Состав отраслей машиностроительного комплекса

Среди отраслей машиностроения в зависимости от технико-эко­номических особенностей размещения выделяют тяжелое машино­строение; общее машиностроение; среднее машиностроение; производство точных машин, механизмов, приборов и инструментов; производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования.

Тяжелое машиностроениепроизводит половину товарной про­дукции отрасли. Эта группа отраслей отличается высокой металло­емкостью при производстве 1 т готовой продукции, электроемко­стью и малой трудоемкостью, средней энерго- и фондоемкостью. Тяжелое машиностроение включает: производство оборудования для металлургических предприятий; горно-шахтного, крупного энергетического оборудования; тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин. Для этой отрасли характерны как предприятия за­конченного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов секций. В составе отрасли наряду сузко­специализированными заводами действуют и универсальные, вы­пускающие разные виды продукции.

Производство металлургического оборудования сложилось вбли­зи центров развития металлургии и потребления продукции на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центральном (Электросталь), По­волжском (Сызрань), Восточно-Сибирском (Красноярск, Ир­кутск), Дальневосточном (Комсомольск-на-Амуре) районах.

Горно-шахтное оборудование выпускается на предприятиях, расположенных в главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).

Энергетическое машиностроение возникло и развивалось пре­имущественно в крупных центрах машиностроения, где были со­средоточены кадры квалифицированных рабочих. Мощные паро­вые и гидравлические турбины и генераторы для электростанций производятся в Северо-Западном (Санкт-Петербург), Уральском (Екатеринбург), Западно-Сибирском (Новосибирск) районах. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются также на вы­пуске газовых турбин, Екатеринбург — теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы изготавливают в Северо-Кавказском (Волгодонск) и Северо-Западном (Колпино) районах. Производство паровых котлов организовано в Центральном (По­дольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул) районах.

Энергетическое оборудование — мощные дизели для судов вы­пускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хаба­ровске, для тепловозов и электростанций — в Балаково, Пензе, Ко­ломне.

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленно­сти находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Повол-жье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

Металлоемкие предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования, выпускающие продукцию не­большими сериями, размещаются вне металлургических баз. Круп­ные производители этой отрасли находятся в Центральном (Ко­ломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволж­ском (Ульяновск), Западно-Сибирском (Новосибирск) районах.

Общее машиностроениехарактеризуется повышенной или сред­ней металлоемкостью, невысокой трудоемкостью и средней фондо­емкостью. Предприятия ориентируются на районы потребления продукции, за исключением тех случаев, когда выпускаемые изде­лия отличаются значительной металлоемкостью, и тяготеют к ме­таллургическим базам. К общему машиностроению относятся транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для нефтеперерабатывающей, хи­мической, бумажной, лесной, строительной промышленности и сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения). Предприятия этой группы широко распространены на территории России.

Локомотивостроение исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центральный район, Санкт-Петербург). В связи с большим потреблением металла новые предприятия локомотивостроения создавались вблизи металлурги­ческих баз. В Центральном районе организовано производство теп­ловозов (Коломна), маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром). Электровозы выпускаются на Северном Кавказе (Ново­черкасск), а моторы к ним — на заводе «Динамо» (Москва). В Демихово начато производство пригородных электропоездов.

Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомо­тивостроение. В современном размещении предприятий учитыва­ется наличие в районе не только металла, но и древесного сырья.

В отрасли сложилось четкое разделение труда. Так, грузовые ма­гистральные вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухъярусные вагоны для перевозки легковых автомоби­лей — в Твери; саморазгружающиеся — в Калининграде; изотерми­ческие — в Брянске; пассажирские — в Санкт-Петербурге и Твери; трамвайные — в Усть-Катаве (Уральский район); для метрополите­на—в Мытищах, Санкт-Петербурге. В 2000 г. производство грузо­вых вагонов составило 4111, пассажирских — 797.

Судостроение делится на морское и речное. Современная геогра­фия морского судостроения отражает многие особенности этой от­расли, среди которых главная — специализация и связанное с ней внутри- и межотраслевое кооперирование. Большая часть произ­водств судостроительной промышленности характеризуется повы­шенной металлоемкостью. Поэтому в более выгодном положении оказываются предприятия, расположенные ближе к металлургичес­ким базам. Основной район морского судостроения и судоремонта сложился на Балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград).

Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Астрахани, Владивостоке; судоремон­та—в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.

Размещение речного судостроения отражает роль отдельных водных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красно­ярск), Амуре (Благовещенск). В речном судостроении видное ме­сто должно занять производство судов типа «река — море» и пасса­жирских теплоходов.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потреб­ления готовой продукции и развито почти во всех экономических районах. Специализация предприятий соответствует специализа­ции сельского хозяйства района и прилегающих территорий.

Крупнейшие заводы по производству зерноуборочных комбай­нов расположены на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таган­рог), в Восточной Сибири (Красноярск). В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельско­хозяйственные машины и оборудование производят заводы, нахо­дящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске, Рубцовске.

Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающих, химических, бумажных) выпускают в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозавод­ске и др.

Среднее машиностроениеотличается малой металлоемкостью, средней и малой электроемкостью, повышенной и средней энерго­емкостью, трудоемкостью и фондоемкостью продукции. Его пред­приятия наиболее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие связи по кооперации. Размещать заводы целесообразно в сложившихся и формирующихся центрах машиностроения, где име­ются необходимые трудовые, электроэнергетические ресурсы, доста­точно высокая техническая культура и созданы условия для широко­го производственного кооперирования. К среднему машинострое­нию относятся предприятия, выпускающие автомобили, тракторы, металлорежущие станки, технологическое оборудование для легкой, пищевой, полиграфической и медицинской промышленности.

