Набор высоты. силы, действующие на вс. уравнение установившегося набора. характеристики набора. что на них влияет?
При подъеме на самолет действуют следующие силы:
- сила тяги Р – в направлении движения;
- сила лобового сопротивления Q – в направлении, обратном движению;
- составляющая сила веса G2 - в направлении, обратном направлению движения;
- в направлении, перпендикулярном к траектории полета, действует подъемная сила Y и составляющая силы веса G1.
Для выполнения условия равномерности и прямолинейности подъема самолета все действующие на него силы должны быть взаимно уравновешены. Следовательно, условием прямолинейности движения при подъеме является равенство сил Y и G1.
Y = G1 = G cos θ.
Условием равномерности движения самолета будет равенство сил, действующих вдоль траектории: P = Q + G2 = Q + G sin θ.
При нарушении одного из этих равенств, движение не будет прямолинейным и равномерным.
Из анализа уравнений сил при подъеме можно сделать следующие выводы:
- подъемная сила при подъеме всегда меньше, чем в горизонтальном полете на том же угле атаки, так как она уравновешивает только часть веса самолета;
- потребная сила тяги при подъеме больше, чем в горизонтальном полете на том же угле атаки, потому что кроме лобового сопротивления она уравновешивают составляющую веса самолета G2. Таким образом, подъем совершается не за счет увеличения подъемной силы крыла, а за счет увеличения силы тяги.
Скоростью, потребной для подъема самолета Vпод,называется скорость, необходимая для создания подъемной силы, уравновешивающей составляющую веса, перпендикулярную траектории подъема на данном угле атаки. Vпод = Vгп√cosθ. Угол, заключенный между траекторией подъема и горизонтом, называется углом подъема (θ). Высота, которую самолет может набирать за единицу времени, называется вертикальной скоростью подъема Vy
На подъем влияют : 1) т-ра и плотность воздуха, уменьшающие угол набора и скорость.
2) взл. Масса увеличивает ск-сть потр. Набора, умен. Угол набора и скорость.
3) направление и скорость ветра.
Планирование или установившееся снижение. Распределение сил. Хар-ки снижения.
Режимом снижения называется прямолинейное и равномерное движение самолета вниз по наклонной к горизонту траектории. Практически снижение может осуществляться как без тяги двигателей (планирование), так и с тягой двигателей. Угол, под которым наклонена траектория, называется угол снижения.
При снижении самолета (тяга двигателей незначительна) на самолет действуют три силы: полная аэродинамическая сила R, вес самолета G и тяги двигателей P.
Для осуществления установившегося снижения с наличием тяги двигателей необходимо выполнение следующего условия: Y = G1; P = X – G2. Подъемная сила при снижении меньше, чем в горизонтальном полете на том же угле атаки, так как она уравновешивает только часть силы веса G1.
Вертикальная скорость снижения зависит от скорости по траектории и угла снижения. Угол планирования зависит от качества самолета.
Чем больше аэродинамическое качество самолета, тем меньше угол планирования.
Расстояние, проходимое самолетом (планером) относительно земли за время планирования с данной высоты, называется дальностью планирования.
42. Вираж сам-та, разворот, спираль. Перегрузка на вираже. Хар-ки виража.
Вираж самолета - это криволинейный полет самолета в горизонтальной плоскости с разворотом на 360°.
Часть виража, имеющая цель изменение направления движения на угол, меньший 360°, называется разворотом. Вираж с постоянной скоростью и углом крена называется установившимся.Установившийся вираж без скольжения называется правильным
Вираж может быть неустановившимся, при котором будет меняться скорость и радиус, вираж со скольжением, вираж с набором или потерей высоты.
Если самолет имеет скольжение во внутреннюю сторону виража или во внешнюю, то направление скорости не совпадает с плоскостью симметрии и составляет с ней некоторый угол β (Рис. 9, б, в). В первом случае скольжение называется внутренним, во втором – внешним.
Для выполнения виража подъемная сила должна быть увеличена, и тем больше, чем больше крен. Следовательно, на вираже создается перегрузка, причем она будет расти с увеличением крена.
На правильном вираже вес уравновешивается вертикальной составляющей подъемной силы. Выполняется условие G=Ycosγ, откуда нормальная перегрузка на вираже равна
. ny = Y/G = 1 /cos γ.
Таким образом, на правильном вираже величина потребной перегрузки определяется только углом крена.
Для выполнения виража необходимо увеличить подъемную силу по сравнению с горизонтальным полетом. Этого увеличения можно достичь увеличением скорости полета при сохранении угла атаки либо увеличением угла атаки при сохранении скорости горизонтального полета.
Влияние веса самолета. С увеличением веса потребная скорость возрастает. Соответственно возрастает и потребная скорость для виража.