Связь методики обучения биологии с другими науками

Биологическое образование в общеобразовательной школе как система. Тенденции развития и функции биологического образования школьников.

Система –совокупность однородных элементов, взаимодействующих между собой. В единстве своем представляющих целостность

Признаки

-с-ть взаимосвязанных элементов

- образует особое единство со средой

-выступает как элемент более высокого порядка

-более низкого порядка

Система биолог обр-я интегрирует соц-экон, общепед, метод, психол, полит факторы.

Соц заказ

1 Цели биолог обр-я: обучающие, воспитательные, развивающие

2. Содержание б.о.:

-знаниевый: теории понятия факты законы закономерности

_деятельностный: умения виды д-ти

-ценностный: нормы

3 Процесс обучения и воспитания:

-формы обучения урок экскурсия вн и внеурочная работа

-методы обучения: словесные наглядные практические

Виды д-ти учителя и учащихся

Контроль ЗУН

4Результативный-сформированность биолог знаний, умений, воспитанность учащихся, интелл развитие

Тенденции развития школьного биологического образования:

1. Тенденция гуманизации –это ведущая тенденция развития общества, связанная с признанием человека с его интересами и способностями наивысшей ценностью. Существует два направления гуманизации образования: удовлетворение образовательных потребностей школьников и создание условий для самореализации школьников и учителей в образовательном процессе.

2. Демократизация образования проявляется в увеличении степени его открытости. Школьное биологическое образование становится более доступно, что связано с расширением дифференциации образовательных услуг.

Стандартизация

4. Тенденция интеграции –Структура содержания методики обучения биологии определяется интеграцией социальных, биологических, экологических и педагогических идей.

5. Интенсификация образования- это такая его организация, которая предполагает достижение максимальной эффективности, при минимальных затратах времени, трудоёмкости и материальных средств. Проявляется в создании и внедрении новых педагогических технологий.

6. Экологизацияопределяется тем, что экология как наука оказывает мощное воздействие на систему образованияЭкологизация предполагает обновление содержания школьного биологического образованияна основе идей единства природы и общества.

Функции:

1. Мировоззренческая: заключается в формировании у школьников научного мировоззрения на основе усвоения знаний материалистической теории познания мира:

- что мир материален

- мир представляет собой сложную систему связей и взаимодействий

- мир - саморег с-ма, изменение его элементов взаимо обусловленное

- человек и общество – результат эволюции живой природы, он не отделим от самой природы

-наука-рез-т эвол человека, от разума и не знания человека зависят природные объекты

БО облад мощным мирр потенциалом. Мф Бо определяет его ценностные ореинтиры, формир науч взгл, убежд и в конечном итоге поним ест-научной картины мира

Определяет единство глобального, регионального, локального знания о природе и обществе. Играет роль в развитии личности, эк сознания

2. Социальная: соц необходимость повышения биолог грамотности населения, необходимостью обеспеч с-мы проффес-го образ биолог грамотными выпускниками школы

3. Культурологическая:фор-ие общей и эколог культуры. Усвоение универсальных культурных ценностей (жизнь, здоровье, образование)

4. Интегративная:интеграция знаний гумм и е-н, физ, хим, биол-межпредметная, цит, экол, эвол-внутрипредметная

5. Воспитательная:нравственное, экологическое, гигиеническое, трудовое, половое, эстетическое воспитание.

6. Проф-ореинтационная: направление учащихся учебного процесса на развитие к профессиям связанных с биологией.

Вопрос 1. Принадлежность моб к педагогическим наукам. Связь моб с другими науками.

Наука – это способ познания окр мира, с др стороны – соц. институт. Учеными создается научная картина мира.

Образование- система, результат.

ТиМОБ относится к педагогическим наукам.

Признаки науки Признаки МОБ как науки
Объект исследования Учебно-воспитательный процесс по биологии
Предмет исследования Цели, содержание, методы (одна из сторон объекта)
Методы исследования Наблюдение, эксперимент, опрос, рейтинговая оценка
Язык науки=терминологический аппарат Цели, содержание, формы, методы
Теоретический базис Закономерности, принципы

Закономерности: выбор метода от содержания понятия

Принципы: краеведения, сезонности, научности

МОБ – это наука о системе обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета биологии.

Теория- изучает закономерности, принципы, теории форм обучения биологии

МОБ- зачем учить (цели обучения), чему учить (содержание), как учить (методы и средства)

Связь методики обучения биологии с другими науками.

