Конструкции элементов балочных фюзеляжей
Стрингеры и лонжероны (усиленные стрингеры) изготавливают из прессованных или гнутых профилей. Сечения нормальных и усиленных стрингеров (лонжеронов) могут быть самой разнообразной формы (Рис. 35).
На участке выреза устанавливают усиленные стрингеры (лонжероны), которые воспринимают большие нагрузки от изгиба. Для этой же цели в зоне выреза иногда устанавливают бимсы.
Шаг стрингеров 100...250 мм. Их крепят к обшивке и шпангоутам.
Шпангоуты по назначению бывают нормальными, служащими для подкрепления обшивки, стрингеров и придания формы фюзеляжу, и усиленными, воспринимающими поперечные сосредоточенные нагрузки от крыла, оперения, двигателя и т.д. и передающими их на обшивку. Шпангоуты работают на поперечный изгиб в своей плоскости, опираясь на обшивку.
Шпангоуты по конструкции бывают ферменные, балочные и ферменно-балочные. Ферменные шпангоуты применяются при больших размерах миделя фюзеляжа, балочные - при малых. Конструкция их аналогична конструкциям балочного и ферменного лонжеронов.
Балочные шпангоуты по конструкции бывают рамные и стеночные (Рис. 42).
Рис. 42. Конструкциишпангоутов:
а - рамный; б - стеночный
Стеночные шпангоуты, их ещё называют гермошпангоуты (служат для разделения отсеков с разными средами и давлением), состоят из листа - стенки, подкрепленного уголками для повышения допустимых критических напряжений, и полки, выполненной либо в виде отбортовки стенки, либо в виде специального профиля. В связи с необходимостью размещения внутри фюзеляжа пассажиров, грузов и т.п. приходится удалять стенку, подкрепив вырезанную часть профилем, т.е. применять рамный шпангоут.
Усиленные шпангоуты отличаются от нормальных мощностью полок и толщиной стенки. Для стыковки нормальных шпангоутов со стрингерами, в поясах рядовых шпангоутов делаются подсечки, а пояса усиленных шпангоутов не режутся. Усиленные шпангоуты, как правило, сборной конструкции, нормальные изготавливают из одной заготовки. Иногда усиленные шпангоуты изготавливают горячей штамповкой.
Обшивка фюзеляжа работает на растяжение - сжатие при изгибе фюзеляжа (совместно со стрингерами), на сдвиг - при его скручивании и срезе. Обшивка балочных фюзеляжей выполняется из листов, панелей с продольным набором, а также панелей с сотовым и другими заполнителями. Панели с заполнителем имеют по контуру и в местах соединения с шпангоутами и стрингерами специальные вкладыши, через которые осуществляется соединение.
Элементы фюзеляжа соединяются между собой клепкой, сваркой, склейкой, а также болтами. Через нормальные шпангоуты стрингеры пропускают неразрезанными, соединяя их со шпангоутами с помощью отогнутой лапки или уголка. На усиленных шпангоутах стрингеры разрезают и перестыковывают их через стенку шпангоута с помощью уголков или фитингов болтами или через полку шпангоута.
Стыковые соединения в балочных фюзеляжах бывают разъемными, или эксплуатационными, и неразъемными, или технологическими.
В балочно-лонжеронных конструкциях разъемные соединения осуществляются при помощи шарнирных узлов, установленных на лонжеронах. Узлы бывают типа ухо-вилка, вилка-гребенка, фитинговые.
В балочно-стрингерных конструкциях фюзеляжа разъемные соединения выполняются по контуру, а также при помощи фитингов и болтов. В балочно-обшивочных конструкциях фюзеляжа разъемные соединения осуществляются по контуру.
Крепить агрегаты и оборудование самолета к фюзеляжу необходимо с учетом действующих на них нагрузок. Например, узел крепления передней ноги шасси необходимо связать с продольными и поперечными элементами фюзеляжа одновременно, поскольку при разбеге и пробеге она нагружается вертикальной, горизонтальной и боковой нагрузками. Вертикальную и боковую нагрузки воспримет шпангоут, а горизонтальную - стрингеры (усиленный стрингер, бимс).
Конструктивное оформление вырезов в фюзеляже
В ферменных фюзеляжах вырезы, не нарушающие целостности фермы, не требуют силового подкрепления, а при нарушении целостности силовых элементов фермы необходимо установить дополнительные элементы, обеспечивающие прочность и жесткость конструкции. Нарушение целостности поясов фермы недопустимо.
В балочных фюзеляжах в зависимости от размеров вырезы подкрепляют по-разному:
а. малые вырезы (под смотровые лючки, заправочные горловины и т.п.) окантовывают для создания дополнительной жесткости;
б. большие вырезы (под фонарь летчика, отсек ноги шасси и т.п.) ограничивают силовыми шпангоутами и усиленными стрингерами (лонжеронами) или бимсами.
Вопросы для самопроверки
1. Назначение, нагружение и виды деформаций фюзеляжа.
2. Типы конструктивно-силовой схемы фюзеляжа и их применение.
3. Элементы конструкции балочных фюзеляжей и их назначение.
4. Виды конструкций элементов балочных фюзеляжей.
Задание для самостоятельной работы
1. Начертить эскиз отсека фюзеляжа самолета (по указанию преподавателя). На чертеже показать размещение продольного и поперечного наборов.
2. Подписать основные элементы фюзеляжа.
3. Объяснить назначение, виды и конструкцию основных силовых элементов фюзеляжа.
4. Дать характеристику конструктивно-силовой схемы фюзеляжа.
Литература
5. Шульженко М.Н. Конструкции самолетов. -М.: Оборониз, 1949, 1953; Машиностроение, 1971.
6. Шульженко М.Н. Мостовой А.С. Курс конструкций самолетов. -М.: Оборонгиз, 1956; Машиностроение, 1965.
7. Егер СМ. Проектирование пассажирских реактивных самолетов. -М.: Машиностроение, 1965.
8. Житомирский Г.И. Конструкция самолётов: Учебник для студентов авиационных специальностей вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1995. – 416с.: ил.
9. Микеладзе В.Г., Титов В.М. Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолётов и ракет. Справочник - М.: Машиностроение, 1990.
10. Степанов А.Н., Учебное пособие к лабораторным работам. МАИ, 1981.
11. Житомирский Г.И. Конструкция самолётов: Лабораторные работы. – М. Изд – во МАИ, 2013. – 84с.: ил.
Примеры выполнения работ
Рис.
Рис.
Рис.
Рис.
Содержание
Предисловие ………………………………………………………3
Общие методические указания…………………………………...4
Методические указания по проведению лабораторных работ…5
Работа №1. Принципы создания подъёмной силы…………..10
Работа №2. Основные агрегаты самолета………………….
Работа №3. Конструкция крыла……….
Работа №4. Конструкция фюзеляжа…….
Литература………………………………………………….
Примеры выполнения работ…………………………