Расчетно-пояснительная записка к курсовой работе
Кафедра ОКМ
Проектирование главного редуктора вертолета
Расчетно-пояснительная записка к курсовой работе
Вариант 1-6
Выполнил: студент гр.9231
Анисимов И.А.
Проверил: преподаватель
Балякин
Самара, 2014 г.
Задание
Рис. 1
Исходные данные:
Ft=35kH;
Fh=1.6kH;
nвых=180мин-1;
Рвых=150кВт;
nвх=2100мин-1;
th=1500ч;
l=550мм
Режим работы 5.
Реферат
Курсовой проект
Пояснительная записка :
стр.; рис .
Графическая документация:
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА, КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ, КОНТАКТНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, НАПРЯЖЕНИЕ ИЗГИБА, КОЭФФИЦИЕНТ ЗАПАСА, ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО, МЕЖОСЕВОЕ РАССТОЯНИЕ,СМАЗКА,ДОЛГОВЕЧНОСТЬ
Целью данной курсовой работы является проектирование главного редуктора вертолета по заданным характеристикам. В процессе работы будут рассчитаны геометрические параметры зубчатых передач редуктора исходя из условий соблюдения прочности. Затем начерчен сборочный чертеж редуктора. Рассчитаны прочность валов, долговечность подшипников и других важных элементов конструкции.
Содержание
Условные обозначения...................................................................... Ошибка! Закладка не определена.
Введение................................................................................................................................................................... 6
1.Кинематический и энергетический расчет редуктора............................................................................ 7
1.1Определение общего передаточного отношения............................................................................... 7
1.2. Определение чисел оборотов валов..................................................................................................... 7
1.3. Ориентировочные значения КПД передачи....................................................................................... 7
1.4.Определение мощностей на валах......................................................................................................... 7
1.5.Определение моментов на валах редуктора....................................................................................... 8
2.Проектирование быстроходной цилиндрической передачи................................................................. 9
2.1. Выбор материала зубчатых колес....................................................................................................... 9
2.2. Определение допускаемых контактных и изгибных напряжений............................................... 9
2.3. Определение основных габаритов передачи.................................................................................. 10
2.4. Определение модуля и чисел зубьев................................................................................................. 11
2.5. Определение геометрических размеров передачи......................................................................... 12
2.6. Проверочный расчет на контактную прочность............................................................................ 13
2.7. Проверочный расчет на изгибную прочность................................................................................ 13
3.Проектирование планетарной передачи................................................................................................... 14
3.1. Выбор материала зубчатых колес..................................................................................................... 14
3.2.Определение допускаемых контактных и изгибных напряжений.............................................. 14
3.3 Определение основных габаритов передачи................................................................................... 17
3.4. Определение модуля и чисел зубьев................................................................................................. 17
3.5. Определение геометрических размеров передачи......................................................................... 18
3.6. Проверочный расчет на контактную прочность............................................................................ 19
3.7 Проверочный расчет на изгибную прочность................................................................................. 20
3.8. Определение ширины неподвижного колеса.................................................................................. 21
4.Оценка размеров диаметров валов............................................................................................................ 21
5. Подбор подшипников..................................................................................................................................... 22
Заключение................................................................................................................................................................
Список использованных источников..................................................................................................................
Приложения
Введение
В курсовом проекте рассматривается проектирование главного редуктора вертолета. Для этого произведены кинематический и энергетический расчеты редуктора, определены допускаемые контактные и изгибные напряжения , определены основные габариты передач , определены модуль и число зубьев передач , определены геометрические параметры , произведен расчет на прочность по контактным напряжениям в передачах и расчет по напряжениям изгиба. По рассчитанным данным выполнен сборочный чертеж главного редуктора вертолета. Выполнен расчет валов на прочность по усталостным напряжениям, расчет шлицевых соединений.
Кинематический и энергетический расчет редуктора
Проектирование быстроходной цилиндрической передачи
2.1. Выбор материала зубчатых колес
Для шестерни выбираем марку стали 12Х2Н4А , вид термообработки цементация
HRC = 60 ; HRCC =35
Т . к шестерня из такой марки стали относится ко второй группе (HB>350 ) , то твердость рабочей поверхности зубьев колеса принимаем HRC=60 т. е. такое же , как у шестерни. Выбираем для колеса сталь 12Х2Н4А.
