Регулировка системы зажигания
Цель работы:Изучить контактно-транзисторную и контактную системы зажигания. Узнаконтактную системы зажигания. ть, какую роль выполняют изделия, входящие в систему зажигания, как они устроены и где установлены.
Пояснение к выполнению практической работы
Системы зажигания обеспечивают воспламенение рабочей смеси в порядке работы цилиндров двигателя. Системы зажигания бывают: контактные, контактно-транзисторные и бесконтактные.
Контактно-транзисторная система состоит из: датчика-распределителя зажигания 5 (рис.35.1), коммутатора 4, катушки зажигания 3, свечей зажигания 6, выключателя зажигания 1 и проводов высокого напряжения с помехо-подавительными наконечниками, цепь питания первичной обмотки катушки зажигания прерывается электронным коммуникатором.
Управляющие импульсы на коммутатор подаются от бесконтактного датчика, расположенного в датчике-распределителе зажигания. Порядок 1-3-4-2.
Датчик-распределитель зажигания - четырехискровой, неэкранированный с вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания. Имеет встроенный микроэлектронный датчик, выдающий импульсы напряжения при прохождении через его паз стального экрана с прорезями.
Коммутатор преобразует управляющие импульсы датчика в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания - с разомкнутым магнитопроводом, маслонаполненная, герметизированная.
Выключатель зажигания с противоугонным устройством и с блокировкой против повторного включения стартера без предварительного выключения зажигания.
В системе зажигания не используется традиционный распределитель. Здесь применяется четырехвыводная катушка зажигания 5 (рис.35.2), состоящая из двух двухвыводных катушек зажигания,
объединенных в один блок. Управление током в первичных обмотках катушек зажигания осуществляет контроллер, получающий информацию от датчиков и использующий два мощных транзисторных вентиля.
Система зажигания не имеет подвижных деталей, поэтому не требует обслуживания и не нуждается в регулировках.
В системе зажигания применяется метод распределения искры, называемый методом холостой искры. Цилиндры двигателя объедены в пары 1-4 и 2-3, искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: в цилиндре в котором происходит такт выпуска (холостая искра). В связи с постоянным направлением тока в обмотках катушек зажигания ток искрообразования у одной свечи всегда протекает с центрального электрода на боковой, а у второй – с бокового на центральный. В системе зажигания применяются свечи типа А17ДВРМ или их зарубежные аналоги. Управляет зажиганием в системе контроллер. Датчик положения коленчатого вала подаёт в контроллер опорный сигнал, на основе которого контроллер рассчитывает последовательность срабатывания катушек в модуле зажигания. Для точного управления зажиганием контроллер использует следующую информацию:
-частота вращения коленчатого вала
-нагрузка двигателя (массовый расход воздуха)
-температура охлаждающей жидкости
-положение коленчатого вала
-наличие детонации.
так регулировка бесконтактной системы зажигания осуществляется через компьютер в контроллере (блоке управления двигателем ЕСМ).
А регулировка контактной и контактно-транзисторной системы производится при техническом обслуживании путем изменения угла опережения зажигания.
Задание студентам:
При домашней подготовке изучить схемы систем зажигания, какие в них входят приборы, нарисовать в отчете две схемы системы зажигания.
На практической работе с помощью прибора стробоскопа выставить момент зажигания согласно инструкции на прибор, поворачивая датчик-распределитель.
Порядок выполнения практической работы:
Проверка момента установки зажигания, начальный угол опережения зажигания рекомендуемый заводом изготовителем для двигателя ВАЗ-2108: при использовании бензина АИ-93,АИ-95-0-2º; при использовании бензина АИ-91-2-0º
совмещение метки на маховике со срединным (длинным) делением шкалы соответствует углу опережения 0º (рис.35.3).
Завести двигатель, «прогреть», подсоединить одну клемму прибора стробоскоп к «массе» , а второй к высоковольтному проводу, проверить установку момента зажигания. Регулировка угла зажигания без стробоскопа производиться так:
Ослабить 3 гайки крепления датчика-распределителя к головке блока, при работающем двигателе, поворачивая распределитель, добиться максимальных оборотов, повернуть на 0,5…1 деление датчика-распределителя в «минус», затянуть гайки крепления: при езде в момент резкого нажатия на педаль акселератора при скорости 60 км и 4 передачи должны возникать звуки детонации. Если продолжительность звуков не более 2…5 секунд и автомобиль набирает мощность - угол опережения зажигания установлен верно. Если звуки не слышны или продолжительность звуков более 5 секунд, необходимо соответственно регулировать зажигание установкой в «минус» или «плюс» положение датчика-распределителя.
Контрольные вопросы:
1. из каких приборов состоит бесконтактная система зажигания и как она работает?
2. из каких приборов состоит контактно-транзисторная система зажигания и как она работает?
3. Как можно изменить угол опережения зажигания на двигателях?
4. Как можно изменить угол опережения зажигания на двигателях?
5. к чему приводит раннее зажигание?
6. к чему приводит позднее зажигание?
7. как повлияет на работу двигателя повышенный зазор в свечах и в прерывателе?
Оборудование и инструмент применяемый при выполнении практической работы:1. Набор гаечных ключей
2.Учебный автомобиль
3.Прерыватель-распределитель
Литература:
А.Г. Пузанков «Автомобили. Устройство автотранспортных средств « М.И.Ц
«Академия»
Стр. 225…245
Правила безопасного выполнения задания:
Руководствуйтесь общими правилами безопасного выполнения практических работ. При работающем двигателе не касайтесь руками до элементов системы зажигания (катушки зажигания, высоковольтных проводов и свечей).
Не отсоединяйте клеммы АКБ при работающем двигателе. Не проводите показ и проводку цепи зажигания «на искру».