Контрольно-измерительные приборы
Контрольно-измерительные приборы предназначены для контроля за состоянием и работой основных агрегатов и систем автомобиля. Они размещаются на панели, установленной перед водителем, и снабжены внутренней подсветкой для удобства наблюдения при движении автомобиля в темное время суток. К основным контрольно-измерительным приборам относятся: указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель давления масла в смазочной системе двигателя, указатель уровня топлива, амперметр и спидометр.
Общая схема включения основных контрольно-измерительных приборов показана на рис.159. Все приборы схемы являются дистанционными, т.е. состоящими из двух частей: преобразователя неэлектрических параметров в электрические величины (датчика) и преобразователя электрического сигнала в пропорциональное ему перемещение стрелки прибора (приемника).
Указатель температуры охлаждающей жидкости. Магнитоэлектрический указатель температуры охлаждающей жидкости (рис.160) состоит из датчика, ввернутого в головку цилиндров, и приемника, установленного на щитке приборов.
Корпус 4 датчика изготовлен в виде латунного цилиндра, внутри которого установлен терморезистор 1, являющийся полупроводником. Сопротивление терморезистора уменьшается с повышением температуры и увеличивается при его охлаждении. Бумажная трубка 2 изолирует терморезистор от боковых стенок датчика, а пружина 3 соединяет его с зажимом, укрепленном в изоляторе 5. Через дно цилиндра терморезистор соединяется с корпусом.
Приемники указателей могут быть рассчитаны на напряжение 12 или 24 В в зависимости от напряжения источников энергоснабжения. Внутри приемника установлены две пластмассовые колодки 9. на которые намотаны обмотки катушек L1, L2 и L3, включенные в две параллельные ветви. В одну из ветвей последовательно включены катушки L2 и L3 и резистор 14 температурной компенсации, предназначенный для поддержания сопротивления этой ветви постоянным при изменении температуры обмоток. В другую ветвь последовательно включены катушки Ll и терморезистор.
В приемнике на напряжение 24 В ко всем трем катушкам последовательно подключен добавочный резистор 15. В одной из пластмассовых колодок установлен постоянный магнит 12, а на оси стрелки 6 укреплены магнитный диск 8 и ограничитель 11 поворота стрелки, входящий в прорезь 10 колодок 9. Ограничитель предотвращает выход стрелки за пределы шкалы. При разомкнутых контактах выключателя 13 стрелка отклоняется до упора влево из-за взаимного отталкивания одноименных полюсов постоянного магнита 12 и магнитного диска 8. Для устранения влияния постоянных магнитных полей приемник помещен в стальной экранирующий цилиндр 7.
При работе указателя сила тока в цепи катушек L2 и L3 практически не изменяется, а поэтому их магнитные потоки" остаются постоянными. Сила тока в катушке L1 и ее магнитный поток зависят от температуры терморезистора. Так как магнитные потоки катушек L1 и L2 действуют навстречу один другому, величина суммарного магнитного потока этих катушек будет зависеть от силы тока, устанавливаемой датчиком в катушке L1.
При работе непрогретого двигателя, когда температура охлаждающей жидкости не превышает 40°С, сопротивление терморезистора 1 составляет около 400 Ом. Поэтому через катушку L1 проходит ток небольшой сипы, а через последовательно соединенные катушки L2 и L3 проходит ток, примерно в 4 раза больший, так как они соединены с резистором 14, сопротивление которого не превышает 100 Ом. Вследствие этого результирующий магнитный поток всех трех катушек удерживает стрелку указателя приемника около деления 40 шкалы.
С повышением температуры сопротивление терморезистора значительно уменьшается. При температуре охлаждающей жидкости 80°С оно достигает 140 Ом, а при 110°С снижается до 70 Ом. По мере прогрева двигателя сила тока в катушке L1 увеличивается, а сила тока, проходящего через катушки L2 и L3, остается без изменения, вследствие чего результирующий магнитный поток всех трех катушек поворачивает магнитный диск 8 и стрелку 6 относительно шкалы приемника вправо (в сторону повышения температуры).
Указатель давления масла или воздуха. Магнитоэлектрический указатель давления масла или воздуха является прибором для измерения давления масла в смазочной системе двигателя или воздуха в тормозной системе автомобиля. В зависимости от назначения прибор снабжается надписью на шкале приемника «Масло» или «Воздух».
