III. Виды используемых шкал для оценки заданий с развернутым ответом каждого типа
Примеры различных форм оценивания заданий с развернутым ответом с двумя элементами. Линия 34
Критерии оценивания заданий с открытым рядом требований
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) | |
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает один из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Критерии оценивания заданий с закрытым рядом требований
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) | |
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Примеры различных форм оценивания заданий с развернутым ответом с тремя и более элементам. Линии 35-40
Критерии оценивания заданий с открытым рядом требований
Задание с 3-мя элементами ответа
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) 3) | |
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Задание с 3-мя элементами ответа на нахождение ошибок в тексте
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) 2) 3) | |
В ответе указаны и исправлены все три ошибки. Ответ не содержит неверной информации | |
В ответе указаны две–три ошибки, но исправлены только две. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются | |
В ответе указаны одна – три ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются | |
Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна –три ошибки, но не исправлена ни одна из них | |
Максимальный балл | 3 |
Задание с 4-мя элементами ответа
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) 3) 4) | |
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает два–три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает четыре из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два-три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
ИЛИ
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) 3) 4) | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает четыре из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный, ИЛИ ответ включает один из названных выше элементов | |
Максимальный балл |
Задание с 5-ю элементами ответа
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) 3) 4) 5) | |
Ответ включает четыре – пять названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает четыре – пять из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает один из названных выше элементов, ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл |
IV. Инструкции для экспертов по оцениванию заданий части 2
Общие рекомендации
За основу работы по проверке заданий со свободным развернутым ответом части 2 предлагается следующая последовательность действий и правила оценивания.
1. Ознакомьтесь с текстом задания, эталоном ответа и критериями его оценивания.
2. Сопоставьте вопрос задания и эталон ответа (наличие смысловых единиц и полнота охвата его содержания).
3. При соответствии формулировки задания эталону обратите внимание на особенности эталона ответа – открытый или закрытый ряд требований предложен.
4. В эталоне ответа открытого ряда требований в критериях оценивания присутствует позиция «Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла».В этом случае оценивается правильность любых вариантов ответа, данных выпускником, а не только те, что приведены в эталоне. Для этого на этапе предварительного ознакомления с заданиями, эталонами и критериями их оценивания целесообразно построить возможный веер ответов к ряду заданий данной разновидности, поскольку приводимый в критериях перечень позиций не всегда исчерпывает их многообразие.
На основе анализа предложенных элементов ответа спроектируйте собственную модель ответа, соблюдая ряд условий: в контексте ответа правильно используйте биологические термины и понятия; аргументируйте свои суждения. При необходимости используйте справочную литературу по биологии. Следование этой рекомендации позволит обдумать возможные варианты верных ответов, что поможет сэкономить время при проверке работ выпускников.
5. В эталоне ответа закрытого ряда требований в критериях оценивания присутствует позиция «Правильный ответ должен содержать следующие позиции». В этом случае в ответе выпускника необходимо отслеживать только указанные позиции. Такие требования относятся к решению задач, которые не могут иметь многообразия вариантов ответа. Предварительно решите задачу самостоятельно и соотнесите её с эталоном.
6. Обратите особое внимание на критерии выставления баллов, приведенные в эталоне ответов.
7. При наличии в ответе экзаменуемого неверных позиций наряду с верными выставление высшего балла невозможно.
8. При наличии развернутого полного ответа, выходящего за рамки обязательного минимума, а также превышающего содержание эталона, повышение максимального балла не предусматривается.
9. Если ответ выпускника не соответствует вопросу задания, то он не оценивается положительно, даже если не содержит ошибок.
10. При затруднении в выставлении баллов по каждому типу задания обратитесь к рекомендациям по оцениванию заданий 1, 2, 3, 4 (типичные проблемы и способы их решения)
11. При несоответствии формулировки задания с предложенным эталоном обратитесь к председателю региональной предметной комиссии экспертов, с которым рекомендуется обсудить элементы ответа и по возможности скорректировать их. В случае необходимости председатель региональной предметной комиссии может обратиться к разработчикам заданий и получить соответствующие разъяснения.
Рекомендации по оцениванию различных типов заданий части 2
1. Рекомендации по оцениванию заданий с двумя элементами ответа
О заданиях с двумя элементами ответов
Задания с двумя элементами ответа контролируют умения выпускников применять биологические знания в практических ситуациях, предполагают свободный ответ в виде нескольких предложений. Эти задания высокого уровня сложности, содержат два элемента ответа и оцениваются 2 баллами.
Прежде чем приступить к оцениванию задания, необходимо четко уяснить сущность требования, т. е. оцениваемые элементы ответа. Следует обратить внимание на требования в инструкции по оцениванию работ: «Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла» или «Правильный ответ должен содержать следующие позиции».
