Био(гисто)химические Этиологические
АА-амилоидоз Вторичный (реактивный) Наследственный
(периодическая болезнь, синдром Макла — Уэльса)
AL-амилоидоз Первичный (идиопатический) Вторичный
(моноклоново-белковый, при неопластической
плазмоклеточной дискразии)
FAP-амилоидоз Наследственный (семейная
амилоидная полинейропатия)
ASC1- амилоидоз Старческий системный (генерализованный)
АА-амилоидоз включает не только вторичные (реактивные) формы, но и наследственные — периодическую болезнь и синдром Макла — Уэльса.
AL-амилоидоз представлен первичным амилоидозом и амилоидозом при так называемой неопластической плазмоклеточной дискразии, или "моноклоново-белковым амилоидозом".
FAP-амилоидоз — это семейная амилоидная полинейропатия, этническая принадлежность которой оказалась достаточно широкой: заболевание встречается не только в Португалии, как считали раньше, но и в Японии, Швеции, Англии, Польше, Греции, Германии, Израиле.
ASC1-амилоидоз — старческий системный амилоидоз.
Эти данные свидетельствуют об условности деления амилоидоза в зависимости от возможной причины его возникновения, т.е. на первичный, вторичный, наследственный, старческий и т.д. Условность такого деления подтверждается и рядом более убедительных фактов. Так, среди больных первичным амилоидозом, с одной стороны, найдена подгруппа с плазмоклеточной дискразией, с другой — случаи семейного амилоидоза; среди форм АА-амилоидоза, помимо вторичного и наследственного, описываются идиопатические случаи.
2. Идентифицированы циркулирующие в крови предшественники белка фибрилл амилоида при генерализованных формах амилоидоза АА-, AL-, FAP-, ASC1-формы.
Предшественником АА-белка амилоидных фибрилл является а-глобулин, названный сывороточным амилоидным белком — SАА. Доказана возможность трансформации его в АА-белок с образованием амилоидных фибрилл in vivo.
У человека и животных SAA ведет себя подобно "острофазному" белку: содержание его в сыворотке после применения воспалительного стимула повышается в несколько сотен раз. Установлено влияние SAA на активность киллеров, взаимодействие Т-лимфоцитов с макрофагами, синтез антител плазматическими клетками. Таким образом, можно говорить об определенной связи между содержанием SAA в сыворотке крови и состоянием систем моноцитарного фагоцита и лимфоцита. Это открывает перспективы изучения патогенеза АА-амилоидоза.
SAA синтезируется главным образом гепатоцитами, хотя показана возможность синтеза его и другими клетками — фибробластами и полиморфно-ядерными лейкоцитами. В гепатоцитах осуществляются не только синтез, но и деградация SAA до его субъединиц, что определяет постоянство содержания SAA в сыворотке крови в ничтожных (до 1 мкг/мл) количествах в нормальных условиях. Содержание SAA в сыворотке крови зависит и от активности макрофагальной системы. Часть циркулирующего SAA фильтруется в почечных клубочках и реабсорбируется — это второй путь метаболизма SAA. Об этом свидетельствует обнаружение SAA в подоцитах и мезангиальных клетках, способных к фагоцитозу. Второй путь метаболизма SAA позволяет понять особую "заинтересованность" почек при АА-амилоидозе ("нефропатический амилоидоз").
Предшественником AL-белка амилоидных фибрилл (моноклонального белка) являются λ- и κ-легкие цепи иммуноглобулинов или их фрагменты. Среди легких цепей найдены определенные, более амилоидогенные типы. Белок амилоидных фибрилл образуется из сывороточного предшественника либо при нарушении деградации моноклональных легких цепей, что ведет к появлению
промежуточных полипептидов, способных к агрегации в фибриллы, либо при возникновении легких цепей с особыми структурами в связи с "аминокислотными заменами". Один из этих механизмов предусматривает участие в построении амилоидных фибрилл клеток, способных к деградации, другой — способных к синтезу белка.
При FAP-амилоидозе белок фибрилл амилоида образуется из преалъбумина плазмы с различными "аминокислотными заменами" при разных этнических вариантах FAP, что пытаются объяснить образованием мутантов. Выявленное высокое содержание преальбумина в цереброспинальной (спинномозговой) жидкости связывают с активным синтезом его хориоидальным сплетением. Этим объясняют особенности клинической симптоматики полинейропатии. В сыворотке крови у больных FAP-амилоидозом и в группе риска уровень преальбумина снижен в 4—6 раз, что отличает этот амилоидоз от других форм генерализованного амилоидоза и свидетельствует о расходовании предшественника на построение белка амилоидных фибрилл. Однако депрессию преальбумина при FAP-амилоидозе можно рассматривать и как генетически запрограммированное нарушение его метаболизма.
При старческом системном амилоидозе предшественником фибриллярного белка ASC1, который рассматривается как мутантный белок, также является сывороточный пре-альбумин. Считают, что в связи с нарушением метаболизма преальбумина в пожилом и старческом возрасте склонность к образованию ASC1 из циркулирующего в крови предшественника повышается, чем и объясняют снижение содержания преальбумина в сыворотке при этой форме амилоидоза. Не исключается аффинность предшественника к определенным тканям (кардиомиоцит, гладкая мышечная клетка сосудов).
На основании приведенных данных можно обосновать патогенез АА- и AL-форм генерализованного амилоидоза.
Патогенез АА-амилоидоза.Основные этапы патогенеза АА-амилоидоза следующие (схема 6):
▲ стимуляция синтеза SAA (печень) интерлейкином-1 в результате активации системы моноцитарных фагоцитов, что ведет к резкому увеличению содержания предшественника АА-белка в плазме крови;
▲ усиленная, но неполная ферментативная дегратация SAA макрофагами, появление белка АА;
▲ сборка на поверхности макрофагов-амилоидобластов фибрилл амилоида из фрагментов деградирующего SAA (белка АА) под воздействием амилоидстимулирующего фактора (АСФ) и при участии деградирующей активности сыворотки (ДАС). В этой системе следует найти место второму (почечному) пути метаболизма SAA, о котором уже упоминалось и которой делает понятным преимущественное поражение почек при АА-амилоидозе.