Указатель давления масла (рис.161) состоит из реостатного датчика, установленного в смазочной магистрали двигателя, и приемника, расположенного на щитке прибора. В корпусе 5 датчика установлена гофрированная мембрана 4 со штоком 2 и рычагом 6. При сборке датчика с помощью регулировочных винтов 3 и 7 рычага устанавливают ползунки 8 на реостате 10 в исходное положение. Ползунки реостата укреплены на упругой пластине, которая в крайнее верхнее положение отводится пружиной 13. Для лучшего контакта ползунков с массой они соединены с ней медным проводником 12. Обмотка реостата 10 изготовлена из нихромовой проволоки и соединена контактной пластиной 11 с выводной клеммой, установленной в крышке 9 приемника. Максимальное сопротивление обмотки реостата равно 160 Ом.
Принцип работы прибора следующий. В зависимости от величины давления масла в камере 1 изменяется прогиб мембраны 4 и положение ползунков, а следовательно, и сопротивление обмотки реостата. Это приводит к изменению силы тока в катушках, что, в свою очередь, изменяет положение стрелки приемника.
Приемник указателя давления масла по своему устройству и принципу действия аналогичен приемнику указателя температуры охлаждающей жидкости. При отключенной от источника тока цепи указателя стрелка приемника отклоняется влево от нулевого деления шкалы вследствие взаимодействия двух постоянных магнитов 14 и 17. Один из них (дисковый) соединен со стрелкой 15, а другой (прямоугольный) вмонтирован в колодку 16.
Когда указатель включен, но двигатель не работает, в камере 1 нет избыточного давления, поэтому ползунки 8 реостата находятся в крайнем левом положении. В этом случае в цепь последовательно соединенных катушек L2 и L3 приемника будет включено все сопротивление реостата, вследствие чего через катушки проходит ток небольшой силы, а через катушку L1 будет проходить ток максимальной силы. В результате взаимодействия магнитных полей всех трех катушек с дисковым магнитом 14 стрелка 15 приемника устанавливается против нулевого деления шкалы.
После пуска двигателя давление масла возрастает, вследствие чего мембрана 4 через шток 2 и рычаг 6, воздействуя на ползунки 8, перемещает их вправо; в результате сопротивление реостата уменьшается. При этом сила тока, проходящего через катушки, увеличивается, а сила тока в катушке L1 уменьшается. Результирующее магнитное поле, взаимодействуя с магнитным полем дискового магнита 14, отклоняет стрелку 15 относительно шкалы в сторону увеличения давления масла.
В том случае, когда мембрана 4 прогибается на максимальную величину, обмотка реостата выключается. При этом катушка L1 закорачивается (шунтируется), и сила тока в ней падает почти до нуля. Вследствие этого результирующий магнитный поток ориентирует дисковый магнит 14, а с ним и стрелку 15 на деления шкалы, соответствующие максимальному давлению масла.
Указатель уровня топлива. Приемники магнитоэлектрических указателей уровня топлива работают с датчиками БМ112-А, БМ117-А и другими (см. поз. 1 и 2 на рис.159), установленными в топливном баке. На автомобилях КамАЗ и ВАЗ применяют магнито-электрические указатели (рис.162) с датчиком типа БМ158-Б. Преимуществом последнего является то, что он имеет контактные пластины, замыкающие цепь контрольной лампы, расположенной на щитке приборов, когда в баке остается лишь резервное топливо (не менее чем на 50 км пути).
В металлическом кожухе 9 датчика установлен пластмассовый корпус 10, соединенный с помощью кронштейна 8 со штекерным разъемом 6; внутри корпуса размещен реостат с обмоткой 11 из нихромовой проволоки. Металлические токоведущие пластины 7 соединяют со штекером обмотку реостата, а также контактные пластины 17, замыкающие цепь сигнальной лампы 18. Рычаг поплавка 14 вместе с ползунком 12 и контактной пластиной 17 установлены на втулке 15, которая вращается на оси, соединенной с корпусом (массой) Перемещение рычага с поплавком 14 ограничивается упорами 13 и 16.
Приемник указателя имеет две пластмассовые колодки 4, на которые намотаны обмотки катушек L1, L2, L3, защищенные от воздействия посторонних магнитных полей экраном 1. По устройству описываемый приемник в основном аналогичен приемнику указателя давления масла, но в нем несколько иначе соединены катушки и реостаты, магнитные потоки катушек L1 и L2 направлены навстречу один другому, поэтому величина и направление их суммарного потока будут зависеть от силы тока в катушке L1, который изменяется в зависимости от положения ползунка реостата датчика. При отключенной цепи указателя стрелка 3 приемника отклоняется влево за деление "О" шкалы вследствие взаимодействия постоянных магнитов 2 и 5.
