Топливо для карбюраторных двигателей
Свойства бензина. Топливом для карбюраторных двигателей служит бензин, получаемый из нефти путем ее прямой перегонки или крекинг-процесса. Основным способом получения автомобильных бензинов является термический крекинг-процесс, при котором в условиях высоких давлений (5-6 МПа) нефтепродукты нагревают до температуры 500-600 С. Вследствие разложения нефтепродуктов получают крекинг-бензин; его выход составляет около 70% основного сырья. При этом средний элементарный состав получаемых сортов бензина по массе примерно одинаков (около 85% углерода и 15% водорода).
Для нормального сгорания топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя бензин должен обладать определенными свойствами. К основным из них относятся детонационная стойкость, испаряемость, теплота сгорания и плотность. Наряду с этим бензин не должен вызывать коррозии металла и должен длительное время сохранять свои качества.
Детонационная стойкость является одним из основных показателей топлива при оценке его пригодности для данного двигателя. Этот показатель определяет возможность повышения степени сжатия двигателя для увеличения его мощности и снижения расхода топлива. Стойкость бензина против детонации определяется его октановым числом О.Ч. Чем больше это число, тем выше детонационная стойкость бензина. Октановое число определяют на одноцилиндровом двигателе с переменной степенью сжатия путем сравнительных испытаний данного бензина со смесью эталонного топлива, состоящей из двух углеводородов - изооктана и гептана. Первый обладает высокой детонационной стойкостью (О.Ч. = 100), а второй детонирует очень легко (О.Ч. = 0). Если при испытаниях на указанном двигателе оказывается, что стойкость испытуемого бензина против детонации одинакова со стойкостью смеси, содержащей 72% изооктана и 28% гептана, то октановое число бензина равно 72. Таким образом, октановое число равно процентному содержанию изооктана в эталонной смеси изооктана и гептана, равноценной по детонации стойкости испытуемого бензина. Для автомобильных двигателей октановое число бензина не должно быть ниже 66,
Скорость сгорания рабочей смеси при выбранной степени сжатия двигателя обычно не превышает 25-35 м/с, в результате чего давление газов в цилиндрах повышается быстро, но плавно. При детонации сгорание носит взрывной характер, а скорость распространения фронта пламени достигает 2000-2500 м/с. Такое сгорание сопровождается резким повышением давления и звонким металлическим стуком в цилиндрах, что приводит к повышенному изнашиванию или разрушению деталей кривошипно-шатунного механизма. Наряду с этим происходит неполное сгорание топлива, что является причиной уменьшения мощности и экономичности двигателя, а также повышения токсичности отработавших газов.
Испаряемость характеризуется быстротой перехода бензина в парообразное состояние Чем больше скорость испарения бензина, тем выше качество приготовления горючей смеси, лучше пуск холодного двигателя, ниже концентрация паров на деталях поршневой группы, вследствие чего масло на стенках цилиндров и в картере двигателя меньше разжижается.
Теплота сгорания бензина является основным тепловым показателем и характеризуется удельной теплотой сгорания, т.е. количеством теплоты, выделяемой при сгорании 1 кг топлива. Теплота сгорания автомобильных бензинов находится в пределах 44 100-46 200 кДж/кг.
Марки бензина. Для автомобильных карбюраторных двигателей выпускаются бензины пяти марок: А-72, А-76, АИ-93, АИ-95 «Экстра» и АИ-98. Бензины первых трех марок деляг на летние и зимние, последние обладают лучшей испаряемостью, что облегчает пуск двигателя при низкой температуре, Буквы в маркировке бензина означают следующее: А - автомобильный бензин, И - октановое число определено не моторным, как у бензинов А-72 и А-76, а исследовательским методом; число соответствует минимально допустимому октановому числу.
Для повышения антидетонационных свойств бензинов используют антидетонатор - тетроэтилсвинец (ТЭС), применяемый в виде этиловой жидкости из расчета 1-1,5 см на 1 кг бензина. При работе на этилированном бензине на стенках камеры сгорания, днище поршня и клапанах откладывается слой окислов свинца, для удаления которых в этиловую жидкость добавляют выносители.
