Классификация реактивных двигателей

Реактивные двигатели – это двигатели внутреннего сгорания, в которых химическая энергия топлива преобразуется в кинетическую энергию газовой струи, вытекающей из двигателя, а получающаяся при этом сила реакции используется непосредственно как движущая сила – тяга.

Классификация существующих реактивных двигателей приведена на
рис. 2.2.

Классификация реактивных двигателей - student2.ru

Рис. 2.2. Классификация реактивных двигателей

1. Ракетные двигатели – это реактивные двигатели, использующие только вещества и источники энергии, находящиеся на перемещающемся аппарате.

2. Воздушно-реактивные двигатели – это реактивные двигатели, в которых атмосферный воздух применяется как основное рабочее тело в термодинамическом цикле, а кислород, находящийся в воздухе, – как окислитель горючего.

Ракетные двигатели делятся на:

– жидкостные ракетные двигатели (ЖРД);

– ракетные двигатели твердого топлива (РДТТ);

– комбинированные двигательные установки (КДУ), включающие в себя как ЖРД, так и РДТТ.

Комбинированные двигатели имеют гибридные схемы, составленные из нескольких базовых схем реактивных двигателей, и делятся на:

– турбопрямоточные двигатели (ТПД);

– ракетно-прямоточные двигатели (РПД);

– ракетно-турбинные двигатели (РТД).

Воздушно-реактивные двигатели делятся на:

бескомпрессорные:

– прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД);

– пульсирующие воздушно-реактивные двигатели (ПуВРД).

компрессорные:

ВРД прямой реакции:

– турбореактивные двигатели (ТРД);

– турбореактивные двигатели с форсажной камерой (ТРДФ);

– турбореактивные двухконтурные двигатели (ТРДД);

– турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой (ТРДДФ);

ВРД непрямой реакции:

– турбовальные двигатели (ТВаД).

ВРД комбинированной реакции:

– турбовинтовые двигатели (ТВД);

Принцип работы турбореактивного

Двигателя (ТРД)

Преимущества ТРД перед поршневой СУ

ТРД является двигателем прямой реакции, то есть он сочетает в себе тепловую машину и движитель. Это обуславливает следующие преимущества ТРД перед поршневой СУ:

– меньшее снижение тяги с ростом скорости полета;

– меньшие габариты и вес при одинаковой развиваемой мощности;

– отсутствие необходимости в специальном движителе (ВВ);

– возможность отбрасывать (пропускать через себя) большие массы воздуха при небольших габаритах;

– процесс горения непрерывный, что снимает ударные нагрузки на элементы двигателя;

– отсутствие кривошипно-шатунного механизма (КШМ), что позволяет снизить механические потери;

– возможность точной балансировки ротора, позволяющая получать высокие частоты вращения ротора n, следовательно – большую тягу R

Принцип создания тяги ТРД

Принцип создания тяги ТРД основан на увеличении количества движения рабочего тела, проходящего по тракту двигателя. На входе в двигатель (сечение 0-0) (рис. 2.3) секундное количество движения рабочего тела – МвV, на выходе (сечение с-с) – Мгсс где Мв и Мг – секундные массовые расходы воздуха и газа через входное (0-0) и выходное (с-с) сечения ТРД соответственно.

Классификация реактивных двигателей - student2.ru

Рис. 2.3. Изменение параметров рабочего тела по тракту ТРД

Мг = Мв + Мт – Мв.отб, (2.3)

где Мт – секундный массовый расход топлива поступающего в камеру сгорания; Мв.отб – масса воздуха, отбираемого в секунду на охлаждение узлов двигателя и другие цели.