При полном топливном баке и включенной цепи указателя обмотка реостата включена полностью и через катушку L2 проходит ток небольшой силы, сила тока в катушке L1 и ее магнитный поток достигают максимальной величины, вследствие этого под действием результирующего магнитного поля катушек L1, L2 и L3 повернется дисковый магнит 2 и связанная с ним стрелка 3 вправо к делению "П" шкалы.
По мере расхода топлива уровень его в баке понижается, при этом поплавок 14 опускается и ползунок 12 перемещается вверх, уменьшая тем самым сопротивление обмотки 11 реостата. Вследствие этого сила тока в катушке L2 увеличивается, а в катушке L1 уменьшается, и результирующий магнитный поток поворачивает дисковый магнит 2 и стрелку 3 в сторону меньшего деления шкалы. При понижении уровня топлива примерно до 1/8 уровня полного бака поплавок 14, опускаясь, замыкает контактные пластины 17, которые включают сигнальную пампу 18.
Спидометры и тахометры. Для измерения скорости движения автомобиля и отсчета пройденного пути применяют спидометры, а для измерения частоты вращения коленчатого вала - тахометры. Оба прибора могут быть магнитоиндуктивного или электронного типа.
Спидометры устанавливают на всех автомобилях, а тахометры только в тех случаях, когда необходимо контролировать частоту вращения коленчатого вала двигателя (дизели ЯМЗ, КамАЗ). Тахометры приводятся в действие от распределительного вала двигателя, а спидометры - от ведомого вала коробки передач (автомобили ЗИЛ-130, ГАЗ-53А, МАЗ-5335 и др.) или промежуточного вала раздаточной коробки (автомобили ГАЗ-66-01).
Спидометры объединяют два прибора - указатель скорости движения и счетчик пройденного пути. Широкое распространение получили спидометры магнитоиндукционного тока. Устройство такого спидометра показано на рис.163. Он состоит из постоянного магнита 7, жестко закрепленного на валу 11, который связан гибким тросом 10 с коробкой передач или раздаточной коробкой. Магнит 7 помещается внутри чашеобразной алюминиевой картушки 6, соединенной через спиральную пружину 12 со стрелкой 3.
При вращении магнита 7 его магнитный поток пронизывает алюминиевую картушку 6, индуктируя в ней вихревые токи, создающие свое магнитное поле. В результате взаимодействия этих полей картушка поворачивается на определенный угол в сторону вращения магнита. Угол поворота картушки определяется моментом, созданным суммарным магнитным полем, и противодействующим моментом спиральной пружины. Когда наступает равенство этих моментов, стрелка прибора останавливается, указывая скорость автомобиля в километрах в час.
Счетчик пройденного пути приводится в действие от вала 11с помощью понижающих червячных передач 9, 8 и 5. Непосредственно счетный узел имеет шесть барабанов 4, установленных на оси. С помощью шестерен 1 и 2 барабаны взаимодействуют между собой, обеспечивая отсчет суммарного пробега автомобиля в километрах.
Литература.
1. Пузанков А.Г. Описательный курс автомобиля: учебник для машиностроительных техникумов по специальности «Автомобилестроение» (кузовостроение). – М.: Машиностроение, 1986. 288 с., ил. 80 к.
2. Боровских Ю.И. и др. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник. – М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 1997. 528 с., ил.
3. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: учебник для начального профессионального образования. – М.: ИРПО; Издательский центр «Академия», 1999. 544 с.
4. Родичев В.А. и др. Тракторы и автомобили. –М.: Колос, 1998.
5. Вишняков Н.Н. и др. Автомобиль. – М.: Машиностроение, 1986.
