Расчет коэффициентов динамичности нагрузки
Линейная окружная скорость:
м/с.
Поскольку на практике детали изготавливаются со степенью точности не ниже 8-й, то задаем граничное значение =8.
Коэффициенты динамичности нагрузки при расчете контактных напряжений и напряжений изгиба рассчитываются по формулам:
здесь:
Значения коэффициентов следует взять из приложений F, G. Тогда:
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
Условие прочности по контактным напряжениям имеет вид: , где – действующее напряжение в контакте зубьев, а – допускаемое. Проверка выполнения этого условия сводится к определению величины напряжений в контакте зубьев и сравнению полученных значений с допускаемыми напряжениями:
Следовательно, условие прочности по напряжениям контакта для проектируемой передачи можно считать выполненным.
Проверка выполнения условия прочности по напряжениям изгиба.
Вначале определяем приведенное число зубьев шестерни и колеса:
.
Пользуясь формулой для расчета коэффициента формы зуба :
для шестерни и колеса соответственно получаем:
Используя полученные величины коэффициентов формы зуба, переходим к расчету напряжений изгиба и проверке изгибной прочности зубьев:
где коэффициент учета осевого перекрытия определяется по формуле:
Тогда для шестерни и колеса соответственно имеем:
Как видно из сравнительных соотношений, условие прочности по напряжениям изгиба для проектируемой передачи можно считать выполненным.
Геометрические размеры зубчатой передачи в случае нарезания зубчатых колес без смещения
Диаметры делительной и начальной окружностей шестерни и колеса :
мм; мм.
Диаметры вершин зубьев шестерни и колеса :
мм;
мм.
Диаметры впадин зубьев шестерни и колеса :
мм;
мм.
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
Нагрузка в контакте зубчатых колес представляет собой нормальную силу, составляющие которой называются окружной , радиальной и осевой проекциями. Величины этих проекций можно определить по формулам:
окружная: Н;
радиальная: Н;
осевая: Н.
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
Ведущий вал
Диаметр выходного конца при допускаемом напряжении по формуле:
Для соединения вала редуктора с валом двигателя стандартной муфтой необходимо согласовать эти диаметры. Для такого перепада конструкции нет стандартной муфты. Поэтому назначаем нестандартную муфту с диаметрами dДВ=32 мм и dВ1= 14 мм.
Диаметр вала под подшипником dП1= 20 мм.
Промежуточный вал
Наименьший диаметр вала при допускаемом напряжении
Принимаем dП2= 20 мм.
Диаметр под колесом dК2= 24мм.
Выходной вал
Диаметр выходного конца вала при допускаемом напряжении
Принимаем стандартное значение dВ3= 34мм.
Диаметр под подшипником dП3= 40 мм.
Диаметр под колесом dК3= 36 мм.
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
Быстроходная ступень
Диаметр ступицы колеса .
Длина ступицы ; принимаем lст=30 мм.
Толщина обода ; принимаем .
Толщина диска , С=8 мм.
Тихоходная ступень
Диаметр ступицы колеса .
Длина ступицы ; принимаем
lст=50 мм.
Толщина обода ; принимаем .
Толщина диска .
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
Толщина стенок корпуса и крышки:
Принимаем 6 мм.
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки:
нижнего пояса корпуса:
=2,35·6=14,1 мм.
Диаметр болтов крепящих крышку к корпусу у подшипников
принимаем с резьбой М6х25.
Диаметр болтов соединяющих крышку с корпусом:
=(0,5...0,6) ·15=7,5...9 мм,
принимаем болты с резьбой М8.
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
Выбираем приводную роликовую однорядную цепь.
Число зубьев:
ведущей звездочки
ведомой звездочки
Принимаем 27 и 58.
Расчетный коэффициент нагрузки по формуле:(7.38[1])
,
где - динамический коэффициент при спокойной нагрузке;
- учитывает влияние межосевого расстояния;
- учитывает влияние угла наклона линии центров;
- учитывает способ регулирования натяжения цепи (при периодическом натяжении цепи);
- при периодической смазке;
- учитывает продолжительность работы в сутки (при односменной работе).
Для определения шага цепи по формуле (7.38[1]) надо знать допускаемое давление в шарнирах цепи. В таблице 7.18[1] допускаемое давление задано в зависимости от частоты вращения ведущей звездочки и шага t. Поэтому для расчета по формуле (7.38[1]) величиной следует задаваться ориентировочно.
