Расчет скоростей жидкости. Профилирование лопастей.
Расчет рабочего колеса.
1.1. Определение конструктивной схемы насоса и основных размеров рабочего колеса.
1.1.1. Конструктивная схема - насос одноступенчатый однопроточный.
1.1.2. Коэффициент быстроходности..
;
где n – частота вращения рабочего колеса, n = 1450 об/мин;
Q – производительность насоса, Q = 60 м3/ч =0,0167 м3/с;
Н – напор насоса, Н = 35 м. вод. ст.
47,5
1.1.3. Выбираем тип рабочего колеса.
Так как ns = 47,5 , то выбираем тип колеса А [1, с. 68] - это колесо тихоходное,
где m=D2/D0=2,5
1.1.4. Коэффициент полезного действия насоса.
Объемный КПД:
Гидравлический КПД:
,
где D1П – приведенный диаметр, определяем по формуле [3, с. 112]: м.
Механический КПД принимается из диапазона hм = 0,9 ¸ 0,95. Принимаем hм = 0,95.
Полный КПД насоса:
1.1.5. Мощность на валу насоса. Определяем по формуле [3, с.24].
Вт
где g – ускорение свободного падения, g = 9,81 м/с2 .
r - плотность пресной воды, r = 1000 кг/м3.
1.1.6 Крутящий момент на валу. Определяем по формуле [5, с. 137].
Нм
1.1.7. Диаметр вала насоса (из условий прочности при кручении [5, с. 94])
где [t] - допускаемое напряжение кручения выбираем из промежутка [t] = 12¸20 МПа. Принимаем [t] = 15 МПа
27 мм
Принимаем значение диаметра вала под рабочим колесом из стандартного ряда, больше, чем минимально допустимое значение. DВmin = 28 мм.
мм
1.1.8. Диаметры рабочего колеса. Определяем по формулам [4, (102ч104)].
Диаметр ступицы: мм = 0,056 м
Диаметр входа в межлопастной канал: м
Диаметр входа в рабочее колесо: м
Наружный диаметр рабочего колеса: м
Расчет и построение напорной характеристики насоса.
1.3.1. Теоретическая напорная характеристика при бесконечном числе лопастей описывается линейной зависимостью вида:
HT¥ = A¥ - B¥ . Q ,
где
f 2 =
В¥ = с/м2
Для ее графического построения вычисляем два напора HT¥, при подачах Q = QНОМ и Q = 0. В координатах H - Q эта напорная характеристика представляет собой прямую линию.
При Q = QНОМ = 0,0167 м3/с HT¥ =40,6-1338,8×0,0167=18,2
При Q = 0 HT¥ = 40,6
1.3.2. Теоретическая напорная характеристика при конечном числе лопастей описывается линейной зависимостью вида:
HT = A - B . Q ,
где АТ = k . А¥ = 0,75×40,6 = 30,45
ВТ = k . В¥ = 0,75×1338,8 = 1004,1
Графическое построение выполняется аналогично.
При Q = QНОМ = 0,0167 м3/с HT¥ = 30,45 – 1004,1×0,0167=13,7
При Q = 0 HT¥ =30,45
1.3.3. Действительная напорная характеристика.
Действительная напорная характеристика представляет собой падающую криволинейную зависимость. Ее графическое построение осуществляется приблизительным образом, исходя из двух положений:
1) Кривая Н(Q) проходит через точку номинального режима работы.
2) Гидравлические потери (соответствующие расстоянию по вертикали между линиями Н(Q) и Нт(Q)) обычно обеспечиваются наименьшими в области номинального режима.
Расчет насоса на кавитацию.
2.1. Минимальный кавитационный запас.
Dhmin = s×H = (ns / с)4/3× H,
где коэффициент кавитации, s = (ns / с)4/3;
с – коэффициент зависящий от конструкции и параметров насоса. с = 625.
Dhmin = s×H = (ns / с)4/3× H = (47,5/ 625)4/3×35=1,13 м
Минимальный кавитационный запас должен быть свыше 2,5 метров, Dh ³ 2,5 м.
Рассчитываемый в данном курсовом проекте центробежный насос имеет достаточный кавитационный запас.
