Задний мост гусеничного трактора
Задний мост гусеничного трактора (рис. 107) состоит из главной передачи,
планетарного механизма поворота и конечных передач.
Механизмы заднего моста размещены в задней части корпуса трансмиссии, разделенной перегородками на три части. В средней части расположена главная передача и редукторы планетарных механизмов поворота, в двух других — остановочные тормоза и тормоза солнечных шестерен. Конечные передачи выполнены в отдельных корпусах.
Главная передача включает пару конических шестерен. Ведущая (малая) шестерня изготовлена заодно с вторичным валом. Ведомая (большая) шестерня 4 выполнена в виде венца и привернута болтами к фланцу коронной шестерни 5. Между ведомой шестерней и фланцем коронной шестерни установлены стальные прокладки 3, которыми регулируют зазор между зубьями конических шестерен.
Для удобства снятия и установки прокладки выполнены в виде полуколец с
открытыми внутрь пазами под крепежные болты.
Коронная шестерня опирается на два шариковых подшипника, запрессованных наружными обоймами в расточки этой шестерни. Внутренние обоймы подшипников установлены на стаканах. Фланцы стаканов прикреплены к перегородкам болтами.
Планетарный механизм поворота (рис. 108, а) состоит из планетарного редуктора и двух тормозов: остановочного и солнечной шестерни. С помощью планетарного механизма можно замедлить или прекратить передачу вращения к одной из гусениц, и трактор будет осуществлять поворот. Редуктор смонтирован внутри коронной шестерни. Он включает подвижный корпус—водило 17, три сателлита 15 и солнечную шестерню 16.
Водило 17 представляет собой стальную отливку из двух фланцев треугольной формы, соединенных между собой литыми перемычками. К центру водил прилита ступица с внутренними шлицами. В шлицы ступицы входит шлицевой конец полуоси 14. Другой ее конец входит во внутренние шлицы ведущей шестерни 1 конечной передачи. На наружный шлицевой конец ведущей шестерни, выходящей в отсек тормозных устройств заднего моста, установлен шкив 6 остановочного тормоза.
Сателлиты свободно вращаются на игольчатых подшипниках. Их зубья находятся в постоянном зацеплении с солнечной шестерней 16. Солнечная шестерня представляет собой цилиндр, на одном конце которого нарезаны зубья, а на другом имеется фланец с резьбовыми отверстиями. К фланцу привернут шкив 12 тормоза солнечной шестерни. Все шкивы охватываются тормозными лентами, которые состоят из двух половин, соединенных между собой шарниром. Такая конструкция лент позволяет заменить их без снятия тормозных шкивов.
Планетарные механизмы работают следующим образом (рис. 108, б). При движении трактора по прямой шкивы солнечных шестерен полностью заторможены лентами, а шкивы полуосей находятся в свободном состоянии.
Вращение от главной передачи передается коронной шестерней 18, которая
приводит в движение сателлиты 15. Вращаясь вокруг осей, сателлиты одновременно обкатываются вокруг солнечных шестерен 16 (рис. 108, в), увлекая во вращательное движение водила и связанные с ними полуоси 14 и ведущие звездочки трактора. При этом частота вращения водил по сравнению с частотой вращения коронной шестерни уменьшается в 1,4 раза и соответственно увеличивается крутящий момент.
Для плавного поворота трактора тракторист должен потянуть на себя рычаг
тормоза солнечной шестерни с той стороны, в которую совершается поворот. При этом сжимается стяжная пружина тормозной ленты, солнечная шестерня
растормаживается и свободно вращается сателлитами (рис. 108, г), а движение гусеницы с этой стороны замедляется. Трактор плавно поворачивается в сторону отстающей гусеницы. Во время крутого поворота трактора после выжима рычага управления дополнительно нажимают на педаль, производя торможение шкива 6 остановочного тормоза с той стороны, в которую совершается поворот. В этом случае движение гусеницы прекращается и трактор круто поворачивается в сторону остановленной гусеницы.
Все тормозные ленты стальные. К внутренней поверхности тормозных лент солнечных шестерен приклепаны фрикционные накладки, а на ленты остановочных тормозов монтируется комплект отдельных колодок из твердого фрикционного материала. Каждая лента в свободном состоянии должна иметь форму окружности. Между шкивами и лентами в свободном состоянии зазор составляет 1,5—1,8 мм. Равномерному распределению зазора способствуют оттяжные пружины 22, а также регулировочные винты 20, ввернутые в резьбовые отверстия корпуса заднего моста.