Среднее значение допускаемого давления при n=144,93 об/мин =30,2 МПа.
Шаг однорядной цепи:
Подбираем по таблице 7.15[1] цепь ПР-25,4-60 по ГОСТ 13568-75, имеющую t=25,4 мм, разрушающую нагрузку Q=60 кН, массу q=2,6 кг/м, Аоп=180мм2.
Скорость цепи:
Окружная сила:
Давление в шарнире проверяем по формуле: (7.39[1])
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
Условие p<[p] выполнено. Здесь 28,1 МПа - табличное значение допускаемого давления по табл.7.18[1] при n=144,93 об/мин и t=25,4 мм.
Определяем предварительное значение межосевого расстояния по формуле:
С целью экономии материала и получения небольших габаритов передачи ориентируемся на меньшее значение и выбираем:
Определяем число звеньев цепи по формуле: (7.36[1])
,
где ;
Тогда
Округляем до четного числа Lt=110.
Уточняем межосевое расстояние цепной передачи по формуле: (7.37[1])
Определяем диаметры делительных окружностей звездочек по формуле: (7.34[1])
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
Силы, действующие на цепь:
окружная Ft=2105 Н;
от центробежных сил ;
от провисания .
Расчетная нагрузка на валы:
=2105+2·20,5=2146 Н.
Проверяем коэффициент запаса прочности цепи по формуле: (7.40[1])
Это больше, чем нормативный коэффициент запаса 8,3.
Условие выполнено.
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
Цель данного этапа компоновки – определение положения опор относительно действующих в зацеплении сил и консольных нагрузок на вал.
Вычерчиваем редуктор в двух проекциях на формате А1: в верхней части листа – главный вид, в нижней – разрез редуктора по осям валов.
Согласно расчету тихоходной ступени редуктора вычерчиваем зацепления цилиндрических колёс при расчетном межосевом расстоянии аw =100 мм для полученных значений:
b1=36,5 мм – ширина венца шестерни;
b2=32 мм – ширина зубчатого венца колеса;
d1=40 мм – делительная окружность шестерни;
d2=161 мм – делительная окружность колеса;
df1=36 мм – диаметр впадин шестерни;
df2=157 мм – диаметр впадин колеса;
dа1=42 мм – диаметр вершин шестерни;
dа2=164 мм – диаметр вершин колеса.
Минимальный зазор между внутренней стенкой корпуса и торцевой поверхностью зубчатых колес , - толщина стенки корпуса.
- расстояние между торцом цилиндрической шестерни и ступицы конического колеса.
Зацепление конической пары:
dе1=28 мм – делительная окружность шестерни;
dе2=112 мм – делительная окружность колеса;
Rе=58 мм - внешнее конусное расстояние;
b=16 мм – ширина зубчатого венца;
- угол делительного конуса шестерни;
- угол делительного конуса колеса;
mе=2,5 мм – внешний окружной модуль;
dст=38 мм – диаметр ступицы колеса;
lст=30 мм – длина ступицы колеса;
- толщина обода;
с=8 мм – толщина диска.
Намечаем для валов редуктора конические роликоподшипники 7204А серия диаметров 2, серия ширин 0 по ГОСТ 27365-87. Для выходного вала 308 - радиальные шарикоподшипники средняя серия диаметров 3, узкой серии ширин 0 по ГОСТ 8338-75.
Условное обозначение подшипника | d мм | D Мм | B мм | C кН | С0 кН |
7204А | 16,6 | ||||
7204А | 16,6 | ||||
22,4 |
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
Ведущий вал.
Ft1 = 1015 H; Fr1 = 799 H; Fa1 = 265 H; dm1=0,024м.
а1=0,013 м (определяем измерением); а2=(1,4…2,3)а1 = 0,03 м; а3=0,04м.
Рис. 1. Расчетная схема и эпюры моментов ведущего вала.
На основании полученной расчетной схемы (рис. 1) определяем реакции опор от сил, действующих на вал.
Консольная нагрузка из силового расчета привода согласно формуле:
В плоскости XOZ действует окружная сила.
Из условия: . ,
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
Из условия: . .
Проверка: .
В плоскости YОZ действуют радиальная и осевая силы:
. ,
тогда .
. ,
тогда .