За полное и правильное выполнение задания при наличии двух элементов выставляется 2 балла. При неполном ответе, включающем только один элемент, или при наличии 2 элементов наряду с ошибками и неточностями, выставляется 1 балл. При неправильном ответе или ответе, включающем наряду с верными неверные позиции, выставляется 0 баллов.
Типичные проблемы и способы их решения
1.1. Ответ не соответствует заданному вопросу.
Совет. Не учитывать подобные ответы – 0 баллов.
1.2. В ответе имеется только один правильный из названных в эталоне элементов и содержатся ошибки.
Совет. Не учитывать подобные ответы – 0 баллов.
1.3. В ответе имеется только один правильный из названных в эталоне элементов, содержатся биологические неточности, но имеются примеры, пояснения.
Совет. Такой ответ засчитывается, выставляется 1 балл.
1.4. В ответе имеется два правильных из названных в эталоне элемента, но содержатся биологические ошибки.
Совет. В зависимости от характера ошибок можно выставить 1 или 0 баллов. Грубые ошибки свидетельствуют о незнании биологических закономерностей, процессов. Правильные ответы могут быть формальными, заученными без понимания.
1.5. В ответе имеется два правильных из названных в эталоне элементов, но содержится некоторая неточность.
Совет. Ответ оценивается в 2 балла.
1.6. Экзаменуемые в своих ответах приводят сведения, не содержащиеся в эталоне, другие признаки, факты и т. п.
Совет. Прочитайте требование в эталоне ответа. Если допускается иная формулировка ответа, не искажающая общего смысла, то постройте возможный веер допустимых вариантов ответа и оцените ответ. Если указанная экзаменуемым позиция отсутствует в предложенном веере, смотрите следующие советы. Если в эталоне дано жесткое предписание для оценивания (закрытое требование), то ответ считается неверным – 0 баллов.
1.7. Экзаменуемые указывают не основные, общепризнанные факты, элементы, признаки, а другие особенности, вытекающие из основных.
Совет. Это частично правильный ответ. Подобные позиции учитываются при выставлении оценки – 1 балл. При наличии неправильных позиций наряду с частично правильным ответом выставляется 0 баллов
1.8. Экзаменуемые учащиеся дают общую характеристику объектов, процессов, явлений без их конкретизации.
Совет. Такие позиции при оценке учитываются как частично правильные ответы, так как основная задача – определить знание именно конкретных признаков, фактов, явлений, поэтому оцениваются в 1 балл. При наличии неправильных позиций наряду с частично правильным ответом выставляется 0 баллов.
1.9. Ответ содержит позиции, напрямую не соответствующие заданию (например, вместо признаков – их проявления, общие рассуждения и т. п.).
Совет. Ответ признается неверным, т. е. выставляется 0 баллов.
1.10. Ответ дается через составляющие элементы понятий (характеристик, признаков) без прямого употребления термина.
Совет. Детально анализируем содержание. Такой ответ может быть признан частично правильным и оценивается 1 баллом. При наличии неправильных позиций наряду с частично правильным ответом выставляется 0 баллов.
2. Рекомендации по оцениванию заданий с тремя и более элементами ответа с открытыми критериями
О заданиях с тремя и более элементами ответа
Задания с тремя и более элементами требуют свободного развернутого ответа, относятся к высокому уровню и оцениваются максимально в 3 балла.
Три балла выставляется за полный правильный ответ, включающий все необходимые элементы (три и более) и не содержащий биологических ошибок.
Два балла выставляется в случае, если в ответе содержатся от половины (2/3) до 3/4 элементов, указанных в эталоне, отсутствуют биологические ошибки.
Одним баллом оценивается выполнение задания в том случае, если в ответе допускаются незначительные биологические неточности, раскрывается от 1/4 (1/3) до половины (2/3) элементов.
При отсутствии ответа, наличии ответа не на вопрос или грубых ошибок выставляется 0 баллов.
Типичные проблемы и способы их решения.
2.1. Ответ не соответствует заданному вопросу.
Совет. Не учитывать подобные ответы – 0 баллов
2.2. В ответе имеется только один правильный из названных в эталоне элементов и содержатся ошибки.
Совет. Не учитывать подобные ответы – 0 баллов
2.3. В ответе имеется только один правильный из названных в эталоне элементов и содержатся биологические неточности, отсутствуют примеры.
Совет. Такой ответ засчитывается и выставляется 1 балл, если в эталоне предусмотрено 3 элемента. При наличии более 3 элементов ответа он оценивается в 0 баллов.