Верхние концы тормозных лент соединены с регулировочными винтами, на конце которых навернуты регулировочные гайки 2. К другим концам лент приклепаны петли из полосовой стали. В петлях имеются прорези, в которые входят серьги, соединяющие оси петель с пальцами 3 кронштейнов. Внутри отсеков к задней стенке корпуса заднего моста привернуты кронштейны (на рисунке не показаны). Пальцы через серьги соединены с рычагами 5 или 7 тормозов. Рычаг 5 остановочного тормоза тягой 8 связан с тормозной педалью, а рычаг 7 тормоза солнечной шестерни — с рычагом управления. В одно из плеч рычага 7 упирается сильная стяжная пружина 11. Пружина стремится повернуть вперед (по часовой стрелке, если смотреть справа) рычаги тормоза солнечной шестерни. Усилие пружины передается через двуплечий рычаг и серьга на тормозную ленту, которая плотно и с большой силой прижимается к шкиву 12.
Шестерни планетарных механизмов смазываются маслом, залитым в центральный отсек заднего моста. Чтобы предотвратить протекание масла в отсеки тормозов, в расточках солнечных шестерен установлены уплотнительные устройства. Масло, пропущенное через уплотнения в отсеки тормозов, удаляют через резьбовые отверстия в нижней части корпуса, закрываемые пробками.
Механизм управления гусеничным трактором включает рычаги, педали и тяги, с помощью которых управляют механизмами трансмиссии из кабины трактора.
На рис. 109 показаны в одной плоскости рычаги 1 и педали 2 левых и правых тормозов. Рычаг 7 через тягу 5 воздействует на ленту тормоза солнечной шестерни, а педаль 2 через тягу 4 — на ленту остановочного тормоза. Нормальный свободный ход рычагов управления 80—100 мм соответствует зазору 6—8 мм между пальцем тяга 5 и рычагом тормоза солнечной шестерни. Эту регулировку осуществляют гайкой 7. Зазор между лентой и шкивом остановочного тормоза регулируют гайкой 6. При правильной регулировке зазора шкив полностью заторможен при положении педали тормоза на первой защелке.
Для удобства рычаги управления снабжены пластмассовыми рукоятками, а педали — упорными подушками. Рычаги управления и педали установлены в керамических втулках на осях, которые плотно входят в отверстия литых чугунных кронштейнов, закрепленных на раме трактора. Втулки рычагов и педалей смазывают через масленки, ввернутые в торцы осей.
Конечные передачи
Конечные передачи(рис.110) передают вращение от полуосей заднего моста ведущим звездочкам гусеничных цепей.
На тракторе установлены две конечные передачи, расположенные по обеим сторонам заднего моста. Каждая конечная передача состоит из пары цилиндрических шестерен, заключенных в литой чугунный корпус 1.
Ведущая (малая) шестерня 6 вращается на двух роликовых подшипниках установленных в расточках корпуса. Внутри ведущей шестерни находятся шлицы, в которые входит шлицевой конец полуоси 10 заднего моста, передающий вращение шестерням конечной передачи.
Ведомая (большая) шестерня выполнена сборной. Венец 7 ведомой шестерни, изготовленный из высококачественной стали, закреплен точно обработанными болтами на ступице, которая посажена на конические шлицы вала 3 ведущей звездочки. Вал звездочки установлен в расточках корпуса на шариковом и роликовом подшипниках. К фланцу вала шестью болтами прикреплена ведущая звездочка 2. Вытекание масла из конечной передачи предотвращается самоподжимным уплотнительным устройством 4. Корпус конечной передачи прикрепляют болтами к боковым стенкам заднего моста. Опора 11 корпуса с помощью бугеля тоже прикреплена к заднему мосту. Собранные с задним мостом конечные передачи устанавливают средними шейками опор 11 в расточки задних кронштейнов рамы трактора и
закрепляют в них. Таким образом, усилие, развиваемое ведущими звездочками при работе трактора, передается через опоры на раму трактора.
В верхней части конечной передачи закреплена стальная накладка 8, предохраняющая корпус от протирания гусеницей.
К нижней части корпуса конечной передачи, открытой для монтажа ведомой шестерни, прикреплена стальная крышка 13. В ней расположены отверстия для контроля уровня и слива масла, закрываемые пробками. Масло заливают через горловину, расположенную в верхней части корпуса. В пробке горловины смонтирован сапун.