Влияние эксплуатационных факторов на техническое состояние автотранспортных средств
Трение и износ
Изнашиванием называется разрушение поверхностного слоя сопряженных деталей в результате действия сил трения.
Износ - это результат изнашивания сопряженных деталей, выражающийся в изменении их размеров, формы, объема и массы.
Трением называется сопротивление, возникающее при относительном перемещении двух сопряженных между собой деталей. Сила трения возрастает с ростом давления между трущимися поверхностями. Кроме того, сила трения зависит от материалов, из которых изготовлены детали, качества их поверхностей, а также от наличия между ними смазки. Различают следующие виды трения.
Сухое - когда трущиеся поверхности непосредственно взаимодействуют между собой, смазка между трущимися деталями отсутствует (трение в тормозах и сцеплении автомобиля).
Жидкостное трение может быть совершенное или граничное.
Совершенное - когда толщина масляного слоя между трущимися поверхностями превышает сумму максимальных микронеровностей их рабочих поверхностей (коренные и шатунные подшипники коленчатого вала в период установившегося режима работы).
Граничное - когда толщина масляного слоя меньше суммы максимальных неровностей сопряженных поверхностей (коренные и шатунные подшипники коленчатого вала в период ускорения или холостого хода). Практически при работе механизмов автомобиля наблюдаются периодически изменяющиеся или смешанные, промежуточные виды трения.
Основным видом износа металлических деталей автомобилей при их эксплуатации является механический износ.
Молекулярно-механический износ имеет место в процессе приработки деталей механизма и характеризуется "свариванием" максимальных неровностей с последующим их разрушением и переносом металла с одной детали на поверхность другой.
Коррозионно-механический износ сопровождается явлениями химического взаимодействия среды (кислорода воздуха, газов, примесей в масле в виде хлора, фосфора, серы или их соединений) с материалом трущихся деталей. Под действием агрессивной окислительной среды на поверхности трущихся деталей образуются пленки окислов, которые в результате трения разрушаются, и на их месте вновь образуются окислы. Коррозионномеханическое изнашивание характерно для цилиндропоршневой группы деталей двигателя в результате образования в процессе сгорания топливовоздушной смеси серной, сернистой, азотной и органических кислот.
Абразивный износ является следствием режущего действия твердых частиц, попавших между поверхностями трения из окружающей среды в виде пыли или в виде продуктов износа, коррозии, нагара. Примером абразивного изнашивания являются цилиндропоршневая группа двигателя, когда абразивные частицы попадают на трущиеся поверхности деталей вместе с воздухом, топливом, смазкой; зубья шестерен и подшипники агрегатов трансмиссии; сопряжения деталей ходовой части, такие как шкворневые соединения, рессорные пальцы, втулки и т. д.
Кроме того, в автомобиле встречаются и другие виды изно- сов. К ним можно отнести и усталостные разрушения металла, обусловленные многократно повторяющимися достаточно высокими нагрузками, вызывающими микротрещины, выкрашивание поверхностей трения. Этот вид износа наблюдается на деталях подвески автомобиля (рессорах, кронштейнах), рамах, заднего моста (полуосях), зубьях редукторов и т. д.
На практике в деталях и узлах автомобиля обычно одновременно наблюдается несколько видов износа. Абразивному износу в сочетании с другими видами подвержены практически все трущиеся детали автомобиля.
Большое влияние на приработку, следовательно, и на повышение долговечности трущихся пар имеет точность их механической обработки.
Если работающее сопряжение разобрать, то после сборки интенсивность износа увеличится по сравнению с установившейся ранее в результате новой приработки его деталей. Таким образом, разборку узлов и агрегатов автомобиля следует выполнять только в случае крайней необходимости.
Влияние эксплуатационных факторов на техническое состояние автотранспортных средств
В процессе эксплуатации техническое состояние автомобилей непрерывно ухудшается, причем сроки службы отдельных узлов и агрегатов различны. Они во многом определяются совершенством конструкции, качеством изготовления, применяемыми эксплуатационными материалами, дорожными и климатическими условиями, режимом работы, качеством вождения, организацией технического обслуживания и хранения автомобилей.
Дорожные условия характеризуются видом покрытий, сопротивлением движению автомобиля, элементами дороги в плане, ровностью дорожного покрытия и его пыленасыщенностью.
По виду покрытий дороги бывают капитальными, облегченными с усовершенствованным покрытием и грунтовыми. Покрытием для капитальных дорог служат бетон, асфальтобетон и брусчатка; для облегченных дорог - щебенка, гравий, булыжник. Грунтовые дороги бывают профилированными и естественными.