2.4. В ответе имеются два правильных из названных в эталоне элемента, но содержатся биологические ошибки.
Совет. В зависимости от характера ошибок и числа элементов в эталоне можно выставить 1 или 0 баллов. Грубые ошибки свидетельствуют о незнании биологических закономерностей, процессов – 0 баллов. Правильные ответы могут быть формальными, заученными без понимания.
2.5. В ответе даны правильные примеры, но отсутствуют обобщения, предусмотренные заданием.
Совет. Такой ответ засчитывается, выставляется 1 балл.
2.6. В ответе присутствуют три правильных из приведенных в эталоне элементов, но содержатся биологические ошибки.
Совет. В зависимости от характера и количества ошибок, числа элементов в эталоне ответ можно оценить в 1 или 2 балла. Грубые ошибки свидетельствуют о незнании биологических закономерностей, процессов.
2.7. В ответе имеются все названные в эталоне элементы, дается развернутый ответ, приводятся примеры, но содержатся некоторые неточности (в формулировках или объяснении).
Совет. Ответ оценивается в 3 балла.
2.8. В ответе отсутствуют 1–2 из названных в эталоне элементов, но приводятся другие правильные позиции, не предусмотренные в эталоне.
Совет. Прочитайте требование в эталоне ответа. Если допускается иная формулировка ответа, не искажающая общего смысла, то постройте возможный веер допустимых вариантов ответа и оцените ответ в 2–3 балла в зависимости от числа элементов в эталоне. Если указанная экзаменуемым позиция отсутствует в предложенном веере, смотрите следующие советы.
2.9. Экзаменуемые наряду с имеющимися 2–3 элементами в эталоне указывают не основные, общепризнанные факты, элементы, признаки, а другие, вытекающие из основных.
Совет. Это частично правильный ответ. Подобные позиции учитываются, и выставляется 2 балла. При наличии неправильных позиций наряду с частично правильным ответом выставляется 1 балл.
2.10. Экзаменуемые дают общую характеристику объектов, процессов, явлений без их конкретизации.
Совет. Такие позиции при оценке учитываются как частично правильные ответы, если они соответствуют заданию. Основная задача – определить знание именно конкретных признаков, фактов, явлений, поэтому ответ оценивается в 1–2 балла.
2.11. Ответ содержит позиции, напрямую не соответствующие заданию (например, вместо признаков – проявления, общие рассуждения и т. п.).
Совет. Ответ признается неверным, т. е. выставляется 0 баллов.
2.12. Ответ дается через составляющие элементы понятий (характеристик, признаков) без прямого употребления термина.
Совет. Детально анализируем содержание. Такой ответ может быть признан частично правильным и оценивается 1–2 баллами.
3. Рекомендации по оцениванию заданий с тремя и более элементами ответа с закрытыми критериями
Решение генетических и цитологических задач
Генетические и цитологические задачи имеют четкую структуру ответа и оцениваются максимально в 3 балла при наличии трех элементов. Все приведенные в эталоне элементы значимы и не имеют альтернативных вариантов. Такие задания содержат закрытый ряд требований («Правильный ответ должен содержать следующие позиции»). Поэтому в ответе выпускника необходимо четко отслеживать указанные разработчиками заданий позиции. Исключение составляет использование экзаменуемым иной буквенной символики при решении генетических задач. При решении генетических задач наличие схемы скрещивания обязательно. В ней должны быть указаны генотипы родителей, гаметы, генотипы и фенотипы потомства.
В листе ответа должен быть представлен ход решения задачи, без которого невозможно получить правильные элементы ответа. В эталоне представлено только содержание элементов ответа, за которое может быть выставлен соответствующий балл.
Типичные проблемы и способы их решения
3.1. В ответе правильно дан первый элемент, комментарии отсутствуют, схема решения задачи приведена неполно.
Совет. Такой ответ оценивается в 1 балл.
3.2. В ответе правильно дан первый элемент, допущены ошибки.
Совет. Такой ответ оценивается в 0 баллов.
3.3. В ответе правильно даны два элемента, верно составлена схема решения.
Совет. Такой ответ оценивается в 2 балла.
3.4. В ответе правильно даны два элемента, верно составлена схема решения, но третий элемент частично правильный или содержит ошибку.
Совет. Такой ответ оценивается в 2 балла.
3.5. В ответе правильно указаны первый и последний элементы, но неверно составлена схема решения, неправильно дан второй элемент.
Совет. Такой ответ оценивается в 1 балл. Конечный результат мог быть получен случайно.
3.6. Ученик выполнил задание, но не представил схему решения. Задача вместо решения имеет только рассуждения, причем правильно словесно описаны все элементы.
Совет. Такой ответ оценивается в 1 балл.