Изучение онтогенеза организмов, размножающихся половым путем
Задание:
На основании материалов лекций и учебника охарактеризуйте периоды онтогенеза и заполните таблицу 1.1.
Таблица 1.1
Характеристики периодов онтогенеза
Период | Особенности периода |
Предзародышевый | |
Эмбриональный | |
Постэмбриональный |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1.2
Изучение особенностей прямого и непрямого развития
Задание:
На основании материалов лекции вспомните особенности прямого и непрямого развития и заполните таблицу 1.2.
Таблица 1.2
Характеристика особенностей прямого и непрямого развития
Тип развития | Особенности |
Прямое | |
Непрямое |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1.3
Изучение особенностей основных процессов, обеспечивающих развитие позвоночных животных
Задание 1:
Вспомните особенности процессов рестрикции, детерминации и дифференцировки (рис. 1, 2) в ходе эмбриогенеза. Запишите в альбом определения указанных процессов. Вспомните, каким образом меняются у клеток потенции к развитию в результате рестрикции, детерминации и дифференцировки. Зарисуйте в альбом схему рестрикции (рис. 2).
Задание 2:
На основании материалов лекции, учебника и словаря эмбриологических терминов запишите в альбом определения процессов гистогенеза, органогенеза, морфогенеза, эмбриональной индукции, клеточного размножения, гибели (апоптоза).
Задание 3:
Рассмотрите схему способов органогенеза (рис. 3) и зарисуйте ее в альбом.
Материалы, представляемые в отчете по лабораторной работе:
1. Заполненные таблицы 1.1, 1.2.
2. Определения детерминации, рестрикции, дифференцировки, гистогенеза, органогенеза, морфогенеза, индукции, иммиграции, апоптоза.
3. Зарисовка схем рестрикции и возникновения зачатков органов.
ПРИЛОЖЕНИЕ: рисунки к теме 1
Рисунок 1. Схема детерминации
(по Карлсону, 1983)
Рисунок 2. Схема рестрикции
(по Карлсону, 1983)
Рисунок 3. Схемы способов образования зачатков органов.
(по Карлсону, 1983)
ТЕМА 2
ГАМЕТОГЕНЕЗ
Гаметогенез (предзародышевое развитие) – это процесс образования половых клеток (гамет). У основной массы животных они образуются из особого зачатка первичных половых клеток (гоноцитов). Лишь у ряда животных гаметы формируются из соматических клеток. Например у губок – из амебоцитов, у кишечнополостных – из интерстициальных клеток.
Гоноциты очень рано обособляются (на стадиях гаструлы или нейрулы) и вначале делятся митозом, а затем в результате двух делений мейоза превращаются в гаплоидные гаметы.
Цели занятия:
· Изучить особенности сперматогенеза и оогенеза.
· Усвоить структурно-функциональные особенности яйцеклеток и сперматозоидов.
Вопросы и задания для самоподготовки
1. Общая характеристика процесса гаметогенеза.
2. Общая характеристика процесса оогенеза.
3. Общая характеристика процесса сперматогенеза.
4. Структурно-функциональные особенности яйцеклеток.
5. Структурно-функциональные особенности сперматозоидов.
6. Состав и функциональное значение кортикальных гранул яйцеклетки.
7. Состав и функциональное значение акросомальных гранул сперматозоида.
8. Особенности мейотического деления гамет и его биологическое значение.
9. Характеристика первого деления мейоза в процессе оогенеза.
10. Характеристика второго деления мейоза в процессе оогенеза.
11. Классификация яйцеклеток по количеству и локализации желтка.
12. Функциональное значение периодов малого и большого роста овоцита.
13. Состав, функциональное значение желтка.
14. Основные типы питания ооцитов, особенности питания ооцита у человека.
15. Функциональное значение фолликулярных клеток, окружающих ооцит.
16. Функциональное значение клеток Сертоли.
17. Спермиогенез.
18. Типы сперматогониев и их функциональное значение.
19. Типы фолликулов.
20. Оболочки яйцеклеток (первичные, вторичные, третичные).
21. Отличия оогенеза от сперматогенеза.
Оборудование и материалы:
1. Гистологические препараты: срез яичника, срез яйцеклетки.
2. Микроскопы Микмед - 1, Микмед – 2.
3. Схемы мейоза, сперматогенеза, оогенеза; рисунки половых клеток, обобщающие таблицы.