания для анализа психофизиологических, психологических и социальных процессов;
- навыками использования естественнонаучных знаний в оценке объектов психологического и социального анализа экологической ситуации;
- современным стилем научного мышления, соответствующим идеалам неклассической постнеклассической рациональности;
знать:
- место естествознания в системе науки в историко-культурном контексте;
- исторические этапы познания природы и их основные проблемы; основные базовые понятия, фундаментальные принципы и законы естественнонаучного знания из области физики, химии, биологии, космологии, кибернетики и синергетики;
- понятие и типы естественнонаучной картины мира, основные тенденции её развития;
- специфику, принципы, методы и формы естественнонаучного познания;
- содержание и суть основных концепций современного естествознания;
уметь:
- отличать научные знания о природе от ненаучных и псевдонаучных;
- анализировать психические и социологические процессы с применением основных понятий и принципов естественнонаучного знания;
- использовать полученные естественнонаучные знания в решении комплекса профессиональных задач.
Актуальность дисциплины Основы современного естествознания определяется возможностью формирования у студентов ряда общекультурных и профессиональных компетенций, среди которых:
ОК-1: понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; срвершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;
ОК-2: понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии;
ОК-3: владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
ОК-4: использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;
ОК-5: применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач;
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п | Наименование разделов, тем, вопросов | Количество часов | ||||
Аудиторные | Самост. работа | |||||
всего | Лекции | Практич., семинар. | Лаб. занят. | |||
Модуль 1. Методологические основы естествознания | ||||||
Модуль 2. Материя и ее атрибуты | ||||||
Модуль 3. Структурные уровни материи | ||||||
Модуль 4. Естественнонаучная картина мира и ее эволюция | ||||||
Модуль 5. Частнонаучные картины мира | ||||||
Всего |