Подъемные механизмы самосвалов
В зависимости от типа и свойств перевозимого груза кузова самосвалов могут иметь различную конструкцию (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Схемы грузовых кузовов самосвалов: а, б — прямоугольные с открывающимися бортами; в — корытообразный без открывающихся бортов; г — полуэллиптический; д — ковшовый;
е — совковый.
Грузовые кузова самосвалов обычно изготавливают цельнометаллическими — сварными из листовой стали — и усиливают стойками. Иногда их делают из алюминиевых сплавов или армированных пластмасс, что позволяет уменьшить массу самосвала, повысить коррозионную стойкость кузова, снизить уровень шума при погрузке и улучшить очищаемость при разгрузке, а также уменьшить расход топлива.
В зависимости от типа и свойств перевозимого груза кузова самосвалов могут иметь различную конструкцию: ковшового и совкового типов, с открывающимися в направлении разгрузки бортами (назад, вбок, на все стороны) и без открывающихся бортов. Кузова с открывающимися бортами могут иметь верхнее или нижнее расположение шарниров, обеспечивающих открывание бортов, которые в закрытом положении плотно прилегают к основанию и неоткрываемым бортам кузова.
Кузов грузового автомобиля-самосвала КамАЗ (рис. 2.3, а) — цельнометаллический, сварной, обогреваемый, без открывающихся бортов, ковшового типа, прямоугольного сечения. Он выполнен равномерно расширяющимся от передней части к задней, что обеспечивает лучшую его разгрузку при опрокидывании.
2
|
Рис. 2.3. Грузовой кузов (а) и надрамник (б) самосвалов КамАЗ:
1-боковина; 2 - козырек; 3, 6 - борта; 4, 7, 14, 15 - усилители; 5 - стойка-8 - основание; 9, 11 - опоры; 10, 13, 16, 19 - поперечины; 12 – лонжерон; 17 — кронштейн; 18 — рама
Автомобили-самосвалы оборудуются опрокидывающимися грузовыми кузовами. Опрокидывание кузовов производится специальными подъемными механизмами (механическими, гидравлическими, пневматическими).
Подъемный механизм предназначен для обеспечения разгрузки кузова самосвала путем его наклона (опрокидывания) и последующего возвращения в исходное (транспортное) положение. Он также обеспечивает фиксацию кузова в любом промежуточном положении при его подъеме и опускании.
На самосвалах наибольшее распространение получили гидравлические подъемные механизмы, привод которых осуществляется от двигателя автомобиля. Эти механизмы компактны, надежны, безопасны в работе, обладают плавностью и быстротой действия, имеют большой срок службы.
В гидравлический подъемный механизм входят коробка отбора мощности, масляный насос, системы управления, гидроцилинд ры, масляные банки, масляные фильтры и трубопроводы. Гидравлическая система подъемного механизма заполняется маслом, замена которого производится при переходе с одного сезона эксплуатации на другой.
Применяемые на самосвалах гидравлические подъемные механизмы имеют одинаковую конструкцию и отличаются только системами управления. Гидравлические подъемные механизмы самосвалов с боковым опрокидыванием кузова более экономичны, чем самосвалов с задней разгрузкой. Они имеют меньшую общую длину выдвижных звеньев и меньший объем гидроцилиндров вследствие более низкой высоты подъема кузова, так как у современных самосвалов ширина кузова меньше его длины.
На рис. 2.4 представлены схемы гидравлического подъемного механизма и размещения его элементов на автомобилях-самосвалах ЗИЛ-ММЗ. Рычаг управления 1 одновременно действует на кран управления 11и коробку отбора мощности 9, связанную с масляным насосом 10. При установке рычага управления в положение «подъем» (П) золотник крана управления 11 занимает соответствующее положение (А). При этом насос 10, приводимый от коробки отбора мощности 9, забирает масло из бака 6 по всасывающему трубопроводу 7 и нагнетает его в гидроцилиндр 4 по нагнетательному трубопроводу 5. Под действием давления масла из гидроцилиндра последовательно выдвигаются отдельные звенья (трубы) 14 и 13. В результате происходит опрокидывание грузового кузова 2, автоматическое открывание заднего борта при помощи специального рычага, установленного на надрамнике 3, и разгрузка самосвала.
Рис. 2.4. Гидравлический подъемный механизм самосвалов ЗИЛ-ММЗ: а — схема размещения на автомобиле; б — схема механизма: 1 — рычаг; 2 — кузов; 3 — надрамник; 4 — гидроцилиндр; 5, 7, 8 — трубопроводы; 6 — бак; 9 — коробка отбора мощности; 10 — насос;
11 — кран; 12 — клапан; 13, 14 — выдвижные звенья
При возрастании давления масла до 13,5 МПа откроется предохранительный клапан 12 крана управления, и часть масла направится по сливному трубопроводу 8 в масляный бак 6. При установке рычага управления в положение «опускание» (О) золотник крана управления 11 занимает такое положение (Б), при котором масло из гидроцилиндра через трубопровод 5, кран управления 17 и трубопровод 8 сливается в масляный бак под действием веса кузова. При этом выдвижные звенья 13 и 14 плавно возвращаются обратно в гидроцилиндр, а кузов самосвала — в исходное положение (транспортное).
Фиксация грузового кузова самосвала в поднятом положении при разгрузке осуществляется при помощи упорной штанги, шарнирно установленной на надрамнике 3. Эта штанга также обеспечивает безопасность проведения ремонтных работ при поднятом порожнем кузове самосвала.