Орбитальная пилотируемая космическая станция
«Салют-1» и космический корабль «Союз-10»
(или «Союз-11»).
Орбитальная станция «Салют-1» разработана в КБ Королёва.
Перед цилиндром малого диаметра рабочего отсека установлен переходный отсек (ПО) диаметром 2 м, длина со стыковочным узлом 3 м.
Между переходным и рабочим отсеком - люк с герметичной крышкой.
На переднем конце переходного отсека - пассивный стыковочный узел, снабжённый люком с герметичной крышкой для перехода в транспортный космический корабль «Союз».
На боковой поверхности переходного отсека - люк для проникновения внутрь станции при строительных работах на Земле, а также теоретически люк мог служить для выхода космонавтов в открытый космос, однако на станции «Салют-1» такая работа не планировалась, отсутствовали скафандры.
Снаружи переходного отсека были установлены две неповоротные солнечные батареи («крылья»).
В переходном отсеке также находились научные приборы.
К заднему концу цилиндра большого диаметра рабочего отсека прикреплён агрегатный отсек (АО), в котором размещалась корректирующая двигательная установка (КДУ) с топливными баками, двигатели системы ориентации и их топливные баки.
Корректирующая двигательная установка была взята от космического корабля «Союз», работала на двухкомпонентном высококипящем ракетном топливе (тетраоксид диазота + несимметричный диметилгидразин).
Двигатели системы ориентации - тоже от «Союза», работали на однокомпонентном топливе (перекись водорода, в двигателях происходило её каталитическое разложение с образованием высокотемпературной смеси водяного пара и кислорода).
По сравнению с космическим кораблём «Союз» объём топливных баков был увеличен в два раза.
Снаружи агрегатного отсека были установлены две неповоротные солнечные батареи («крылья»).
Станция «Салют-1» была рассчитана на полёт трёх космонавтов.
«Салют-2», «Салют-3», «Салют-5» - орбитальные станции военного назначения (КБ Челомея), разрабатывались по программе «Алмаз» для фототелевизионного наблюдения за поверхностью Земли.
В советских средствах массовой информации описания устройства этих станций никогда не было.
Если необходимо было проиллюстрировать работу советских космонавтов на «Салют-3» или «Салют-5» - художник изображал ОС «Салют-1» или «Салют-4».
Станции были рассчитаны на полёт двух космонавтов.
К заднему концу цилиндра большого диаметра рабочего отсека прикреплён по периметру агрегатный отсек (АО), в котором размещалась объединённая двигательная установка, которая работала на двухкомпонентном высококипящем ракетном топливе и топливные баки.
Корректирующая двигательная установка (КДУ) и двигатели системы ориентации работали на общем топливе (тетраоксид диазота + несимметричный диметилгидразин), благодаря чему полёт станции не мог быть прерван из-за того, что закончилось однокомпонентное топливо для двигателей системы ориентации.