Связь методики обучения биологии с другими науками
Биологическое образование в общеобразовательной школе как система. Тенденции развития и функции биологического образования школьников.
Система –совокупность однородных элементов, взаимодействующих между собой. В единстве своем представляющих целостность
Признаки
-с-ть взаимосвязанных элементов
- образует особое единство со средой
-выступает как элемент более высокого порядка
-более низкого порядка
Система биолог обр-я интегрирует соц-экон, общепед, метод, психол, полит факторы.
Соц заказ
1 Цели биолог обр-я: обучающие, воспитательные, развивающие
2. Содержание б.о.:
-знаниевый: теории понятия факты законы закономерности
_деятельностный: умения виды д-ти
-ценностный: нормы
3 Процесс обучения и воспитания:
-формы обучения урок экскурсия вн и внеурочная работа
-методы обучения: словесные наглядные практические
Виды д-ти учителя и учащихся
Контроль ЗУН
4Результативный-сформированность биолог знаний, умений, воспитанность учащихся, интелл развитие
Тенденции развития школьного биологического образования:
1. Тенденция гуманизации –это ведущая тенденция развития общества, связанная с признанием человека с его интересами и способностями наивысшей ценностью. Существует два направления гуманизации образования: удовлетворение образовательных потребностей школьников и создание условий для самореализации школьников и учителей в образовательном процессе.
2. Демократизация образования проявляется в увеличении степени его открытости. Школьное биологическое образование становится более доступно, что связано с расширением дифференциации образовательных услуг.
Стандартизация
4. Тенденция интеграции –Структура содержания методики обучения биологии определяется интеграцией социальных, биологических, экологических и педагогических идей.
5. Интенсификация образования- это такая его организация, которая предполагает достижение максимальной эффективности, при минимальных затратах времени, трудоёмкости и материальных средств. Проявляется в создании и внедрении новых педагогических технологий.
6. Экологизацияопределяется тем, что экология как наука оказывает мощное воздействие на систему образованияЭкологизация предполагает обновление содержания школьного биологического образованияна основе идей единства природы и общества.
Функции:
1. Мировоззренческая: заключается в формировании у школьников научного мировоззрения на основе усвоения знаний материалистической теории познания мира:
- что мир материален
- мир представляет собой сложную систему связей и взаимодействий
- мир - саморег с-ма, изменение его элементов взаимо обусловленное
- человек и общество – результат эволюции живой природы, он не отделим от самой природы
-наука-рез-т эвол человека, от разума и не знания человека зависят природные объекты
БО облад мощным мирр потенциалом. Мф Бо определяет его ценностные ореинтиры, формир науч взгл, убежд и в конечном итоге поним ест-научной картины мира
Определяет единство глобального, регионального, локального знания о природе и обществе. Играет роль в развитии личности, эк сознания
2. Социальная: соц необходимость повышения биолог грамотности населения, необходимостью обеспеч с-мы проффес-го образ биолог грамотными выпускниками школы
3. Культурологическая:фор-ие общей и эколог культуры. Усвоение универсальных культурных ценностей (жизнь, здоровье, образование)
4. Интегративная:интеграция знаний гумм и е-н, физ, хим, биол-межпредметная, цит, экол, эвол-внутрипредметная
5. Воспитательная:нравственное, экологическое, гигиеническое, трудовое, половое, эстетическое воспитание.
6. Проф-ореинтационная: направление учащихся учебного процесса на развитие к профессиям связанных с биологией.
Вопрос 1. Принадлежность моб к педагогическим наукам. Связь моб с другими науками.
Наука – это способ познания окр мира, с др стороны – соц. институт. Учеными создается научная картина мира.
Образование- система, результат.
ТиМОБ относится к педагогическим наукам.
Признаки науки | Признаки МОБ как науки |
Объект исследования | Учебно-воспитательный процесс по биологии |
Предмет исследования | Цели, содержание, методы (одна из сторон объекта) |
Методы исследования | Наблюдение, эксперимент, опрос, рейтинговая оценка |
Язык науки=терминологический аппарат | Цели, содержание, формы, методы |
Теоретический базис | Закономерности, принципы |
Закономерности: выбор метода от содержания понятия
Принципы: краеведения, сезонности, научности
МОБ – это наука о системе обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета биологии.
Теория- изучает закономерности, принципы, теории форм обучения биологии
МОБ- зачем учить (цели обучения), чему учить (содержание), как учить (методы и средства)
Связь методики обучения биологии с другими науками.