2.2. Минимально допустимое давление на входе в насос.
,
где Pнас - давление насыщения паров жидкости, значение которого определяется при температуре 30°С. Pнас = 2350 Па
j - коэффициент запаса, предупреждающий вскипание жидкости.
Произведение jsH обычно принимается равным 3, см. [1, с.73].
Таким образом формируется первое условие бескавитационной работы P1 > P1min , то есть давление на входе в насос должно быть не менее 26,21 кПа.
2.3. Максимально допустимая высота всасывания.
,
где Pа - атмосферное давление. Pа = 0,1 МПа.
hвс - гидравлические потери во всасывающем трубопроводе. В первом приближении можно приравнять к нулю. hвс = 0.
Таким образом формируется второе условие бескавитационной работы Z ≤ Zmax , то есть высота всасывания не должна быть больше 7 метров.
Радиальные силы.
4.2.1. Радиальная сила возникающая из-за нарушения осевой симметрии потока на выходе из рабочего колеса, что имеет место при работе насоса с неноминальной подачей.
Вследствие этого образуются перепады давления на диаметрально противоположных точках колеса.
,
где kг - коэффициент радиальной силы . kг = 0,28 ¸ 0,38. Принимаем kг = 0,28.
t = 3…8мм – толщина стенки дисков рабочего колеса на выходе
Расчет силы производим для режима работы с подачей Q = 0,5Qном
Н
4.2.2. Центробежная радиальная сила.
Эта сила возникает из-за дисбаланса (неуравновешенности ротора насоса).
,
где Мр - масса ротора насоса. Мр = p×D2×F1×rс =3,14×0,25×0,0025×7800 = 15,3 кг.
rост - остаточный эксцентриситет ротора. rост = kБ / w = 6,3 / 151,7 = 0,04 м.
Н.
4.2.3. Радиальная сила тяжести ротора.
Rт = Мр× g = 15,3× 9,81 = 150 Н
4.3.4. Суммарная радиальная сила.
R = Rг + Rц + Rт = 33,2 + 14,6 + 150 = 198 Н.
6. Выбор подшипников. Проверочный расчет подшипников на долговечность.
6.1. Выбор подшипников.
На валу устанавливаем радиально-упорные однорядные шариковые подшипники средней серии типа 46310.
6.2. Определение опорных реакций в подшипниках.
6.2.1. Определение точек приложения реакций подшипников, по формуле [5, (7.10), с. 120]:
а = 0,5×[B + 0,5×(D + d)× tg a] ,
где В - ширина кольца. В = 0,027 м.
D - наружный диаметр подшипника. D = 0,110 м.
d - внутренний диаметр подшипника. d = 0,050 м.
а = 0,5×[B + 0,5×(D + d)× tg a] = 0,5×[0,027 + 0,5×(0,110 + 0,050)×tg26] = 0,033 м.
6.2.2. Определяем опорные реакции.
SМА = 0 R×i1 - RВУ×i2 = 0 RВУ = R×i1 / i2 = 222×0,130 / 0,132 = 218,6 Н
SМВ = 0 R×(i1 + i2) - RАУ×i2 = 0 RАУ = R×(i1 + i2)/ i2 = 222×(0,130 + 0,132) / 0,132 = 440,6 Н
RАХ = Р0 = 3684 Н
Проверка: SYi = 0 RАУ - R - RВУ = 0 440,6 - 222 – 218,6 = 0 (Реакции опор посчитаны правильно)
6.2.3. Определяем изгибающие моменты в характерных сечениях вала, и строим эпюру изгибающих моментов, строим эпюру крутящего момента.
Эпюра изгибающих моментов.
0 £ х ³ i2 при х = 0: Мx = 222´0,130 = 28,86 Нм
МК=РR(x + i1) – Rу1х при х = i2: Мx = 222(0,132+0,130) – 440,6 ´ 0,132 = 0
0 £ х ³ i1 при х = 0: Мx = 0
МК=РR*х при х = i2: Мx = 222´0,130 = 28,86 Нм
Эпюра крутящих моментов.
МКР = 60 Н×м ( см. П.1.1.6.)
