Оперение – вертикальное (ВО) и горизонтальное (ГО).
Вертикальное оперение предназначено для обеспечения устойчивости и управляемости самолёта в путевом канале (канал рыскания). Вертикальное оперение состоит из неподвижной части киля и подвижной части руля направления.
Киль — неподвижная часть вертикального оперения, которая используется для обеспечения устойчивости в боковом движении самолета, а при целиком поворотном варианте (ЦПВО) выполнения — и для управления самолетом в канале рыскания.
Подвижная часть вертикального оперения - руль направления — используется в качестве органа управления самолетом в канале рыскания.
ВО бывает следующих типов:
• однокилевое;
• двухкилевое;
• трёхкилевое;
• V – образное;
• цельноповоротное ВО (ЦПВО).
Горизонтальное оперение предназначено для обеспечения устойчивости и управляемости самолёта во время полёта в продольном канале или канале тангажа. Отличается по расположению ГО относительно крыла и киля, форме в плане.
ГО делится на:
• подвижный стабилизатор с рулем высоты;
• неподвижный стабилизатор с рулем высоты;
• цельноповоротноегоризонтальное оперение (ЦПГО);
• дифференциально отклоняемое ЦПГО;
• переставной стабилизатор с рулем высоты.
Подвижный стабилизатор с изменяемым углом установки в полете используется для балансировки самолета на всех режимах полета, а рули используются для управления самолетом в канале тангажа.
Переставной стабилизатор отличается от подвижного стабилизатора тем, что он используется для балансировки самолета не на всех режимах полета, как у подвижного, а только на определенных режимах. Перестановка этого стабилизатора осуществляется также в полете, но только на заданные углы, в то время как в подвижном она ведется непрерывно с целью балансировки на всех режимах полета.
Неподвижный стабилизатор с рулем высоты, угол установки которого фиксируется на самолете при его изготовлении, остается постоянным в полете. В этом случае на основных режимах полета угол отклонения руля высоты не равен нулю, что приводит к увеличению силы лобового сопротивления самолета по сравнению с полетом при не отклонённом руле.
Цельноповоротное горизонтальное оперение (ЦПГО) представляет собой целиком отклоняющееся в полете горизонтальное оперение, котороепод действием системы управления обеспечивает балансировку самолета и его управление. ЦПГО используется главным образом на сверхзвуковых высоко маневренных самолетах.
Дифференциально отклоняемое ЦПГО состоит из двух половин, которые могут отклоняться в полете либо синхронно, либо в дифференциально. При отклонении их синхронно они выполняют функцию руля высоты, обеспечивающего управляемость в канале тангажа, а при отклонении дифференциально - функцию органа, обеспечивающегоуправляемость в канале крена.
Рис.9. Оперение самолёта. 1 - киль; 2 - руль направления; 3 - сервокомпенсатор руля направления; 4 - триммер руля высоты; 5 – руль высоты; 6 – стабилизатор. |
Шассипредставляет собой систему опор (стоек), предназначенных для разбега перед взлётом, пробега после посадки,рулёжки, торможения, амортизации, передвижения и базирования самолёта на земле, палубе корабля или воде, торможения.
Существуют следующие компоновочные схемы шасси:
• трёхопорная с носовой опорой (стойкой);
• трёхопорная с хвостовой опорой;
• велосипедная с двумя подкрыльевыми опорами;
• с многостоечной основной опорой.
Двигатель, преобразуя химическую энергию топлива в механическую, является первичным источником энергии, которая расходуется на создание силы тяги и на работу различных бортовых систем.
Самолёты различаются:
· по типу двигателей: поршневые, турбовинтовые, турбореактивные и т.д.);
· по количеству двигателей (1, 2, …, 12 - у К-7);
· по расположению двигателей– на фюзеляже, внутри фюзеляжа - в носовой части, в хвостовой части; на крыле и др.
Вопросы для самопроверки
1. Основные агрегаты самолета и их назначение.
2. Классификации самолётов.
Задание для самостоятельной работы.
1. Начертить эскиз самолёта в примерном глазомерном масштабе с сохранением пропорций (по указанию преподавателя из состава лабораторных экспонатов). Подписать на нём основные агрегаты и части самолёта.
2. Оклассифицировать самолёт.
3. Объяснить назначение основных агрегатов самолёта
Работа №3.
