Циолковским было предложено очень интересное решение задачи о спуске ракеты на Землю почти без затраты топлива.
В этом случае ракета, войдя в атмосферу Земли, тормозится, совершая движение по орбите вокруг земного шара в течение времени, достаточного для того, чтобы погасить огромные скорости входа, при сохранении при этом приемлемых для ракеты режимов нагревания и перегрузок при торможении.
Эта мысль в дальнейшем была развита Юрием Васильевичем Кондратюком.
Особенно большое значение придавалось Циолковским проблеме создания межпланетных станций.
В решении этой грандиозной задачи он видел не только огромное принципиальное облегчение для полётов космических ракет, которые, по его мысли, должны были базироваться на эти станции, не только величайшее научное достижение, но и возможность осуществления своей давней мечты о реальном завоевании человеком околосолнечного пространства.
Константин Эдуардович Циолковский был человеком, жившим намного впереди своего века, как и должно жить истинному и большому учёному».
Ракетный осколочно-фугасный снаряд РС-132.
В начале 1930-х годов были произведены первые опыты с 82-мм и 132-мм авиационными ракетами.
Эти калибры были выбраны не случайно.
Дело в том, что опыты велись с пороховыми шашками диаметром 24 мм.
Их размерами и обусловливаются 2 основных калибра ракетных камер - 82 мм и 132 мм, которые сохранились потом на долгое время.
Если 7 шашек диаметром 24 мм плотно уложить в цилиндрическую камеру сгорания, то внутренний диаметр последней будет равен 72 мм.
Толщина же стенок камеры была равна 5 мм, отсюда диаметр, или калибр снаряда - 82 мм.
Таким же образом возник калибр ракеты 132 мм.
Естественно, сразу встал вопрос о стабилизации ракет.
Было проведено много опытов по созданию турбореактивных ракет калибра 82 мм и 132 мм.
В конце ноября 1929 года были проведены наземные стрельбы 82-мм турбореактивными снарядами PC-82.
Через несколько месяцев лётчик-испытатель Сергей Иванович Мухин произвёл воздушные стрельбы ТРС-82 с самолёта У-1.
Кучность турбореактивных снарядов оказалась неудовлетворительной.
Кроме того, при таком методе стабилизации около 28-30 % веса ракетного заряда расходовалось на вращение снаряда, а поступательная скорость и дальность полёта в результате этого уменьшались.
В связи с этим было решено перейти к крыльевой стабилизации ракет без их вращения.
Вначале испытывались 82-мм снаряды с кольцевым стабилизатором, не выходящим за габариты снаряда.
Однако опытные стрельбы и продувки в аэродинамической трубе ЦАГИ показали, что с помощью кольцевого стабилизатора добиться устойчивого полёта невозможно.
Затем отстреляли 82-мм реактивные снаряды с размахом четырёхлопастного оперения в 200, 180, 160, 140 и 120 мм.
Результат был вполне определённым: с уменьшением оперения ухудшалась устойчивость полёта и кучность.
Далее в ходе экспериментов выяснилось, что при размахе менее 120 мм устойчивого полёта не получалось - снаряды начинали кувыркаться сразу после прекращения работы двигателя.
Оперение размахом более 200 мм оказалось слишком тяжёлым и перемещало центр тяжести снаряда назад, что также приводило к ухудшению устойчивости полёта.
Облегчение оперения за счёт уменьшения толщины лопастей стабилизатора вызывало сильные колебания лопастей вплоть до поломки их в воздухе.
В конце концов, были найдены оптимальные габариты стабилизаторов: размах 200 мм для 82-мм ракет и 300 мм для 132-мм ракет.