ГИРД-Х - первая советская жидкостная ракета.

Была создана МосГИРД под руководством Сергея Павловича Королёва.

ГИРД-Х - первая советская жидкостная ракета. - student2.ru

Исходные проработки проекта были выполнены Фридрихом Артуровичем Цандером.

Пуск был осуществлён 25 ноября 1933 года с двигателем 10 первой бригадой ГИРДа на Нахабинском полигоне.

ГИРД-Х - первая советская жидкостная ракета. - student2.ru

Стартовая масса ракеты 29,5 кг, масса топлива 8,3 кг, длина 2,2 м, подача топлива - вытеснительная.

При пуске ракета взлетела вертикально на высоту 75-80 м, затем, вследствие разрушения крепления двигателя и трубки горючего, круто отклонилась от вертикали и упала на расстоянии около 150 м от места старта.

Конструкция ГИРД-Х получила развитие в более совершенных советских ракетах, созданных в 1935-1937 годы.

Стенд «Московская Группа изучения реактивного движения (МосГИРД). Фридрих Артурович Цандер.

ГИРД-Х - первая советская жидкостная ракета. - student2.ru

Московская Группа изучения реактивного движения (МосГИРД) была создана 15 сентября 1931 года из Секции реактивных двигателей при Бюро воздушной техники Центрального Совета Осоавиахима.

В Технический Совет ГИРД входили:

ГИРД-Х - первая советская жидкостная ракета. - student2.ru

Московская Группа изучения реактивного движения (МосГИРД) состояла из 4 бригад, занимающихся различными задачами.

ГИРД-Х - первая советская жидкостная ракета. - student2.ru

Было выделено постоянное помещение (подвал дома № 19 по Садово-Спасскойулице), утверждены штаты.

ГИРД-Х - первая советская жидкостная ракета. - student2.ru

Мая 1932 года начальником ГИРДа был назначен Сергей Павлович Королёв.

В короткие сроки были созданы двигатели ОР-2.

Но Цандеру уже не суждено было участвовать в их испытании.

Также группой был создан двигатель с индексом 10 для ракеты ГИРД-Х.

ГИРД-Х - первая советская жидкостная ракета. - student2.ru ГИРД-Х - первая советская жидкостная ракета. - student2.ru

Изначально, в августе 1933 года, использовался для проверки работы пары бензин-жидкий кислород.

Из-за прогаров камеры бензин заменили на спирт в октябре 1933 года.

Охлаждение камеры осуществлялось испаряющимся окислителем.

Ноября 1933 года с двигателем 10 осуществлён пуск первой советской жидкостной ракеты ГИРД-Х, созданной МосГИРД под руководством Сергея Павловича Королёва.

ГИРД-Х - первая советская жидкостная ракета. - student2.ru

МосГИРД развернула широкую лекционную пропаганду, организовала в 1932 году курсы теории реактивного движения.

Приказом по Реввоенсовету № 0113 от 21 сентября 1933 года, а затем Постановлением № 104 Совета Труда и Обороны от 31октября 1933 года на основе ГИРД и ГДЛ был организован Реактивный институт.

ГИРД-Х - первая советская жидкостная ракета. - student2.ru

Стенд «Реактивные летательные аппараты

РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3».

Одновременно с двигателями в ГДЛ в 1930 - 1933 годах разрабатывались экспериментальные жидкостные ракеты серии РЛА - реактивные летательные аппараты.

РЛА-1, РЛА-2 и РЛА-3 предназначались для вертикального взлёта на высоту 2 - 4 км.

Старт предусматривался без направляющего станка с пускового стола.

Длина ракет - 1880 мм, диаметр стального корпуса - 195 мм.

Топливо - азотнокислотно-керосиновое, подача топлива сжатым азотом из аккумулятора давления.

Бак горючего помещался концентрично внутри бака окислителя.

ГИРД-Х - первая советская жидкостная ракета. - student2.ru

Двигатели - тягой 250—300 кг.

РЛА-1 и РЛА-2 - неуправляемые ракеты.

РЛА-2 в отличие от РЛА-1 (головка и хвостовое оперение деревянные) имел дюралюминиевую головку, несущую пилотский парашют с метеоприборами, раскрытие которого предусматривалось вышибным автоматом.

Наши рекомендации