Расчет колеса
Из предыдущих расчетов :
T2 = 1,3×106 Н×мм ; n 2= 1050 об/мин ; t h = 1000 ч ;
C =1 ; BT =4 ; HRC = 58-63 ,я принимаю HRC = 60 ;
HB = 600 ; IR = 0 ; марка стали 12Х2Н4А ;
вид термообработки цементация
Теперь по схеме алгоритма определения допускаемых контактных напряжений мы рассчитываем их
s H lim b =23×HRC = 1380 М Па
NНО = 12×107 т. к HRC>56
К НЕ =1 т. к. IR=0
N НЕ =60×n×c×t h×К не = 60×1050×1 ×1000 ×1 = 6,3×107
т. к. N НЕ < N НО ,то
S H =1,2
Итак:
s H lim b = 1380 М Па ; NНО = 12×107 ; N НЕ = 6.3×107 ; К HL=1
S H =1,2 ; [s H ]=1270 МПа
Из предыдущих расчетов
T2 = 1,3×106 Н×мм ; n 2= 1050 об/мин ; t h = 1000 ч ;
C =1 ; BT =4 ; HRC = 58-63 ,я принимаю HRC = 60 ;
HB = 600 ; IR = 0 ; марка стали 12Х2Н4А ;
вид термообработки цементация
Теперь по схеме алгоритма расчета допускаемого напряжения изгиба:
s F lim b =800 М Па ;
m F = 9 т. к HB>350
К FЕ =1 т. к. IR=0
N FЕ =60×n×c×t h×К FЕ = 60×1050 ×1 ×1000 ×1 =6,3×107
т. к. NFЕ > 4× 106 ,то
К FL=1
К FC=1
S F =1,7
Итак:
s F lim b = 800 М Па; NFЕ = 6,3×107; К FC=1; К FL=1
S F =1,7; [s F]=470,5М Па; К FЕ =1 ; m F = 9
Подбор подшипников
Входной вал вращается с большим числом оборотов(n1=
=2100 об/мин).Зубчатые колеса прямозубые, поэтому на вал действует только радиальная сила . Поэтому поставим на входной вал два шарикоподшипника средней серии №310 d1=50мм , D1= 110мм, b=27мм.
Число оборотов на входном валу почти в два раза меньше(n2=1050 об/мин). Зубчатые колеса прямозубые ; на вал действует только радиальная сила . Поставим на промежуточный вал два шарикоподшипника легкой серии №211 d2=55мм , D1=100мм,=21мм.
Ось сателлита обеспечивает свободное вращение сателлитов с невысоким числом оборотов (ngh=437,5 об/мин),т. к. сателлиты имеют прямые зубья ,то на подшипники действует только радиальная сила . Поэтому поставим на каждый сателлит по два шарикоподшипники легкой серии №207 d=35мм , D= 72мм,b =17мм.
Выходной вал вращается с небольшим числом оборотов(n3=175 об/мин). Из-за подъёмной силы несущего винта вертолёта на выходной вал действует как радиальная , так и осевая силы . Поэтому поставим на выходной вал в распор два радиально-упорных подшипника серии №36218 d=90мм , D= 150мм ,
b =28мм.
Тогда диаметры валов:
d1=50мм,
d2=55мм,
d3=90мм,
d+=35мм.
Расчет входного вала
(Расчетные схемы и эпюры представлены на рис.3)
Подшипник N211
Составим расчетную схему:
.
По уравнению моментов для вертикальной плоскости находим:
Аналогично для горизонтальной плоскости:
Рассчитаем подшипники на долговечность:
Подшипник 46310.
,
,
.
;
Значит: .
Долговечность подшипника обеспечена.
Расчет вала на сопротивление усталости рассмотрен приложении. Расчет вала произведен на ЭВМ с использованием исходных данных по валу, подшипнику и опасным сечениям.
Расчет промежуточного вала
(Расчетные схемы и эпюры представлены на рис.4)
Составляем расчетную схему из которой найдем реакции в опорах
.
