Основные элементы кузова и их классификация
Кузова легковых автомобилей. Большинство легковых автомобилей имеют цельнометаллические бескаркасные несущие кузова, изготовленные из листовой стали толщиной 0,8-1,2 мм. Корпус такого кузова (рис.105) представляет собой сварную конструкцию и состоит из основания (пола) 2 с передней и задней частями, левой и подвой боковин 3 с задними крыльями, передних крыльев 1 и крышки 4. Двери кузова выполнены в виде двух штампованных панелей: наружной и внутренней, соединенных между собой при помощи фланцев, соединителей и надставок. Основными несущими элементами кузова являются такие детали коробчатого сечения, как стойки боковины, пороги пола и различные поперечины. Необходимую жесткость кузова достигают соответствующим соединением, панелей облицовки, в которых монтируются различные подкосы и усилители из тонкостенных стальных профилей. Панели соединяют как сваркой, так и заклепками или винтами. Каркасные несущие кузова имеют специальный каркас, к которому прикреплены детали основания и тонкостенных профилей, образующих сварную пространственную ферму, усиленную облицовочными панелями.
Полукаркасные кузова имеют лишь часть каркаса отдельные стойки, дуги, бруски, усилители, которые связаны между собой непосредственно или облицовочными панелями. Каркасные и полукаркасные конструкции кузовов на легковых автомобилях применяются сравнительно редко. Несущие кузова каркасного типа применяют в основном на автобусах. Это повышает жесткость их несущей системы и снижает металлоемкость конструкции.
Кузова современных легковых автомобилей отличаются большим разнообразием. От типа и назначения автомобиля зависит форма кузова, его вместимость, расположение и число дверей и сидений. В настоящее время широкое распространение получила клиновидная форма кузова с большой площадью остекления, отвечающая не только современным аэродинамическим требованиям, но и рациональному сочетанию вместимости и динамичности автомобиля с его габаритными размерами. Наряду с этим качество кузова оценивается и с позиций эстетики, которая включает в себя рациональную планировку пассажирского помещения, отделку и цвет салона, его микроклимат и комфортабельность.
Кузова легковых автомобилей выполняются как закрытыми, так и открывающимися.
Закрытые кузова, обладающие значительной прочностью, долговечностью и пассивной безопасностью, получили наибольшее распространение. Они имеют жесткий замкнутый корпус с металлической крышкой и жесткие двери с опускающимися стеклами.
Открывающиеся кузова вместо металлической крыши имеют складывающийся водонепроницаемый мягкий тент. Ниже приведены типы кузовов легковых автомобилей, имеющих широкое распространение в настоящее время.
Седан (рис.106, а) - закрытый четырехдверный кузов с двумя (реже тремя) рядами сидений. Кузов такого типа иногда называют салоном (автомобили ВАЗ-2101, «Москвич-2140», ГАЗ-24 «Волга» и др.).
Лимузин (рис.106, б) - закрытый четырех-, шестидверный кузов с двумя-тремя рядами сидений и перегородкой за спинкой переднего сидения, отделяющей пассажирский салон от помещения водителя (автомобили ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104). Лимузин, у которого над задним рядом сидений предусмотрен складывающийся мягкий тент, называется ландо-лимузином (рис.106, в).
Купе (рис.106, г) - закрытый двухдверный кузов на двух-четырех человек (автомобили ЗАЗ-968М «Запорожец» и ЗАЗ-1102 «Запорожец»). Нередко задний ряд сидений в таком кузове рассчитан только на детей, так называемое купе 2x2.
Фаэтон (рис.106, д) - открытый кузов без средней стойки с мягким складывающимся верхом, съемными боковинами и двумя-тремя рядами сидений. Иногда такой тип кузова называют «торпедо» (автомобиль УАЗ-469).
Универсал (рис.106, е) - закрытый кузов с дополнительной дверью в задней торцовой панели. При сложенных задних сидениях кузов легко переоборудуется из пассажирского салона в специальный кузов-фургон для перевозки грузов («Москвич-2136», ГАЗ-24-02 «Волга»).