Бензины А-76, АИ-93 и АИ-98 выпускают как этилированными, так и неэтилированными; бензин АИ-95 - не этилируют, бензин А-72 этилируют лишь в некоторых случаях. Этилированные бензины ядовиты, при обращении с ними необходимо соблюдать меры предосторожности, не допуская попадания бензина на кожу и особенно в организм человека. Этилированные бензины для отличия их от неэтилированных окрашивают: бензин А-76 - в желтый, АИ-93 в оранжево-красный, АИ-98 в синий цвет.
В процессе эксплуатации автомобилей их следует заправлять бензином только той марки, которая установлена заводом-изготовителем. с учетом времени года и климатической зоны. Бензин А-72 применяют для двигателей со степенью сжатия 6,2-7,0; А-76 - для двигателей со степенью сжатия 7,0-8,0; АИ-93 - для двигателей со степенью сжатия 8,0-9,0; АИ-98 и АИ-95 «Экстра» - для двигателей со степенью сжатия более 9,0.
Дизельное топливо. В дизелях в зависимости от условий работы для эксплуатации применяют дизельное топливо следующих марок: (ГОСТ 305); Л (летнее) при температуре окружающего воздуха 0° С и выше; 3 (зимнее) - минус 20° С и ниже (температура застывания топлива не выше минус 35° С) и более морозостойкое топливо - минус 30° С и ниже (температура застывания топлива не выше минус 45° С); А (арктическое) - минус 50 °С и ниже.
За счет присутствия серы в топливе уменьшается период задержки его самовоспламенения в цилиндре, что благоприятно сказывается на работе двигателя. Он работает мягче, т. е. с меньшими ударными нагрузками. Однако сера повышает нагарообразование и способствует быстрому изнашиванию деталей поршневой группы.
Топливо определенных сортов необходимо применять в зависимости от сезона года. При повышенной вязкости топлива ухудшаются его текучесть и распыл, а при низкой - смазывающая способность.
Другие виды топлива. При эксплуатации двигателей используют менее дефицитные и восполняемые источники тепловой энергии - газовое топливо и биотопливо.
Газовое топливо, используемое в газобаллонных автомобилях, может быть как естественного, так и искусственного происхождения и применяться в сжатом или сжиженном виде. К сжатым газам относятся природный газ (метан) и промышленные газы. Сжиженными называют такие газы, которые переходят из газообразного в жидкое состояние при нормальной температуре и давлении до 1,6 МПа. К ним относят углеводороды, получаемые при переработке нефти.
Биотопливо - один из возобновляемых источников энергии. Его получают из продуктов и отходов сельскохозяйственного производства. В качестве биотоплива в двигателях используют спирт и растительные масла, получаемые, например, из рапса и сои. Рапсовое и соевое масла используют для дизелей, а спирт и газовое топливо - в карбюраторных двигателях.
Горючая и рабочая смеси. Смесь паров и мельчайших частиц бензина с воздухом называется горючей смесью, которая, поступая в цилиндры и смешиваясь с остаточными газами, образует рабочую смесь.
При работе двигателя количество воздуха в горючей смеси может быть больше или меньше теоретически необходимого. Для полного сгорания 1 кг бензина теоретически требуется около 15 кг (или 12 м3 ) воздуха. Состав горючей смеси характеризуется коэффициентом избытка воздуха a, который представляет собой отношение количества воздуха, участвующего в сгорании топлива aд, к теоретически необходимому количеству aт. Если в горючей смеси на 1 кг топлива приходится 15 кг воздуха, т.е. aд = aт, то смесь называется нормальной (стехиометрической); в этом случае
a = aд/aт = 1.
Если в горючей смеси на 1 кг топлива содержится свыше 15 кг, но не более 17 кг воздуха, то ее называют обедненной a = 1,05¸1,15; при содержании воздуха свыше 17 кг – бедной (a = 1,2¸1,25). Горючую смесь, меньше 15 кг, но не меньше 12 кг воздуха на 1 кг топлива, называют обогащенной (a = 0,8¸0,95); при содержании воздуха менее 12 кг – богатой (a = 0,5¸0,7). Наиболее экономичная работа двигателя достигается на обедненной смеси при a = 1,05¸1,1, а наибольшую мощность он развивает при работе на обогащенной смеси при a = 0,85¸0,9.