Проверка: .
Плоскость действия консольной нагрузки:
. ,
тогда .
. ,
тогда .
Проверка: .
Определяем суммарную реакцию в опорах:
.
.
Осевые составляющие радиальных реакций:
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
,
.
Эквивалентные нагрузки:
где -вращается внутреннее колесо на подшипниках;
- коэффициент безопасности;
- коэффициент температурный.
.
Тогда по таб. 11.16 [4] Х=1, Y=0.
.
Расчетная долговечность:
Расчетная долговечность в часах:
,
что больше минимальной долговечности подшипников (10000 часов).
Назначаем для ведущего вала роликовые конические однорядные подшипники повышенной грузоподъемности (ГОСТ 27365-87) серия диаметров 2, серия ширин 0 - 7204А.
Промежуточный вал.
Назначаем подшипник 7204А: d=20, мм = 0,02 м, D=47 мм = 0,047 м,
В=14 мм = 0,014 м.
Устанавливаем «враспор» под углом .
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
Рис. 2. Расчетная схема и эпюры моментов промежуточного вала.
Измерением определяем расстояния: .
, , .
, , .
, .
В плоскости XOZ действуют окружные силы: .
Тогда: ;
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
. Тогда: ,
.
Проверка: .
В плоскости YОZ действуют радиальная и осевая силы:
;
.
. ,
тогда:
. ,
тогда:
Проверка: .
Определяем суммарную реакцию в опорах:
;
.
Проверка долговечности подшипников 7204А:
.
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
Эквивалентные нагрузки:
где - коэффициент безопасности;
- коэффициент температурный.
. Принимаем Х=1, Y=0.
.
Расчетная долговечность в млн.об:
.
Расчетная долговечность в часах:
, что приемлемо.
Выходной тихоходный вал.
Назначаем шариковые радиальные однорядные подшипники 208 (ГОСТ 8338-75): , d=40 мм, D=80 мм, b=Т=18 мм.
Измерением определяем расстояния: .
, , , , .
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
Рис. 3. Расчетная схема и эпюры моментов тихоходного вала.
Величина консольной нагрузки согласно формуле:
.
В плоскости XOZ действует окружная сила:
. ,
тогда: .
. ,
тогда: .
Проверка: .
В плоскости YОZ действуют радиальная и осевая силы:
. ,
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
. ,
тогда: .
Проверка: .
В плоскости действия консольной нагрузки:
. ,
тогда: .
. ,
тогда: .
Проверка: .
Оцениваем суммарные реакции в опорах:
;
.
Согласно схеме нагружения вала осевую нагрузку воспринимает пятая опора. Из соотношения:
для подшипника 208: , , d=40 мм, D=80 мм, .
Согласно отношению: ,
где .
Тогда по табл. 11.13 [4] .
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
Из соотношения: принимаем Х=1, Y=0.
В этом случае определяем эквивалентные нагрузки по формулам:
здесь -вращение внутреннего кольца;
- коэффициент безопасности;
- коэффициент температурный.
.
Значения коэффициентов , смотрим в табл. 11.20 [4] и 11.21 [4] соответственно.
.
Следовательно, подшипник 208 не подходит для заданного срока службы.
Назначаем подшипник 308 шариковый радиальный средней серии диаметров 3, узкой серии ширин 0 (ГОСТ 8338-75), у которого , , d=40 мм, D=90 мм, .
Эквивалентная нагрузка на опорах не изменится, так как данный подшипник более восприимчив к осевой нагрузке, следовательно, наиболее нагруженной опорой останется та же.
.
Изм |
Лист |
№ докум |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.012.00.00 ПЗ |
Ведущий вал
Материал шпонок - сталь 45 нормализованная.
Допускаемые напряжения смятия для шпоночных соединений при стальной ступице =100...190 МПа. Напряжения смятия и условие прочности по формуле:
Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице =100...190 МПа.
При d=14 мм; мм; t1=3 мм; длине шпонки l=14 мм
При d=17мм; устанавливаем такую же шпонку в месте уплотнения, условие на смятие выполняется.
Промежуточный вал
При d=24 мм; ; t1=7 мм; длине шпонки l=22 мм
Выходной вал
При d=42 мм; ;t1= 8 мм; длине шпонки l=28 мм
При d=34 назначаем такую же шпонку, как и на промежуточный вал.