Основные элементы кузова и их классификация

Основные элементы кузова и их классификация - student2.ru Основные элементы кузова и их классификация - student2.ru Кузова легковых автомобилей. Большинство легковых ав­томобилей имеют цельнометаллические бескаркасные несущие кузова, изготовленные из листовой стали толщиной 0,8-1,2 мм. Корпус такого кузова (рис.105) представляет собой сварную конструкцию и состоит из основания (пола) 2 с передней и задней частями, левой и подвой боковин 3 с задними крыльями, передних крыльев 1 и крышки 4. Двери кузова выполнены в виде двух штампованных панелей: наруж­ной и внутренней, соединенных между собой при помощи флан­цев, соединителей и надставок. Основными несущими элемен­тами кузова являются такие детали коробчатого сечения, как стойки боковины, пороги пола и различные поперечины. Необ­ходимую жесткость кузова достигают соответствующим сое­динением, панелей облицовки, в которых монтируются различ­ные подкосы и усилители из тонкостенных стальных профилей. Панели соединяют как сваркой, так и заклепками или винтами. Каркасные несущие кузова имеют специальный кар­кас, к которому прикреплены детали основания и тонкостен­ных профилей, образующих сварную пространственную ферму, усиленную облицовочными панелями.

Полукаркасные кузова имеют лишь часть каркаса отдельные стойки, дуги, бруски, усилители, которые связаны между собой непосредственно или облицовочными панелями. Каркасные и полукаркасные конструкции кузовов на легковых автомобилях применяются сравнительно редко. Несущие кузо­ва каркасного типа применяют в основном на автобусах. Это повышает жесткость их несущей системы и снижает металло­емкость конструкции.

Кузова современных легковых автомобилей отличаются большим разнообразием. От типа и назначения автомобиля зависит форма кузова, его вместимость, расположение и чис­ло дверей и сидений. В настоящее время широкое распространение получила клиновидная форма кузова с большой пло­щадью остекления, отвечающая не только современным аэро­динамическим требованиям, но и рациональному сочетанию вместимости и динамичности автомобиля с его габаритными размерами. Наряду с этим качество кузова оценивается и с позиций эстетики, которая включает в себя рациональную пла­нировку пассажирского помещения, отделку и цвет салона, его микроклимат и комфортабельность.

Основные элементы кузова и их классификация - student2.ru Кузова легковых автомобилей выполняются как закрыты­ми, так и открывающимися.

Основные элементы кузова и их классификация - student2.ru Закрытые кузова, обладающие значительной прочно­стью, долговечностью и пассивной безопасностью, получили наибольшее распространение. Они имеют жесткий замкнутый корпус с металлической крышкой и жесткие двери с опускаю­щимися стеклами.

Открывающиеся кузова вместо металлической крыши имеют складывающийся водонепроницаемый мягкий тент. Ни­же приведены типы кузовов легковых автомобилей, имеющих широкое распространение в настоящее время.

Седан (рис.106, а) - закрытый четырехдверный кузов с двумя (реже тремя) рядами сидений. Кузов такого типа иногда называют салоном (автомобили ВАЗ-2101, «Моск­вич-2140», ГАЗ-24 «Волга» и др.).

Лимузин (рис.106, б) - закрытый четырех-, шестидверный кузов с двумя-тремя рядами сидений и перегородкой за спинкой переднего сидения, отделяющей пассажирский салон от помещения водителя (автомобили ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104). Лимузин, у которого над задним рядом сидений предусмотрен складывающийся мягкий тент, называется ландо-лимузином (рис.106, в).

Купе (рис.106, г) - закрытый двухдверный кузов на двух-четырех человек (автомобили ЗАЗ-968М «Запорожец» и ЗАЗ-1102 «Запорожец»). Нередко задний ряд сидений в та­ком кузове рассчитан только на детей, так называемое купе 2x2.

Фаэтон (рис.106, д) - открытый кузов без средней стойки с мягким складывающимся верхом, съемными бокови­нами и двумя-тремя рядами сидений. Иногда такой тип кузо­ва называют «торпедо» (автомобиль УАЗ-469).

Универсал (рис.106, е) - закрытый кузов с дополни­тельной дверью в задней торцовой панели. При сложенных задних сидениях кузов легко переоборудуется из пассажирско­го салона в специальный кузов-фургон для перевозки грузов («Москвич-2136», ГАЗ-24-02 «Волга»).