Так как Мг ≈ Мв, а сс > V, то Мг сс > МвV, тогда тяга ТРД

R = Мгсс – МвV = Мвс – V). (2.4)

Величина R является тягой, определенной по внутренним параметрам ТРД. Часть этой тяги тратится на преодоление внешнего сопротивления ТРД с мотогондолой Хвн, оставшаяся часть Rэф (эффективная тяга) расходуется на совершение полезной тяговой работы (увеличение скорости полета V)

Rэф = R – Хвн (2.5)

Из формулы 2.4 видно, что при V = 0 тяга имеет максимальное значение Мв сс. При увеличении скорости полета Классификация реактивных двигателей - student2.ru все большая часть кинетической энергии истекающей струи газа Классификация реактивных двигателей - student2.ru превращается в полезную тяговую работу по увеличению скорости полета и величина избыточной тяги R уменьшается Классификация реактивных двигателей - student2.ru . При достижении скорости полета V = сс вся Классификация реактивных двигателей - student2.ru превратится в полезную тяговую работу, и дальнейшее увеличение скорости полета станет невозможным (R = 0). Скорость V = сс называется скоростью «вырождения ТРД». Однако необходимо помнить, что на полезную тяговую работу Классификация реактивных двигателей - student2.ru тратится только полезная (эффективная) часть тяги Rэф = R – Хвн. Из этого следует, что скорость полета всегда меньше скорости истечения газа из сопла и скорость «вырождения ТРД» достижима только теоретически при полном отсутствии силы аэродинамического сопротивления Х.

2.3.3. Энергетические превращения и изменение параметров

рабочего тела по тракту ТРД

ТРД состоит из следующих основных узлов (см. рис.2.3):

– воздухозаборник (ВЗ);

– осевой (центробежного, комбинированного) компрессор (ОК);

– камера сгорания (КС);

– газовая турбина (ГТ);

– реактивное сопло (РС).

ОК + КС + ГТ составляют газогенератор, формирующий сжатый и нагретый газ, способный совершить полезную работу при расширении.

Характерные сечения ТРД между узлами ТРД принято обозначать как:

н-н – сечение невозмущенного потока;

0-0 – сечение на входе в воздухозаборник;

вх-вх – сечение на входе в компрессор (собственно на входе в ТРД);

к-к – сечение на выходе из компрессора и входе в камеру сгорания;

г-г – сечение на выходе из камеры сгорания и входе в газовую турбину;

т-т – сечение на выходе из газовой турбины и входе в реактивное сопло;

с-с – сечение на выходе из реактивного сопла (выходе из двигателя).

До сечения н-н (см. рис. 2.2) воздушный поток является невозмущенным, то есть температура Тн и давление рн воздуха – атмосферные.

От сечения н-н до сечения вх-вх поток воздуха первоначально тормозится в свободно расширяющейся струе газа перед входом в ВЗ от скорости набегающего потока, равной скорости полета V до скорости на входе в ВЗ с0, определяемой прокачивающей способностью ТРД и зависящей от режима его работы. Затем, торможение продолжается в диффузоре (расширяющемся канале) ВЗ. Скорость потока с уменьшается, следовательно, уменьшается его кинетическая энергия c2/2. Так как на этом отрезке пути к воздуху не подводится и от него не отводится энергия, то, в соответствии с законом сохранения энергии, уменьшение кинетической энергии c2/2 приводит к пропорциональному возрастанию энтальпии (потенциальной энергии) i потока. Увеличение энтальпии сопровождается ростом давления и температуры рабочего тела (воздуха).