Сопротивление движению автомобиля зависит от вида дорожного покрытия и его продольного профиля. Сопротивление движению определяет работу, затрачиваемую на перемещение автомобиля, следовательно, определяет расход топлива и интенсивность изнашивания его деталей.
Элементами дороги в плане являются: ширина дорожного полотна, расстояние видимости дороги с места водителя и минимальные радиусы поворота. Они определяют условия безопасности движения, а также извилистость дорог, которая существенно влияет на интенсивность износа автомобильных шин.
Неровность дорожного покрытия влияет на расход энергии, затрачиваемой автомобилем на поглощение ударов и колебаний кузова при движении, а также на дополнительное сопротивление движению. Неровность дорожного покрытия повышает интенсивность износа деталей подвески, увеличивает расход топлива, снижает сохранность перевозимых грузов и скорость движения автомобиля. Из-за усиления вибрации, вызываемой неровностями дороги, ослабевают заклепочные соединения рамы грузового автомобиля, сварные соединения кузова легкового автомобиля, нарушается соосность его агрегатов, возникают дополнительные нагрузки на детали подвески и карданной передачи.
Запыленность дорожного покрытия определяется размером пылинок, состав и количество которых зависят от дорожного покрытия. Большую часть пыли (65-85 %) составляет окись кремния, превосходящая твердость металлов, из которых изготовлено большинство деталей автомобиля. Пыль, находящаяся в воздухе, поступает в цилиндры двигателя вместе с воздухом и топливом.
Климатические условия в значительной мере влияют на эффективное использование автомобилей, оно зависит от специальной подготовки их к работе в этих условиях.
На огромной территории нашей страны эксплуатация автомобилей осуществляется в различных климатических условиях. Такими условиями, значительно отличающимися от условий средней полосы нашей страны, являются пустынно-песчаная местность, горная местность и районы с очень холодным и холодным климатом.
При подготовке автомобиля к эксплуатации, в перечисленных выше климатических условиях, необходимо выполнить перечень работ, предусмотренных Инструкцией по эксплуатации для данной местности.
Пустынно-песчаная местность. К особенностям эксплуатации автомобилей в этой местности относятся: небольшой процент дорог с усовершенствованным покрытием, отсутствие воды на больших просторах, высокая температура и сухость воздуха, солнечная радиация, высокая концентрация пыли в воздухе, удаленность населенных пунктов.
В результате влияния этих факторов значительно возрастает абразивное изнашивание всех механизмов, агрегатов и систем автомобиля, уменьшается мощность двигателя, снижается эффективность системы охлаждения, интенсивно выкипают вода системы охлаждения, электролит аккумулятора, происходит повышенное подтекание и окисление масел, выцветают краски и т. д.
Горная местность. Условия работы автомобиля в горной местности значительно отличаются от работы его на равнинной местности, т. к. ниже давление и большая разреженность воздуха, большая извилистость дорог в плане, затяжные спуски и подъемы.
В результате влияния этих факторов значительно меняется работоспособность автомобилей, их агрегатов и механизмов. Падает мощность двигателя, резко ухудшается работа системы охлаждения из-за понижения температуры кипения охлаждающей жидкости, падает мощность вентилятора, интенсивно испаряется вода системы охлаждения, падает эффективность работы тормозной системы, производительность компрессора, интенсивно изнашиваются тормозные колодки, детали рулевого управления, сцепление, коробки передач, шины.
Районы с очень холодным и холодным климатом. Эксплуатация автомобилей при низких температурах является наиболее сложной и трудной. От подготовленности автомобиля для работы в этих экстремальных условиях зависит не только способность автомобиля выполнить транспортную работу, но и жизнь водителя и пассажиров.
Районы с холодным и очень холодным климатом охватывают большую часть территории нашей страны. Удельный вес этих территорий значительно увеличился после выхода Украины, прибалтийских, среднеазиатских республик из состава нашего государства и составляет более 70 %. Минимальная температура воздуха в этих районах доходит до -60...-65 °С. Продолжительность зимнего периода составляет 200-300 дней в году. Скорость ветра достигает 30 м/с. Для этих климатов характерны частые и обильные снегопады, метели. Глубина снежного покрова превышает 50 см. Дорожная сеть слабо развита.
Низкие температуры окружающего воздуха затрудняют пуск двигателей из-за увеличения вязкости масла, обеднения рабочей смеси, ухудшения искрообразования. Повышается вязкость топлива, ухудшается его прокачиваемость по трубопроводам и через фильтры, снижается энергоемкость аккумуляторных батарей.
Значительно снижается и работоспособность агрегатов трансмиссии автомобиля, которая существенно зависит от вязкости применяемых масел. Нередко вязкость масла возрастает настолько, что мощности двигателя становится недостаточно для проворачивания валов и шестерен в агрегатах трансмиссии.
