Затем челнок выполняет разворот по тангажу, принимая необходимую ориентацию для входа в атмосферу.
Корабль входит в атмосферу с большим углом атаки (порядка 40°).
Сохраняя данный угол тангажа, корабль выполняет несколько S-образных манёвров с креном до 70°, эффективно гася скорость в верхних слоях атмосферы.
Это также позволяет минимизировать подъёмную силу крыла, нежелательную на этом этапе.
Температура отдельных участков теплозащиты корабля на этом этапе превышает 1500°.
Максимальная перегрузка, испытываемая астронавтами на этапе атмосферного торможения составляет около 1,5 g.
После гашения основной части орбитальной скорости корабль продолжает снижаться как тяжёлый планёр с невысоким аэродинамическим качеством, постепенно уменьшая тангаж.
Выполняется манёвр захода на посадочную полосу.
Вертикальная скорость корабля на этапе снижения весьма высока - порядка 50 м/с.
Угол посадочной глиссады также велик - порядка 17-19°.
На высоте порядка 500 м и скорости около 430 км/ч начинается выравнивание корабля и производится выпуск шасси.
Касание полосы происходит на скорости порядка 350 км/ч.
После этого выпускается тормозной парашют диаметром 12 м.
После торможения до скорости 110 км/ч парашют сбрасывается.
Экипаж выходит из корабля через 30-40 минут после остановки.
Каждый пилотируемый полёт по программе «Космическая транспортная система» имел своё обозначение, которое состояло из сокращения STS (Space Transportation System) и порядкового номера полёта шаттла.
Например, STS-4 означает четвёртый полёт по программе «Космическая транспортная система».
Порядковые номера присваивались на стадии планирования для каждого полёта.
Но в ходе подготовки многие полёты откладывались или переносились на другие сроки.
Часто случалось так, что полёт, запланированный на более поздний срок и имеющий больший порядковый номер, оказывался готовым к полёту раньше, чем другой полёт, запланированный на более ранний срок.
Раз присвоенные порядковые номера не изменялись, то и полёты с бо́льшим порядковым номером часто осуществлялись раньше, чем полёты с меньшим номером.
С 1984 года была введена новая система обозначений.
Сокращение STS осталось, но порядковый номер был заменён кодовой комбинацией, которая состояла из двух цифр и одной буквы.
Первая цифра в этой кодовой комбинации соответствовала последней цифре текущего года, но не календарного, а бюджетного года НАСА, который продолжался с октября по сентябрь.
Например, если полёт происходит в 1984 году до октября, то берётся цифра 4, если в октябре и позже - цифра 5.
Второй цифрой в кодовой комбинации всегда была 1.
Обозначение 1 было принято для запусков шаттлов с мыса Канаверал.
Ранее планировалось, что шаттлы будут также стартовать с военно-воздушной базы Ванденберг в Калифорнии.
Для этих стартов планировалась цифра 2.
Но катастрофа «Челленджера» (STS-51L) прервала эти планы.
Буква в кодовой комбинации соответствовала порядковому номера полёта шаттла в текущем году.
Но и этот порядок не соблюдался, так, например, полёт STS-51D состоялся раньше, чем полёт STS-51B.
После катастрофы «Челленджера» произошедшей в январе 1986 года и отмены запусков с базы Ванденберг НАСА вернулось к старой системе обозначения.
За всё время эксплуатации шаттлов было всего две аварии, в которых погибло в общей сложности 14 астронавтов.
Января 1986 года произошла катастрофа шаттла «Челленджер» в миссии STS-51L.