От сечения вх-вх до сечения к-к к потоку воздуха подводится механическая энергия от вращающихся рабочих лопаток ОК, которая превращается в потенциальную энергию воздуха. Рост энтальпии влечет за собой возрастание давления и температуры воздуха. Энтальпия растет в основном за счет подводимой механической работы и лишь частично за счет кинетической энергии самого потока, поэтому скорость потока с уменьшается незначительно. Необходимость некоторого снижения скорости потока в ОК объясняется следующими соображениями. Так как расход воздуха через все сечения ОК постоянный (Мв = const), а его объем при движении вдоль тракта компрессора уменьшается за счет существенного увеличения плотности ρ при сжатии, то для сохранения неразрывности потока (постоянства расхода) необходимо пропорционально уменьшать площадь проходного сечения ОК F Классификация реактивных двигателей - student2.ru . В компрессоре с большой степенью повышения давления, площадь в выходном сечении Fк, а следовательно, высота рабочих лопаток hк становится очень маленькой, что усложняет технологию изготовление таких лопаток и приводит к росту потерь энергии. Для замедления темпа падения величины площади F, а следовательно, темпа уменьшения hк, рост плотности ρ частично компенсируют снижением скорости с Классификация реактивных двигателей - student2.ru .

От сечения к-к до сечения г-г к рабочему телу, сжатому в ОК, подводится теплота QКС, выделяющаяся при сжигании в КС топливно-воздушной смеси (ТВС), состоящей из смеси воздуха и авиационного керосина. Рабочий процесс в КС организован таким образом, что статическое давление остается постоянным, вследствие роста скорости потока при увеличении объема газа из-за его нагрева (роста температуры). Энтальпия резко возрастает за счет подведенной извне энергии (теплоты).

От сечения г-г до сечения т-т рабочее тело (сжатый и нагретый воздух и газообразные продукты сгорания топлива) расширяется в ГТ, совершая полезную внешнюю работу. То есть часть энтальпии превращается в крутящий момент, называемый располагаемым моментом Мрасп, на валу ГТ, который необходим для привода ОК (благодаря ОК ТРД может создавать тягу при
V = 0) и дополнительных агрегатов (топливных, масляных и гидравлических насосов, электрогенераторов и т.п.). При этом уменьшается давление и температура газа и несколько возрастает скорость потока Классификация реактивных двигателей - student2.ru . Необходимость некоторого роста скорости потока в ГТ объясняется следующими соображениями. Так как расход газа через все сечения ГТ постоянный (Мг = const), а его объем при движении вдоль тракта турбины уменьшается за счет существенного снижения плотности ρ при расширении, то для сохранения неразрывности потока (постоянства расхода) необходимо пропорционально увеличивать площадь проходного сечения ГТ F Классификация реактивных двигателей - student2.ru . Площадь в выходном сечении Fт, а следовательно, высота рабочих лопаток последних ступеней ГТ hт становится очень большой, что снижает их прочность. Для замедления темпа роста величины площади F, а следовательно, темпа увеличения hт, падение плотности ρ частично компенсируют увеличением скорости с Классификация реактивных двигателей - student2.ru .

Так как ОК сжимает атмосферный (холодный) воздух, а в ГТ расширяется горячий газ, то работа, совершаемая расширяющимся газом в ступени ГТ, значительно выше, чем потребная работа сжатия воздуха в ступени ОК. Это позволяет одной ступени ГТ вращать несколько ступеней компрессора.

От сечения т-т до сечения с-с происходит расширение рабочего тела (газа) в РС. Так как в РС отсутствует подвод энергии извне и практически отсутствует отвод энергии в окружающую среду, то при расширении газ совершает внешнюю механическую работу по разгону потока, то есть полная энергия рабочего тела не изменяется, но часть энтальпии превращается в кинетическую энергию истекающей струи газа (создание реактивной тяги R). При этом уменьшается давление и температура газа и значительно возрастает скорость потока Классификация реактивных двигателей - student2.ru .

2.3.4. Вывод формулы для определения тяги ТРД

Тяга ТРД – это результирующая газодинамических сил, действующих на внутренние поверхности двигателя Rд во время его работы – динамическая составляющая тяги), и сил воздействия невозмущенной окружающей среды на внешние поверхности двигателя Rст – статическая составляющая тяги.

Примем допущения:

– движение рабочего тела внутри двигателя установившееся;

– массовые силы отсутствуют;

– газ невязкий;

– течение газа – осевое;

– силы внешнего аэродинамического сопротивления не учитываются.

