Снижение самолета. Схема сил на снижении
Прямолинейное и равномерное движение самолета по наклонной вниз траектории называется планированием или установившимся снижением.
Угол, образованный траекторией планирования и линией горизонта, называется углом планирования θ пл.
Снижение –это прямолинейное равномерное движение самолета по наклонной к низу траектории
У=G1=Gcos(Ө) – уравнение прямолинейности
Х=G2=Gsin(Ө) – уравнение равномерности
{М=0 – условия равновесия
У=G1=Gcos(Ө) =Су RV2/2 *S
Снижение может производиться как при наличии тяги, так и при ее отсутствии.
Планирование есть частный случай снижения самолета, при котором самолет снижается с выключенным двигателем или двигателем, работающим на малых оборотах, с тягой, практически равной нулю.
Планирование самолетов производится с целью уменьшения высоты полета и для полета к месту посадки.
Для планеров планирование является основным режимом полета. Планирование с углами θ пл, превышающими 30°, называется пикированием.
Снижение выполняется в 2-х режимах:
1 Р=0 Устанавливаем малый полетный газ, такое снижение называется планирование, когда зона свободна.
2 Р>0 X=G2+Pтяга такое снижение называется скоростным.
Равновесие самолета
Такое состояние самолета, при котором все силы и моменты, действующие на него, взаимно уравновешены, и самолет совершает равномерное прямолинейное движение. Режимы горизонтального полета, набора высоты, планирования самолет выполняет в состоянии равновесия.
Для равновесия самолета необходимо и достаточно, чтобы сумма проекций всех сил на каждую из осей координат была равна нулю и сумма моментов всех сил относительно каждой из осей координат тоже была равна нулю.
Продольное равновесие – состояние при котором самолет не имеет стремления к изменения угла атаки, т.е. к вращению вокруг поперечной оси Z.
Билет №12
1. Зависимость Cy = f(), Cy = f(Cx) и их зависимость от выпуска шасси и механизации закрылков
При выпуске шасси и посадочных щитков на самолете Як-52 аэродинамическое качество уменьшается, а угол планирования увеличивается. Угол планирования можно определить графически по поляре самолета (если она построена в одинаковых масштабах для СУ и СХ), проведя из начала координат вектор к соответствующей точке кривой . Угол, образованный вектором и осью Су, покажет величину угла планирования.
Применяя механизированное крыло, значительно увеличивают величину Сумакс, что дает возможность уменьшить посадочную скорость и длину пробега самолета после посадки, уменьшить скорость самолета в момент отрыва и сократить длину разбега при взлете. Применение механизации улучшает устойчивость и управляемость самолета на больших углах атаки. Кроме того, уменьшение скорости при отрыве на взлете и при посадке увеличивает безопасность их выполнения и сокращает расходы на строительство взлетно-посадочных полос.
Итак, механизация крыла служит для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета путем увеличения максимального значения коэффициента подъемной силы крыла Cумакс.
Факторы влияющие на летные характеристики снижения.
Посадочная масса самолета оказывает влияние на величину посадочной скорости, но не на ускорение при пробеге, так как при увеличении веса самолета в такой же степени возрастают тормозящие силы трения колес и сила лобового сопротивления.
Механизация крыла. Отклонение закрылков увеличивает несущую способность крыла и поэтому уменьшает посадочную скорость самолета и длину пробега..
Средства торможения. Торможение основных колес начинается при касании передней опоры самолета ВПП. Оно уменьшает длину пробега на 20—30%. Торможение самолетов
реверсом тяги винтов или двигателей сокращает длину пробега до 40%.
3. Выполнение полета и заход на посадку с отказавшим двигателем, винт которого работает в режиме «Ветряк»
Режим самовращения (ветряковый) возникает при очень большом отрицательном угле атаки, когда поток набегает на спинку лопасти. Аэродинамические силы лопасти на этом режиме приобретают обратное направление. Режим самовращения наступает или при очень большой скорости полета, например при пикировании, или отказе двигателя.
При отказе одного из двигателей, расположенных на крыле отрицательная сила тяги не только увеличивает сопротивление движению самолета, но и создает большой неуравновешенный момент, разворачивающий самолет в сторону отказавшего двигателя. Для уменьшения этого момента винт отказавшего двигателя вводится во «флюгер», т. е. лопасти винта поворачивают на ϕ=90° так, чтобы их хорды почти совпали с направлением полета. Особенно опасен режим самовращения ТВД, так как из-за большого диапазона установочных углов отрицательная тяга
может достигать значения 40 ООО Н — «заброс тяги».
Билет №13
1. Полная аэродинамическая сила, подъемная сила и сила лобового сопротивления самолета
Полная аэродинамическая сила R раскладывается на: 1.подъемную силу У, уравновешивающую силу G1, чем обеспечивается прямолинейность движения; 2. силу лобового сопротивления, уравновешивающую силу G2, что обеспечивает постоянство скорости движения по траектории. 3.Поскольку планирование рассматривается как плоское поступательное установившееся движение самолета, то линии действия всех сил, действующих на самолет, пересекаются в его центре тяжести. Так как при планировании самолет движется прямолинейно и равномерно, то все силы должны быть взаимно уравновешены, и самолет в этом случае будет двигаться по инерции. Для того чтобы движение самолета было прямолинейным, необходимо равновесие сил, действующих перпендикулярно траектории движения.
Условием прямолинейности движения является равенство сил Y и G1
Полная аэродинамическая сила крыла, векторная диаграмма распределения давлений показывает, что поток действует на крыло определенным образом.
При обтекании крыла идеальной жидкостью на его поверхность действует только система элементарных сил избыточного давления. В потоке воздуха, кроме сил давления, возникают еще и силы трения, направленные по касательным к поверхности крыла.
где Ra— полная аэродинамическая сила крыла, Н;
С RА — коэффициент полной аэродинамической силы, величина которого
зависит от угла атаки, формы профиля, формы крыла в плане и обработки его поверхности;
р — плотность воздуха, кг/м2;
V— скорость полета, м/с;
S— площадь крыла в плане, м2.