Автомобилестроение отличается четкой специализацией предпри­ятий на выпуске определенного типа автомобилей. Первые автомо­бильные заводы (Москва, Нижний Новгород, Ярославль) размеща­лись в районах развитого машиностроения, которое стало базой для кооперирования с заводами-сборщиками. Впоследствии на основе этих предприятий автомобилестроение стало развиваться на Урале и в Поволжье. Наиболее крупные предприятия создали многочислен­ные заводы-филиалы. Так, АО ЗИЛ помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на выпуске агрега­тов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в Смоленске, Рославле - Ярцево (Смоленская область), Мценске, Петровске и Сердобске (Пензенская область), в Пензе, Рязани, Екатеринбурге.

Грузовые автомобили среднего тоннажа выпускают заводы Цен­трального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа и большегруз­ные автомобили — Поволжского района (Ульяновски Набережные Челны).

В 2000 г. более 50% выпуска грузовых автомобилей России при­ходилось на Волго-Вятский, 25% — на Поволжье и более 12% — на Центральный и Уральский районы.

Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), -: Уральском (Ижевск) районах, малолитражные — в Поволжье (То­льятти), микролитражные — в Серпухове, Елабуге.

В настоящее время основные районы производства легковых автомобилей — Поволжье (85%) и Волго-Вятский район (12%).

Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыно), Волго-Вятском (Павлов), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. В Энгельсе действует троллей­бусный завод.

В восточных районах России автомобилестроение представлено пока лишь автосборочным заводом в Чите.

Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников, прицепов, электрооборудования и т.д.

Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Заволжье, Уфе, Омске, Тюмени. Они обес­печивают своей продукцией несколько автомобильных заводов.

Размещение предприятий тракторостроения ориентировано на районы потребления и отчасти на источники сырья (металла). Пер­вые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петер­бурге. В 1930-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челя­бинске, а в последующие годы — во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промыш­ленных — в Чебоксарах.

Станкостроение первоначально развивалось преимущественно в старых машиностроительных центрах. На размещение станко­строительных заводов оказывают влияние трудоемкость продук­ции, наличие квалифицированных рабочих кадров, научно-иссле­довательских и опытно-конструкторских центров. В настоящее время крупное станкостроительное производство имеется во мно­гих городах Центра, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Запад­ной Сибири. В число ведущих районов по производству металло­режущих станков вошли Уральский — более 40%, Центральный — 26%, Поволжский — менее 10%. В отрасли обращается внимание на выпуск металлорежущих станков с числовым программным управ­лением, автоматических и полуавтоматических линий для машино­строения, обрабатывающих центров, промышленных роботов.

Группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов и инструмента отличается высокой трудоемкостью, низ­кой металлоемкостью, повышенными электроемкостью, энергоем­костью и фондоемкостью. К этой группе машиностроительного комплекса относятся значительная часть радиотехнической, инст­рументальной промышленности, приборостроения, электронной промышленности и отдельные производства электротехнической промышленности. Размещение точного машиностроения ориенти­ровано на районы высокой технической культуры, располагающие квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими ин­ститутами и конструкторскими бюро.

Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе (Москва и область), а также получило развитие в Северо-Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо-Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в Мос­кве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.

Предприятия радиотехнической промышленности, специализи­рующиеся на выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном (Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-Черноземном (Воронеж) районах.

Основные районы электротехнической промышленности — Центральный, Северо-Западный, Западно-Сибирский. Центром электротехнических заводов в Восточной Сибири стал Минусинск.

Машиностроительные предприятия по производству металли­ческих изделий, сварных конструкций и конструктивно несложных машин отличаются низкими трудоемкостью, электроемкостью, энергоемкостью, фондоемкостью и высокой металлоемкостью еди­ницы продукции. Они могут размещаться повсеместно.

Производство металлических изделий связано с местами потреб­ления, а производство заготовок тяготеет к источникам сырья.

В Центральном районе развито автостроение с многочисленны­ми «смежниками»; локомотиво- и вагоностроение, речное судо­строение, производство станков, подшипников, инструмента, точ­ных машин и приборов; энергетическое и электротехническое машиностроение; тракторостроение и сельскохозяйственное маши­ностроение; производство машин и оборудования для промышлен­ности и других отраслей народного хозяйства.

Северо-Запад и Север концентрируют энергетическое и электро-техническое-машиностроение, морское судостроение, вагоностро­ение, станкостроение, производство точных машин и приборов, производство промышленного оборудования.

Поволжье специализируется на станкостроении и приборостро­ении, производстве подшипников; автостроении, речном судостро­ении; тракторостроении и сельскохозяйственном машиностроении; производстве оборудования для нефтяной и химической промыш­ленности.

На Северном Кавказе представлено сельскохозяйственное маши­ностроение, локомотивостроение, энергетическое машиностроение.

На Урале .выпускается горное, металлургическое и химическое оборудование; развиты вагоностроение, производство тяжелых станков, кузнечно-прессовых я строительно-дорожных машин, тракторостроение, энергетическое и электротехническое машино­строение, автостроение, производство станков и инструмента.

В Западной и Восточной Сибири сосредоточено производство горного и металлургического оборудования; представлены тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, энергетичес­кое и электротехническое машиностроение, станкостроение и при­боростроение, вагоностроение и речное судостроение.

Наши рекомендации