Пикап (рис.106, ж) - грузопассажирский кузов с открытой платформой, убирающимися боковыми сиденьями на четыре-шесть человек и с двухместной закрытой кабиной (автомобиль ИЖ-27151).
Кузова грузовых автомобилей. У грузового автомобиля кузов состоит из кабины и грузового кузова - платформы. К кузову также относится оперение, закрывающее те части автомобиля, которые расположены вне кабины (капот, крылья, подножки и т.п.).
Кабина должна обеспечивать максимальный комфорт, включая хорошую обзорность, доступность водителя к приборам и органам управления, удобство входа, посадки и высадки. Кабины изготовляют двух- и трехместными, а на автомобилях, предназначенных для междугородних перевозок, их оборудуют спальным местом, расположенным за спинками сидений. У большинства автомобилей сиденья в кабине делают раздельными и регулируемыми. Сиденье водителя регулируется как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении, кроме того, регулируется наклон подушки и спинки.
По расположению на раме кабины делятся на два типа: капотные кабины, установленные за двигателем (автомобили ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и др.) и передние (бескапотные) кабины, расположенные над двигателем (автомобили МАЗ-5335, КамАЗ-5320 и др.); их, как правило, делают опрокидывающимися. Передняя кабина позволяет увеличить длину грузовой платформы, обеспечивает хорошую обзорность дороги и улучшает доступ к двигателю и другим агрегатам, расположенным под кабиной.
Кабины грузовых автомобилей массового производства (ЗИЛ-130, ГАЗ-53А, МАЗ-500А, КамАЗ-5320 и др.) цельнометаллические, двухдверные; закрытые корпуса этих кабин (рис.107) сварены из заранее собранных крупных узлов: основания 5 каркасного типа, задней 1, верхней 3 и боковых 4 панелей и крыши 2. Необходимая жесткость указанных узлов достигается следующим образом: основание делают из коробчатых замкнутых профилей, соединенных сваркой между собой и со штампованными деталями пола кабины; панели имеют выштамповки различной формы и ребра, полученные при сварке сопряженных элементов панелей; крышку выполняют куполообразной формы.
Двери кабин собирают из наружной и внутренней панелей и навешивают на кабину на двух петлях. Подсобранную с оперением кабину устанавливают на раму и крепят в трех или четырех точках при помощи эластичных соединений, причем задние опоры кабины могут иметь пружинно-рессорную подвеску и амортизаторы, что разгружает детали кабины от напряжений, возникающих при перекосах рамы во время движения автомобиля.
Передние кабины автомобилей МАЗ и КамАЗ опрокидываются вперед на передних шарнирных опорах. Усилие, необходимое для опрокидывания кабин, составляет не более 150 Н. При этом угол наклона кабины для различных моделей автомобилей может достигать от 42 до 70 , что вполне достаточно для обслуживания двигателя и других узлов, расположенных под кабиной.
Кузова грузовых автомобилей могут быть универсальными или специализированными.
Универсальный кузов представляет собой деревянную или металлическую грузовую платформу, используемую для перевозки разнообразных грузов. Деревянная платформа (автомобили ЗИЛ-130, ГАЗ-53А) состоит из основания, дощатого настила - пола платформы, переднего неподвижного борта и трех откидных бортов. Основание платформы собрано на нескольких поперечных и двух продольных деревянных брусьях, последние с помощью стремянок крепятся к раме. Откидные борта соединены петлями с основанием платформы и удерживаются в закрытом положении крюками угловых запоров, конструкция которых не допускает самопроизвольного открытия бортов.
На автомобиле КамАЗ-5320 установлена металлическая бортовая платформа, состоящая из основания и шести бортов с гнездами для установки каркаса тента. Основание платформы выполнено в виде металлического каркаса, состоящего из двух боковых профилей, обвязок и продольных усилителей, связанных с поперечными балками. Все элементы каркаса изготовлены из листовой стали толщиной 2,5-3 мм. Борта платформы состоят из металлического каркаса и профилированной панели, изготовленной из листовой стали толщиной 1-1,5 мм.
Раздел 14. Тормозные системы.