При низких температурах ухудшается герметичность жидкостной тормозной системы, возрастают усилия, ухудшается ее срабатывание. В пневматической тормозной системе возрастает скопление конденсата в фильтре влагомаслоотделителя, трубопроводах и воздушных баллонах, повышается жесткость тормозных диафрагм. Замерзая, конденсат образует ледяные пробки, что вызывает отказ в работе тормозной системы.
В результате увеличения вязкости масла в гидроусилителе ухудшаются условия работы золотникового механизма, клапанов, снижается работоспособность рулевого управления.
Значительно снижается надежность работы шин и других резинотехнических изделий из-за потери ими упругости и образования трещин на их поверхности. Неморозостойкая резина при температуре -50 °С становится хрупкой.
Изделия из пластмассы теряют пластичность, повышаются их хрупкость и ломкость.
В условиях сильного ветра и снегопадов резко снижается видимость, ухудшаются условия движения автомобиля, затрудняется управление, особенно на скользких и разбитых дорогах. Снижаются скорость движения и производительность подвижного состава автомобильного транспорта.
Чтобы обеспечить надежность работы автомобилей в условиях низких температур, обязательно проведение сезонного технического обслуживания автомобилей, включающего комплекс работ по утеплению капота, пола кабины, потолка, дверей, установку вторых стекол: лобовых, дверных и заднего.
Режим работы автомобиля определяется сочетанием скорости движения и силы тяги на его ведущих колесах. Режим движения задается водителем в зависимости от дорожных условий, его квалификации и технического состояния автомобиля. Режим движения автомобиля может быть постоянным и переменным.
Постоянный режим возможен при равномерном движении автомобиля по горизонтальному, свободному и прямолинейному участкам дороги. При постоянном движении в двигателе и агрегатах трансмиссии автомобиля устанавливаются стабильные тепловые процессы и постоянные условия трения. Это снижает интенсивность износа трущихся деталей и расход топлива при прочих равных условиях.
Переменный режим движения имеет место при многократных разгонах и замедлениях автомобиля, при частых изменениях дорожного сопротивления и условий движения, характерного для интенсивного городского движения. При этом режиме в агрегатах и двигателе автомобиля нарушаются тепловой баланс и стабильность трения. Это повышает интенсивность износа и расход топлива.
Оптимальным режимом движения автомобиля является такой режим, при котором сила тяги на ведущих колесах, скорость, производительность и безопасность движения находятся в наивыгоднейших сочетаниях и позволяют получить допустимые эксплуатационные нормы расхода топлива. При оптимальном режиме движения износы двигателя и агрегатов трансмиссии автомобиля находятся в пределах норм долговечности.
При форсированном режиме движения скорость и нагрузка больше, что приводит к повышенному расходу топлива и износу деталей автомобиля.
Качество вождения также влияет на долговечность автомобиля и безопасность его движения. Оно определяется мастерством и психофизиологическим состоянием водителя. При различном сочетании этих факторов можно выделить три основных метода вождения автомобиля.
Импульсивный метод вождения (с использованием наката) заключается в периодических разгонах автомобиля и последующем движении накатом с отключением двигателя от трансмиссии, возможно и с остановкой двигателя.
Метод вождения без отключения двигателя от трансмиссии заключается в том, что автомобиль ведут с плавно изменяющейся скоростью, регулируемой степенью открытия дросселя. Этот метод предусматривает торможение автомобиля двигателем.
Смешанный, или комбинированный, метод вождения включает в себя первые два. Он использует движение накатом на безопасных спусках, а на горизонтальных участках дороги используется равномерное движение без отключения двигателя.
При импульсном методе вождения, по сравнению с методом без отключения двигателя от трансмиссии, наблюдается некоторое снижение суммарной частоты вращения коленчатого вала двигателя на единицу пути на 20-25 %. Импульсный метод приводит к снижению расхода топлива на 6-10 %, однако наблюдается значительное повышение числа включений передач в среднем в 10-12 раз и выключений сцепления в 30-35 раз, что приводит к увеличению динамики износа деталей двигателя, механизма включения передач и сцепления на 15-20 %.
При вождении автомобиля без отключения двигателя наблюдается частое вынужденное торможение автомобиля двигателем, что вызывает повышенный расход топлива и снижение ресурса двигателя.
Смешанный метод свободен от недостатков, присущих двум первым, и сочетает в себе их положительные качества.
Способность рационального применения различных методов вождения, позволяющая получить высокие экономические показатели работы автомобиля при одновременном обеспечении необходимой безопасности движения, характеризует мастерство водителя.
Благодаря мастерству вождения могут быть значительно повышены межремонтные пробеги автомобиля, топливная экономичность, техническая скорость и безопасность движения.