Конструкция крыла
Основные понятия
Крыло предназначено для создания подъемной силы при поступательном движении самолета, а также для обеспечения устойчивости и управляемости самолета. К конструкции крыла крепятся элероны, механизация, а также часто главные опоры шасси, двигатели; внутренние объемы крыла используются для размещения топлива, оборудования и других грузов.
Требования аэродинамики, строительной механики, технологии изготовления, эксплуатации и экономики обусловливают необходимость рационального выбора формы и конструкции крыла самолета.
Форма крыла в плане, форма и относительная толщина профиля, а также вид крыла спереди оказывают существенное влияние на характеристики самолета и конструкцию крыла.
Консоль свободнонесущего крыла самолета представляет собой консольную балку, заделанную у борта фюзеляжа (Рис. 10). На консоль крыла самолета, находящегося в полете, действуют следующие внешние нагрузки:
• распределенная аэродинамическая нагрузка qаэр;
• распределенная нагрузка - вес конструкции крыла qкр;
• сосредоточенные нагрузки – вес конструкции шасси Gш, вес двигателей Gдв и других грузов.
Под действием внешних нагрузок (Рис.10) в конструкции крыла возникают внутренниесилы и моменты: поперечная сила Q пер, изгибающий момент Мизг, крутящий момент Мкр.
Рис. 10. Нагружение крылаи эпюры нагрузок.
Конструкция крыльев обычно состоит из продольного и поперечного наборов и обшивки (Рис. 11).
Продольный набор состоит из лонжеронов, продольных стенок, стрингеров, иногда гофра с волнами по размаху.
Поперечный набор состоит из нормальных и усиленных нервюр, диафрагм и иногда гофра с волнами по направлению хорд.
Встречаются конструкции крыльев, в которых отсутствуют стрингеры (бесстрингерная конструкция) или нервюры.
Рис.11. Конструкция крыла: 1- обшивка, 2 - лонжерон, 3- продольная стенка, 4 - нормальные нервюры, 5 - стрингеры, 6 - моментный узел, 7 - безмоментный (шарнирный) узел. |
Лонжерон - мощный продольный элемент крыла, воспринимающий изгибающий момент (полностью или значительную его часть) и поперечную нагрузку. От действия Мизг. пояса лонжеронов нагружаются осевыми силами SЛ (Рис. 12), а стенки (балочная конструкция) или стойки и раскосы (ферменная конструкция), соединяющие пояса лонжерона, - поперечными силами qQ .
Продольной стенкой называют элемент крыла, расположенный вдоль всего размаха крыла или его части. Этот элемент обеспечивает замыкание контура крыла, работающего на кручение, и воспринимает часть поперечной силы Q и усилия от Мкр крыла (Рис.13). Конструкция продольной стенки аналогична конструкции лонжерона, но имеет слабые пояса (эквивалентные стрингерам). Продольные стенки обычно устанавливают в носовой и хвостовой частях крыла.
Стрингер - продольный элемент крыла, воспринимающий осевые нагрузки от Мизг и поперечные местные аэродинамические нагрузки; одновременно стрингер подкрепляет обшивку (Рис.14), повышая ее критические напряжения. Конструктивно стрингеры представляют собой профили различного сечения или гофр.
Рис. 12. Нагружениелонжерона крыла: 1 – стенка; 2 – пояса. | Рис.13. Нагружение продольной стенки . |
Рис.14. Нагружение стрингеров | Рис.15. Нагружение нервюры |
Нервюрой называется элемент поперечного набора крыла, служащий для обеспечения заданной формы профиля крыла и восприятия аэродинамических сил (нормальная нервюра) и сосредоточенных нагрузок (усиленная нервюра), которые они передают на стенку или ферму лонжерона или продольной стенки (Рис. 15). Нервюры работают на изгиб и сдвиг в своей плоскости, опираясь на стенки лонжеронов. Нервюры повышают жесткость обшивки,повышая ее критические напряжения, и являются опорами для стрингеров. Конструктивно нервюры выполняют в виде балки или фермы.
Обшивка крыла совместно с подкрепляющими ее продольными и поперечными элементами обеспечивает обтекаемую форму крыла, воспринимает действующие на нее во время полета аэродинамические нагрузки и образует вместе со стенками лонжеронов или продольных стенок замкнутый контур, воспринимающий крутящий момент, а также участвует в работе крыла на изгиб. В зависимости от степени участия обшивки и лонжеронов в восприятии изгибающего момента, крылья имеют различные конструктивно-силовые схемы.