Пикап (рис.106, ж) - грузопассажирский кузов с откры­той платформой, убирающимися боковыми сиденьями на четы­ре-шесть человек и с двухместной закрытой кабиной (авто­мобиль ИЖ-27151).

Кузова грузовых автомобилей. У грузового автомобиля кузов состоит из кабины и грузового кузова - платформы. К кузову также относится оперение, закрывающее те части ав­томобиля, которые расположены вне кабины (капот, крылья, подножки и т.п.).

Кабина должна обеспечивать максимальный комфорт, включая хорошую обзорность, доступность водителя к прибо­рам и органам управления, удобство входа, посадки и высад­ки. Кабины изготовляют двух- и трехместными, а на авто­мобилях, предназначенных для междугородних перевозок, их оборудуют спальным местом, расположенным за спинками си­дений. У большинства автомобилей сиденья в кабине делают раздельными и регулируемыми. Сиденье водителя регулирует­ся как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении, кроме того, регулируется наклон подушки и спинки.

По расположению на раме кабины делятся на два типа: капотные кабины, установленные за двигателем (авто­мобили ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и др.) и передние (бескапотные) кабины, расположенные над двигателем (автомобили МАЗ-5335, КамАЗ-5320 и др.); их, как правило, делают опрокидывающимися. Передняя кабина позволяет увеличить длину грузовой платформы, обеспечивает хорошую обзорность дороги и улучшает доступ к двигателю и другим агрегатам, расположенным под кабиной.

Основные элементы кузова и их классификация - student2.ru Кабины грузовых автомобилей массового производства (ЗИЛ-130, ГАЗ-53А, МАЗ-500А, КамАЗ-5320 и др.) цель­нометаллические, двухдверные; закрытые корпуса этих кабин (рис.107) сварены из заранее собранных крупных узлов: основания 5 каркасного типа, задней 1, верхней 3 и боковых 4 панелей и крыши 2. Необходимая жесткость указанных узлов достигается следующим образом: основание делают из коробчатых замкнутых профилей, соединенных сваркой между собой и со штампованными деталями пола кабины; панели имеют выштамповки различной формы и ребра, полученные при сварке сопряженных элементов панелей; крышку выпол­няют куполообразной формы.

Двери кабин собирают из наружной и внутренней панелей и навешивают на кабину на двух петлях. Подсобранную с опе­рением кабину устанавливают на раму и крепят в трех или четырех точках при помощи эластичных соединений, причем задние опоры кабины могут иметь пружинно-рессорную под­веску и амортизаторы, что разгружает детали кабины от на­пряжений, возникающих при перекосах рамы во время движе­ния автомобиля.

Основные элементы кузова и их классификация - student2.ru Передние кабины автомобилей МАЗ и КамАЗ опрокидыва­ются вперед на передних шарнирных опорах. Усилие, необхо­димое для опрокидывания кабин, составляет не более 150 Н. При этом угол наклона кабины для различных моделей авто­мобилей может достигать от 42 до 70 , что вполне доста­точно для обслуживания двигателя и других узлов, располо­женных под кабиной.

Кузова грузовых автомобилей могут быть универсальными или специализиро­ванными.

Универсальный кузов представляет собой деревянную или металлическую грузовую платформу, используемую для перевозки разнообразных грузов. Деревянная платформа (автомобили ЗИЛ-130, ГАЗ-53А) состоит из основания, до­щатого настила - пола платформы, переднего неподвижного борта и трех откидных бортов. Основание платформы собрано на нескольких поперечных и двух продольных деревянных брусьях, последние с помощью стремянок крепятся к раме. Откидные борта соединены петлями с основанием платформы и удерживаются в закрытом положении крюками угловых за­поров, конструкция которых не допускает самопроизвольного открытия бортов.

На автомобиле КамАЗ-5320 установлена металлическая бортовая платформа, состоящая из основания и шести бортов с гнездами для установки каркаса тента. Основание платфор­мы выполнено в виде металлического каркаса, состоящего из двух боковых профилей, обвязок и продольных усилителей, связанных с поперечными балками. Все элементы каркаса из­готовлены из листовой стали толщиной 2,5-3 мм. Борта платформы состоят из металлического каркаса и профилиро­ванной панели, изготовленной из листовой стали толщиной 1-1,5 мм.

Раздел 14. Тормозные системы.

Наши рекомендации