По уравнению моментов для вертикальной плоскости находим:
Аналогично для горизонтальной плоскости:
Рассчитаем подшипники на долговечность:
Подшипник 211.
,
,
.
;
Значит: .
Долговечность подшипника обеспечена.
Расчет вала на сопротивление усталости рассмотрен приложении. Расчет вала произведен на ЭВМ с использованием исходных данных по валу, подшипнику и опасным сечениям. По результатам расчета (приложение 2,3): прочность вала по усталостным напряжениям обеспечена.
Расчет выходного вала
(Расчетные схемы и эпюры представлены на рис.5)
Составляем расчетную схему из которой найдем реакции в опорах
По уравнению моментов находим:
RA=-4.56kH; RB=6.06kH
Рассчитаем подшипники на долговечность:
Подшипник N36218
,
,
.
Значит: .
Долговечность подшипника обеспечена.
Расчет вала на сопротивление усталости рассмотрен приложении. Расчет вала произведен на ЭВМ с использованием исходных данных по валу, подшипнику и опасным сечениям. По результатам расчета (приложение 5): прочность вала по усталостным напряжениям обеспечена.
Расчет сателлита
Для каждого из сателлитов используем подшипники N207
По справочнику находим:
,
,
.
;
Значит: .
Долговечность подшипника обеспечена.
Расчет вала на сопротивление усталости рассмотрен приложении. Расчет вала произведен на ЭВМ с использованием исходных данных по валу, подшипнику и опасным сечениям. По результатам расчета (приложение4): прочность вала по усталостным напряжениям обеспечена.
Расчет шлицевых соединений
· Произведем расчет шлицев входного вала.
При расчете на смятие должно выполняться условие:
;
Асм=(0,9…1,0)ml
коэффициент неравномерности распределения нагрузки
Dxzxm=50x18x2,5; l=27мм
=50…70 МПа
,
т.е. необходимое условие прочности выполняется
· Произведем расчет шлицев выходного вала.
Dxzxm=78x18x4; l=60мм
,
т.е. необходимое условие прочности выполняется
· Произведем расчет шлицевого соединения ступицы зубчатого колеса с валом.
Dxzxm=58x29x2; l=40мм
, т.е. необходимое условие прочности выполняется.
· Произведем расчет шлицевого соединения промежуточного вала.
Dxzxm=32x18x2; l=28мм
, т.е. необходимое условие прочности выполняется
· Произведем расчет шлицевого соединения планетарной передачи.
Dxzxm=40x18x3; l=35мм , т.е. необходимое условие прочности выполняется
Определим допускаемое напряжение изнашивания для планетарной передачи:
Определим допускаемое напряжение изнашивания для планетарной передачи:
Примем [sизн]0 = 105 МПа.
Ds1= 0
Ds2= (0,25+0,4e)[sизн]0 = (0,25+0,4×0,28)105 = 38,0 МПа
NE = 60 n th KE = 60×1100×1000×1= 6,6×107
[sизн] = ( [sизн]0 - Ds1 - Ds2 ) KCE = ( 105 - 0 – 38,0 ) 1,148 = 77 МПа
s < [sизн], т.е. необходимое условие прочности выполняется.
Система смазки
Для уменьшения потерь мощности на трения и снижения интенсивности износа трущихся поверхностей, а также для предохранения их заедания, задиров, коррозии и лучшего отвода теплоты детали должны иметь смазку.
В спроектированном редукторе система циркуляции масла замкнутая. В рамках курсового проекта представлен подвод масла через форсунки установленные в корпусе, три из них подают масло на тела качения РУП выходного вала. Три оставшихся подают масло на тела качения подшипников сателлитов и зубчатое зацепление планетарной передачи. Затем масло под действием силы тяжести попадает на подшипники входного и промежуточного валов, после чего через них и отверстие в корпусе попадает на зубчатое зацепление быстроходной передачи. В систему суфлирования вспененное масло отсасывается через отверстия в крышках подшипников и корпусе.