Тогда в соответствии с определением

R = Rд + Rст. (2.6)

А. Статическая составляющая тяги

Rст = (рс – рн)Fc. (2.7)

Классификация реактивных двигателей - student2.ru

Рис. 2.4. Распределение внешних сил

Из рис. 2.4. видно, что силы от давления окружающей среды рн, действующие по внешним границам контура ТРД, в общем случае взаимно уравновешивают друг друга, за исключением среза сопла. Это объясняется тем, что при нерасчетных режимах работы РС давление на срезе рс может быть как больше, так меньше атмосферного давления рн.

Сила, равная произведению разности давления на срезе сопла и давления окружающей среды (рс – рн) на площадь среза сопла Fc будет действовать в направлении полета, если рс > рн (режим недорасширения) и против направления полета, если рс < рн (режим перерасширения).

В случае расчетного режима работы сопла (рс = рн) статическая составляющая тяги будет равна нулю.

Б. Динамическая составляющая тяги

Для ее определения воспользуемся теоремой импульсов (уравнение Эйлера о количестве движения).

Уравнение Эйлера является следствием второго закона Ньютона:

Rд = ma = m(cc – V)/Δτ Классификация реактивных двигателей - student2.ru Rд Δτ = mгсс – mвV. (2.8)

Изменение количества движения тела массой m за некоторое время Δτ равно импульсу равнодействующей всех сил, действующих на тело за то же время.

Преобразуем выражение (2.8)

Классификация реактивных двигателей - student2.ru (2.9)

При допущении, что Мг = Мв

Rд = Мв(cc – V). (2.10)

В. Тяга ТРД

R = Мгсс – МвV + Fcс – рн). (2.11)

При расчетном режиме работы РС (рс = рн) величина тяги, определяемая как R = Rд = Мгсс – МвV, максимальна.

На режиме недорасширения (рс > рн) статическая составляющая тяги
Rст = (рс – рн)Fc больше нуля, однако снижение Rд из-за «недоразгона» потока Классификация реактивных двигателей - student2.ru превышает величину Rст. Следовательно, тяга ТРД уменьшается вследствие более энергичного снижения Rд Классификация реактивных двигателей - student2.ru .

Основные параметры ТРД

– тяга R = (Мгсс – МвV) + Fcс – рн);

– удельная тяга (тяга, создаваемая одним килограммом газа в секунду) Классификация реактивных двигателей - student2.ru .

При расчетном режиме работы РС (рс = рн), Rуд = сс – V.

При V = 0, Rуд = сс.

С помощью Rуд оценивают эффективность ТРД как тепловой машины, то есть долю подведенной к воздуху в КС теплоты превращеной в тягу ТРД;

– удельный расход топлива (масса топлива в килограммах, расходуемая в ТРД для создания тяги в один Ньютон в течение одного часа) cR = Мт/R, где Мт – часовой расход топлива в ТРД.

С помощью cR оценивают экономичность ТРД;

– удельная масса двигателя («сухая» масса двигателя, приходящаяся на единицу создаваемой им тяги) mдв = Мдв/R.

С помощью mдв оценивают конструктивное совершенство ТРД;

– тяговооруженность ТРД μдв = 1/mдв = R/Мдв;

– удельная лобовая тяга RF = R/Fдв, где Fдв – сечение миделя.

RF характеризует поперечные размеры двигателя и, следовательно, величину внешнего сопротивления его мотогондолы, а при размещении внутри фюзеляжа – внешнее сопротивление ЛА;

– удельный объем двигателя (характеризует совершенство объемной компоновки двигателя) Классификация реактивных двигателей - student2.ru ;

– удельная объемная тяга Классификация реактивных двигателей - student2.ru .

RV и Классификация реактивных двигателей - student2.ru особенно важно учитывать при проектировании подъемных двигателей для самолетов с вертикальным взлетом и посадкой.

Наши рекомендации