Изучение устройства кривошипно - шатунного механизма
Практическая работа №1,2
Цель работыИзучить устройство и детали входящие в кривошипно - шатунную группу двигателя внутреннего сгорания. Понять какую работу выполняют детали КШМ и как они конструктивно устроены.
В состав кривошипно-шатунного механизма двигателя входят две группы деталей: неподвижные и подвижные. К неподвижным деталям относятся блок цилиндров, служащий остовом двигателя, цилиндры, головка блока или головки цилиндров и поддон картера. Подвижными деталями являются поршни с кольцами и поршневыми пальцами, шатун, коленчатый вал, маховик.
У двигателей блок цилиндров представляет собой массивный литой корпус 6, снаружи и внутри которого монтируются все механизмы и системы.
Нижняя часть блока цилиндров является картером 7, в литых поперечинах которого расположены опорные гнезда для коренных подшипников 2 коленчатого вала.
Цилиндры с жидкостным охлаждением выполняют с двойными стенками, причем внутренняя стенка образует гильзу цилиндра. Полость между гильзой и наружной стенкой заполнена охлаждающей жидкостью. Гильзы цилиндров являются направляющими для поршней, в которых они совершают работу, осуществляя возвратно – поступательное движение под действием газов, образующихся в результате сгорания горючей смеси.
Изготавливают гильзы из специального чугуна. Внутреннюю поверхность цилиндра подвергают закалке с нагревом ТВЧ и тщательно обрабатывают, получая «зеркальную» поверхность, верхняя часть цилиндра наиболее нагружена, так как здесь происходит сгорание рабочей смеси, сопровождаемое резким повышением давления и температуры. Для повышения износостойкости верхней части цилиндров в карбюраторных двигателях применяют вставки из специального износостойкого чугуна, запрессованные в верхней части цилиндра. материал - аустенитный чугун.
Головка блока цилиндров закрывает цилиндры и образует верхнюю часть рабочей полости двигателя, в ней частично или полностью размещаются камеры сгорания. Головки блока цилиндров отливают из легированного серого чугуна или алюминиевого сплава.
В головках блока цилиндров размещаются гнезда и направляющие втулки клапанов, впускные и выпускные каналы. Их внутренние полости образуют рубашку для охлаждающей жидкости. В верхней части имеются опорные площадки для крепления деталей клапанного механизма. Для уплотнения стыка головки блока цилиндров и блока цилиндров применяют сталеасбестовую уплотняющую прокладку, предотвращающую прорыв газов наружу и исключающую проникновение охлаждающей жидкости и масла в цилиндры.
Поддон картера закрывает КШМ снизу и одновременно является резервуаром для масла. Внутри поддонов могут выполняться лотки и перегородки, препятствующие перемешиванию и взбалтыванию масла при движении автомобиля по неровным дорогам.
Подвижная группа включает в себя поршень, поршневые кольца, поршневой палец. Поршень воспринимает усилие расширяющихся газов при рабочем ходе, и передает его через шатун на кривошип коленчатого вала.
Детали шатунной группы и коленчатого вала :
1 - носок коленчатого вала; 2 - шкив; 3 - храповик; 4 – распорно - упорная шайба; 5 - биметаллические упорные шайбы переднего коренного подшипника;
6 - вкладыш коренного подшипника; 7 - вкладыш шатунного подшипника; 8стопорное кольцо; 9 - поршневой палец; 10 - втулка; 11- отверстие для смазки поршневого пальца; 12 - верхняя головка шатуна; 13 - шатун; 14 - болт крышки шатуна; 15 - бобышка шатуна; 16 - нижняя головка шатуна; 17 - крышка шатуна; 18 - шатунная шейка; 19 - противовес щеки; 20 - коренная шейка;
21 - поршень; 22 - дренажные канавки для слива масла; 23 - маслосбрасывающий гребень задней коренной шейки; 24 - маслоотгонные спиральные витки;
25 - сальник заднего коренного подшипника; 26 - маховик; 27 - зубчатый венец; 28 - деревянный боковой уплотнитель; 29 - резиновая уплотнительная прокладка; 30 - крышка заднего коренного подшипника; 31 - канал для смазки шатунного подшипника; 32 - центробежная ловушка для очистки масла; 33 пробка ловушки; 34 - щека; 35 - крышка среднего коренного подшипника; 36 вкладыш; 37 - медно-никелевый подслой; 38 - антифрикционный сплав СОС 6-6;
39 - крышка переднего коренного подшипника; 40 - шестерня
Шатунно – поршневая группа
Поршневые кольца предназначены для уплотнения и герметизации соединения поршень – цилиндр. На рисунке приведены три компрессионных и одно маслосъемное кольцо.