Заключение
В курсовом проекте произведен кинематический и энергетический расчеты редуктора, определены допускаемые контактные и изгибные напряжения , определены основные габариты передач , определены модуль и число зубьев передач , определены геометрические параметры , произведен расчет на прочность по контактным напряжениям в передачах и расчет по напряжениям изгиба. По результатам этих расчетов спроектирован и начерчен редуктор. Произведен расчет валов на прочность по усталостным напряжениям. Произведен расчет шлицевых соединений. Спроектирована система смазки редуктора.
Кафедра ОКМ
Проектирование главного редуктора вертолета
Расчетно-пояснительная записка к курсовой работе
Вариант 1-6
Выполнил: студент гр.9231
Анисимов И.А.
Проверил: преподаватель
Балякин
Самара, 2014 г.
Задание
Рис. 1
Исходные данные:
Ft=35kH;
Fh=1.6kH;
nвых=180мин-1;
Рвых=150кВт;
nвх=2100мин-1;
th=1500ч;
l=550мм
Режим работы 5.
Реферат
Курсовой проект
Пояснительная записка :
стр.; рис .
Графическая документация:
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА, КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ, КОНТАКТНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, НАПРЯЖЕНИЕ ИЗГИБА, КОЭФФИЦИЕНТ ЗАПАСА, ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО, МЕЖОСЕВОЕ РАССТОЯНИЕ,СМАЗКА,ДОЛГОВЕЧНОСТЬ
Целью данной курсовой работы является проектирование главного редуктора вертолета по заданным характеристикам. В процессе работы будут рассчитаны геометрические параметры зубчатых передач редуктора исходя из условий соблюдения прочности. Затем начерчен сборочный чертеж редуктора. Рассчитаны прочность валов, долговечность подшипников и других важных элементов конструкции.
Содержание
Условные обозначения...................................................................... Ошибка! Закладка не определена.
Введение................................................................................................................................................................... 6
1.Кинематический и энергетический расчет редуктора............................................................................ 7
1.1Определение общего передаточного отношения............................................................................... 7
1.2. Определение чисел оборотов валов..................................................................................................... 7
1.3. Ориентировочные значения КПД передачи....................................................................................... 7
1.4.Определение мощностей на валах......................................................................................................... 7
1.5.Определение моментов на валах редуктора....................................................................................... 8
2.Проектирование быстроходной цилиндрической передачи................................................................. 9
2.1. Выбор материала зубчатых колес....................................................................................................... 9
2.2. Определение допускаемых контактных и изгибных напряжений............................................... 9
2.3. Определение основных габаритов передачи.................................................................................. 10
2.4. Определение модуля и чисел зубьев................................................................................................. 11
2.5. Определение геометрических размеров передачи......................................................................... 12
2.6. Проверочный расчет на контактную прочность............................................................................ 13
2.7. Проверочный расчет на изгибную прочность................................................................................ 13
3.Проектирование планетарной передачи................................................................................................... 14
3.1. Выбор материала зубчатых колес..................................................................................................... 14
3.2.Определение допускаемых контактных и изгибных напряжений.............................................. 14
3.3 Определение основных габаритов передачи................................................................................... 17
3.4. Определение модуля и чисел зубьев................................................................................................. 17
3.5. Определение геометрических размеров передачи......................................................................... 18
3.6. Проверочный расчет на контактную прочность............................................................................ 19
3.7 Проверочный расчет на изгибную прочность................................................................................. 20
3.8. Определение ширины неподвижного колеса.................................................................................. 21
4.Оценка размеров диаметров валов............................................................................................................ 21
5. Подбор подшипников..................................................................................................................................... 22
Заключение................................................................................................................................................................
Список использованных источников..................................................................................................................
Приложения
Введение
В курсовом проекте рассматривается проектирование главного редуктора вертолета. Для этого произведены кинематический и энергетический расчеты редуктора, определены допускаемые контактные и изгибные напряжения , определены основные габариты передач , определены модуль и число зубьев передач , определены геометрические параметры , произведен расчет на прочность по контактным напряжениям в передачах и расчет по напряжениям изгиба. По рассчитанным данным выполнен сборочный чертеж главного редуктора вертолета. Выполнен расчет валов на прочность по усталостным напряжениям, расчет шлицевых соединений.