ГИРД-Х - первая советская жидкостная ракета.
Была создана МосГИРД под руководством Сергея Павловича Королёва.
Исходные проработки проекта были выполнены Фридрихом Артуровичем Цандером.
Пуск был осуществлён 25 ноября 1933 года с двигателем 10 первой бригадой ГИРДа на Нахабинском полигоне.
Стартовая масса ракеты 29,5 кг, масса топлива 8,3 кг, длина 2,2 м, подача топлива - вытеснительная.
При пуске ракета взлетела вертикально на высоту 75-80 м, затем, вследствие разрушения крепления двигателя и трубки горючего, круто отклонилась от вертикали и упала на расстоянии около 150 м от места старта.
Конструкция ГИРД-Х получила развитие в более совершенных советских ракетах, созданных в 1935-1937 годы.
Стенд «Московская Группа изучения реактивного движения (МосГИРД). Фридрих Артурович Цандер.
Московская Группа изучения реактивного движения (МосГИРД) была создана 15 сентября 1931 года из Секции реактивных двигателей при Бюро воздушной техники Центрального Совета Осоавиахима.
В Технический Совет ГИРД входили:
Московская Группа изучения реактивного движения (МосГИРД) состояла из 4 бригад, занимающихся различными задачами.
Было выделено постоянное помещение (подвал дома № 19 по Садово-Спасскойулице), утверждены штаты.
Мая 1932 года начальником ГИРДа был назначен Сергей Павлович Королёв.
В короткие сроки были созданы двигатели ОР-2.
Но Цандеру уже не суждено было участвовать в их испытании.
Также группой был создан двигатель с индексом 10 для ракеты ГИРД-Х.
Изначально, в августе 1933 года, использовался для проверки работы пары бензин-жидкий кислород.
Из-за прогаров камеры бензин заменили на спирт в октябре 1933 года.
Охлаждение камеры осуществлялось испаряющимся окислителем.
Ноября 1933 года с двигателем 10 осуществлён пуск первой советской жидкостной ракеты ГИРД-Х, созданной МосГИРД под руководством Сергея Павловича Королёва.
МосГИРД развернула широкую лекционную пропаганду, организовала в 1932 году курсы теории реактивного движения.
Приказом по Реввоенсовету № 0113 от 21 сентября 1933 года, а затем Постановлением № 104 Совета Труда и Обороны от 31октября 1933 года на основе ГИРД и ГДЛ был организован Реактивный институт.
Стенд «Реактивные летательные аппараты
РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3».
Одновременно с двигателями в ГДЛ в 1930 - 1933 годах разрабатывались экспериментальные жидкостные ракеты серии РЛА - реактивные летательные аппараты.
РЛА-1, РЛА-2 и РЛА-3 предназначались для вертикального взлёта на высоту 2 - 4 км.
Старт предусматривался без направляющего станка с пускового стола.
Длина ракет - 1880 мм, диаметр стального корпуса - 195 мм.
Топливо - азотнокислотно-керосиновое, подача топлива сжатым азотом из аккумулятора давления.
Бак горючего помещался концентрично внутри бака окислителя.
Двигатели - тягой 250—300 кг.
РЛА-1 и РЛА-2 - неуправляемые ракеты.
РЛА-2 в отличие от РЛА-1 (головка и хвостовое оперение деревянные) имел дюралюминиевую головку, несущую пилотский парашют с метеоприборами, раскрытие которого предусматривалось вышибным автоматом.