Биология является внешним источником для ТиМОБ (формирует содержание)
Педагогика и психология – внутренними источниками.
ТиМОБ связана с дидактикой. С позиции дидактики можно ответить на вопросы: зачем учить, чему и как.
На основе дидактических закономерностей в методике можно установить, как учить эффективно, т.е. достичь планируемый результат.
Педагогика и дидактика – предлагают общие закономерности построения уч-восп процесса по биологии. А методика определяет выбор конкретных форм, методов, приемов и средств обучения б.
Психологияисследуя вопросы развития личности в процессе обучения предоставляет методике основы обучения и воспитания на разных ступенях образования, раскрывает особенности развития различных психических процессов у личности или группы в процессе биологического образования.
Биология являясь источником содержания биолог образования вносит коррективы в отбор содержания биол образ, формирование определения биолог понятий, и определение объема содержания биолог образования.
С философией – моб опирается на философию
– на теорию познания и на учение о методах научного познания.
Вопрос 2. Задачи МОБ. Структура МОБ. Методы, применяемые в исследовании проблем МОБ.
Задачи МОБ. -т.е. задачи как науки.
1. исследовать и определить эффективные методы обучения.
2. обосновать отбор содержания курса (н-р в основной и старшей школе, в общеобразовательной школе и мед.училище)
3. дать обоснование формам обучения.
4. выявить условия эффективности применения различных пед.технологий (игровые, проектные, проблемные).
5. определить критерии и показатели обучения биологии (усвоение биол.знаний). и.т.д.
Структура методики обучения биологии | |
Общая методика обучения биологии | Частная методика обучения биологии |
Изучает общие закономерности биологического образования, разрабатывает его концепцию. Определяет общие цели и принципы биологического образования. Устанавливает закономерности отбора содержания, выбора методов и средств обучения биологии, воспитания и развития учащихся в процессе обучения. Взаимосвязь между разделами биологии в школе. Связь биологии с другими учебными предметами. Изучает историю становления и развития биологического образования. | Изучает специфические для каждого раздела школьной биологии особенности обучения. Определяет цели и содержание курса. Определяет специфику форм, средств и методов обучения в конкретном разделе. Разрабатывает конкретные методические рекомендации. |
Метод исследования – совокупность приёмов и операции теоретического и практического освоения и преобразования действительности.
Существуют методы теоретического и эмпирического исследования. В МОБ применяются следующие методы:
Общенаучные.
Теоретические: | Эмпирические. |
Анализ– последовательное расчленение целостного объекта на элементы с целью их всестороннего изучения | Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности |
Синтез– соединение ранее выделенных частей объекта в единое целое | Изучение документации |
Абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств. | Анкетирование |
Обобщение– установление общих признаков и свойств ряда объектов | Тестирование |
Индукция– направлена от частных посылок к общему выводу. | Собеседование |
Дедукция – исследование от общего к частному. | Интервьюирование– более строгий метод, предусматривает запись ответов (бумага, диктофон). |
Моделирование– изучение объекта путём создания и изучения его модели | |
Классификация– разделение предметов на группы в соответствии с какими-либо признаками. |
2. Педагогические.Педагог.наблюдение, пед.эксперимент, контрольный срез знаний и умений.
3. Методы психологических исследований.Наблюдение за изменением качеств личности, сравнение динамики развития качеств личности и т.д.
4. Социологические методы.Опрос, ранжирование, анкетирование.
Методы:
-пед наблюдение – целенаправленное фиксирование к-л явлений. Применяется на всех формах обучения. Протоколируется. Аудио, видео средства
-эксперимент –наблюдение в спец создаваемых и контролируемых условиях (констатирующий, обучающий)
-анкетирование
-протоколирование
-интервьюирование
-Рейтинговая оценка
-изучение школьной документации
-Изучение нормативных документов
-Статистическая обработка
4. Цели и задачи школьного биологического образования.
Цели – позволяют конкретизировать этапы и средства достижения заданного результата.
На фор-ие влияют: соц цели – стремление общества к обеспечению своего развития. Цели личности - учитывают индив особенности, интересы, потребности личности в образовании и самообразовании.
Цели зависятот уровня образованности школьников, уровня воспитанности, отражающей с-му мирр взглядов, уровня развития личности, фактор целочтности человеческой личности, ф. прогностичности, приемственноти целей в с-ме биолог образ-ия