Содержание
Раздел 1.Общие сведения об автомобилях. | ||
1.1 | Назначение автомобилей. Область применения. | |
1.2 | Техническая характеристика. | |
1.3 | Общее устройство легковых автомобилей. | |
1.4 | Компоновка и общие конструктивные особенности легковых автомобилей. | |
1.5 | Устройство грузовых автомобилей. | |
Раздел 2. Конструкция автомобильных двигателей. | ||
2.1 | Общие сведения. Основные понятия и определения. | |
2.2 | Общее устройство двигателей внутреннего сгорания. | |
2.3 | Рабочий цикл четырехтактного дизеля. | |
2.4 | Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя. | |
2.5 | Рабочий цикл двухтактного карбюраторного двигателя | |
2.6 | Принцип действия газотурбинных двигателей. | |
2.7 | Принцип действия роторно-поршневых двигателей. | |
2.8 | Основные показатели двигателей. | |
2.9 | Общее устройство двигателей. | |
2.10 | Кривошипно-шатунный механизм. | |
Раздел 3. Механизм газораспределения. | ||
3.1 | Устройство механизма газораспределения. | |
3.2 | Детали механизма газораспределения. | |
3.3 | Фазы газораспределения и порядок работы цилиндров. | |
Раздел 4. Система охлаждения двигателя. | ||
4.1 | Схемы системы охлаждения. | |
4.2 | Устройство системы охлаждения жидкостного охлаждения. | |
4.3 | Предпусковой подогреватель. | |
Раздел 5. Смазочные системы. | ||
5.1 | Масла для смазочной системы. | |
5.2 | Устройство смазочной системы. | |
5.3 | Вентиляция картера. | |
Раздел 6. Системы питания карбюраторных двигателей. | ||
6.1 | Топливо для карбюраторных двигателей. | |
6.2 | Общее устройство системы питания. | |
6.3 | Принцип работы простейшего карбюратора. | |
6.4 | Карбюраторы двигателей грузовых автомобилей. | |
6.5 | Карбюраторы двигателей легковых автомобилей. | |
Раздел 7. Системы питания с впрыскиванием бензина. | ||
7.1 | Система питания с впрыскиванием бензина. | |
7.2 | Приборы подачи и очистки топлива. Воздушный фильтр. | |
7.3 | Впускной и выпускной трубопроводы. Глушитель. | |
Раздел 8. Газобаллонные установки. | ||
8.1 | Сжатые и сжиженные газы. | |
8.2 | Схемы газобаллонных установок. | |
8.3 | Элементы газобаллонной установки для работы на сжатом газе. | |
Раздел 9. Токсичность отработавших газов. | ||
9.1 | Нормирование токсичности отработавших газов. | |
9.2 | Снижение токсичности отработавших газов двигателя с зажиганием от искры. | |
9.3 | Снижение токсичности и дымности отработавших газов дизелей. | |
Раздел 10. Система питания дизелей. | ||
10.1 | Устройство системы питания. | |
10.2 | Приборы системы питания дизелей. |
Раздел 11. Трансмиссия автомобиля. | ||
11.1 | Назначение и схемы трансмиссий. | |
11.2 | Сцепление и приводы управления сцеплением. | |
11.3 | Коробка передач. | |
11.4 | Понятие об автоматических коробках передач. | |
11.5 | Раздаточная коробка. | |
11.6 | Карданная передача. | |
11.7 | Механизмы ведущих мостов. | |
11.8 | Главная передача. | |
11.9 | Дифференциал. | |
11.10 | Привод к ведущим колесам. | |
Раздел 12. Ходовая часть. | ||
12.1 | Рама и мосты. | |
12.2 | Углы установки передних колес. | |
12.3 | Подвеска. | |
12.4 | Гидравлические амортизаторы. | |
Раздел 13. Общие сведения о кузовах. | ||
13.1 | Основные элементы кузова и их классификация. | |
Раздел 14. Тормозные системы. | ||
14.1 | Назначение и типы тормозных систем. | |
14.2 | Тормозные механизмы. | |
14.3 | Тормозные приводы. | |
Раздел 15. Рулевое управление. | ||
15.1 | Назначение рулевого управления и схема поворота автомобиля. | |
15.2 | Основные типы рулевых механизмов и приводов. | |
15.3 | Устройство и работа рулевых механизмов. | |
15.4 | Устройство рулевого механизма с вынесенным гидроусилителем. | |
15.5 | Устройство рулевых приводов. | |
Раздел 16. Основные системы, приборы и устройства электрооборудования. | ||
16.1 | Система энергоснабжения и принципиальная схема электрооборудования. | |
16.2 | Потребители тока. Их классификация и назначение. | |
Раздел 17. Источники тока. | ||
17.1 | Аккумуляторные батареи. | |
17.2 | Генераторные установки. | |
17.3 | Реле-регуляторы. | |
Раздел 18. Система зажигания двигателя. | ||
18.1 | Контактная система зажигания двигателя. | |
18.2 | Бесконтактная система зажигания двигателя. | |
Раздел 19. Система электрического пуска двигателя. | ||
19.1 | Электромеханические характеристики стартера. | |
19.2 | Устройство стартера. | |
19.3 | Устройство облегчения пуска двигателя. | |
Раздел 20. Освещение, сигнализация и контрольно-измерительные приборы. | ||
20.1 | Приборы освещения и световой сигнализации. | |
20.2 | Контрольно-измерительные приборы. | |
Литература. |
1 Система центрального впрыскивания имеет аналогичную схему, но с одной форсункой, обеспечивающей подачу бензина во все цилиндры. Форсунка устанавливается на входе во впускной трубопровод.
[1] Карбюраторы с электронным управлением применяются редко.