Биология является внешним источником для ТиМОБ (формирует содержание)

Педагогика и психология – внутренними источниками.

ТиМОБ связана с дидактикой. С позиции дидактики можно ответить на вопросы: зачем учить, чему и как.

На основе дидактических закономерностей в методике можно установить, как учить эффективно, т.е. достичь планируемый результат.

Педагогика и дидактика – предлагают общие закономерности построения уч-восп процесса по биологии. А методика определяет выбор конкретных форм, методов, приемов и средств обучения б.

Психологияисследуя вопросы развития личности в процессе обучения предоставляет методике основы обучения и воспитания на разных ступенях образования, раскрывает особенности развития различных психических процессов у личности или группы в процессе биологического образования.

Биология являясь источником содержания биолог образования вносит коррективы в отбор содержания биол образ, формирование определения биолог понятий, и определение объема содержания биолог образования.

С философией – моб опирается на философию

– на теорию познания и на учение о методах научного познания.

Вопрос 2. Задачи МОБ. Структура МОБ. Методы, применяемые в исследовании проблем МОБ.

Задачи МОБ. -т.е. задачи как науки.

1. исследовать и определить эффективные методы обучения.

2. обосновать отбор содержания курса (н-р в основной и старшей школе, в общеобразовательной школе и мед.училище)

3. дать обоснование формам обучения.

4. выявить условия эффективности применения различных пед.технологий (игровые, проектные, проблемные).

5. определить критерии и показатели обучения биологии (усвоение биол.знаний). и.т.д.

Структура методики обучения биологии
Общая методика обучения биологии Частная методика обучения биологии
Изучает общие закономерности биологического образования, разрабатывает его концепцию. Определяет общие цели и принципы биологического образования. Устанавливает закономерности отбора содержания, выбора методов и средств обучения биологии, воспитания и развития учащихся в процессе обучения. Взаимосвязь между разделами биологии в школе. Связь биологии с другими учебными предметами. Изучает историю становления и развития биологического образования. Изучает специфические для каждого раздела школьной биологии особенности обучения. Определяет цели и содержание курса. Определяет специфику форм, средств и методов обучения в конкретном разделе. Разрабатывает конкретные методические рекомендации.

Метод исследования – совокупность приёмов и операции теоретического и практического освоения и преобразования действительности.

Существуют методы теоретического и эмпирического исследования. В МОБ применяются следующие методы:

Общенаучные.

Теоретические: Эмпирические.
Анализ– последовательное расчленение целостного объекта на элементы с целью их всестороннего изучения Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности
Синтез– соединение ранее выделенных частей объекта в единое целое Изучение документации
Абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств. Анкетирование
Обобщение– установление общих признаков и свойств ряда объектов Тестирование
Индукция– направлена от частных посылок к общему выводу. Собеседование
Дедукция – исследование от общего к частному. Интервьюирование– более строгий метод, предусматривает запись ответов (бумага, диктофон).
Моделирование– изучение объекта путём создания и изучения его модели  
Классификация– разделение предметов на группы в соответствии с какими-либо признаками.  

2. Педагогические.Педагог.наблюдение, пед.эксперимент, контрольный срез знаний и умений.

3. Методы психологических исследований.Наблюдение за изменением качеств личности, сравнение динамики развития качеств личности и т.д.

4. Социологические методы.Опрос, ранжирование, анкетирование.

Методы:

-пед наблюдение – целенаправленное фиксирование к-л явлений. Применяется на всех формах обучения. Протоколируется. Аудио, видео средства

-эксперимент –наблюдение в спец создаваемых и контролируемых условиях (констатирующий, обучающий)

-анкетирование

-протоколирование

-интервьюирование

-Рейтинговая оценка

-изучение школьной документации

-Изучение нормативных документов

-Статистическая обработка
4. Цели и задачи школьного биологического образования.

Цели – позволяют конкретизировать этапы и средства достижения заданного результата.

На фор-ие влияют: соц цели – стремление общества к обеспечению своего развития. Цели личности - учитывают индив особенности, интересы, потребности личности в образовании и самообразовании.

Цели зависятот уровня образованности школьников, уровня воспитанности, отражающей с-му мирр взглядов, уровня развития личности, фактор целочтности человеческой личности, ф. прогностичности, приемственноти целей в с-ме биолог образ-ия

Наши рекомендации