Расчет шпоночных соединений
,
где - длина шпонки,
h - высота шпонки,
t1 – глубина шпоночного паза.
а) между рабочим колесом и валом
МПа.
= 0,035м; h = 0,008м; t1 = 0,005м.
28,5 МПа < 800 МПа. Условие выполнено, см [3, с. 335].
б) между валом и муфтой
МПа.
l= 0,038м; h = 0,008м; t1 = 0,005м.
26,3 МПа < 800 МПа. Условие выполнено, см [3, с. 335].
Список используемой литературы
1. Черепанов Б.Е. Судовые вспомогательные и промысловые механизмы, системы и их эксплуатация. - М.: Агропромиздат, 1986.- 343 с.
2. Судовое вспомогательное энергетическое оборудование / Р.С. Андрющенко, В.Д. Шилов, Б.Г. Дементьев и др./ - Л.: Судостроение, 1991. - 392 с.
3. Будов В.М. Судовые насосы: справочник. - Л.: Судостроение, 1988. - 432 с.
4. Завиша Б.В., Декин Б.Г. Судовые вспомогательные механизмы и системы. - М.: Транспорт, 1974. - 358 с.
5. Чернавский Р.С. Курсовое проектирование деталей машин.- М.: Машиностроение, 1979. - 352с.
6. Расчет судового центробежного насоса: Методические указания к курсовому проектированию /А.Н.Горбенко - Керчь: КМТИ, 1999 - 15 с.
Расчет рабочего колеса.
1.1. Определение конструктивной схемы насоса и основных размеров рабочего колеса.
1.1.1. Конструктивная схема - насос одноступенчатый однопроточный.
1.1.2. Коэффициент быстроходности..
;
где n – частота вращения рабочего колеса, n = 1450 об/мин;
Q – производительность насоса, Q = 60 м3/ч =0,0167 м3/с;
Н – напор насоса, Н = 35 м. вод. ст.
47,5
1.1.3. Выбираем тип рабочего колеса.
Так как ns = 47,5 , то выбираем тип колеса А [1, с. 68] - это колесо тихоходное,
где m=D2/D0=2,5
1.1.4. Коэффициент полезного действия насоса.
Объемный КПД:
Гидравлический КПД:
,
где D1П – приведенный диаметр, определяем по формуле [3, с. 112]: м.
Механический КПД принимается из диапазона hм = 0,9 ¸ 0,95. Принимаем hм = 0,95.
Полный КПД насоса:
1.1.5. Мощность на валу насоса. Определяем по формуле [3, с.24].
Вт
где g – ускорение свободного падения, g = 9,81 м/с2 .
r - плотность пресной воды, r = 1000 кг/м3.
1.1.6 Крутящий момент на валу. Определяем по формуле [5, с. 137].
Нм
1.1.7. Диаметр вала насоса (из условий прочности при кручении [5, с. 94])
где [t] - допускаемое напряжение кручения выбираем из промежутка [t] = 12¸20 МПа. Принимаем [t] = 15 МПа
27 мм
Принимаем значение диаметра вала под рабочим колесом из стандартного ряда, больше, чем минимально допустимое значение. DВmin = 28 мм.
мм
1.1.8. Диаметры рабочего колеса. Определяем по формулам [4, (102ч104)].
Диаметр ступицы: мм = 0,056 м
Диаметр входа в межлопастной канал: м
Диаметр входа в рабочее колесо: м
Наружный диаметр рабочего колеса: м
Расчет скоростей жидкости. Профилирование лопастей.
1.2.1. Абсолютная скорость жидкости на входе в кольцевое приемное отверстие рабочего колеса. Определяем по формуле [4, с. 137].
м/с
Обычно скорость на входе составляет С0 = 2...6 м/с.
1.2.2. Абсолютная скорость жидкости на входе в межлопастной канал рабочего колеса. Определяем по формуле [3, с. 116].
С1 = С0 / m1 ,
где m1 - коэффициент стеснения входного сечения от толщины кромок лопастей. m1 = 0,85 ¸ 0,9. Принимаем m1 = 0,85
С1 = С0 / m1 = 2,84 / 0,85=3,34 м/с
1.2.3. Окружная скорость на входе в межлопастной канал рабочего колеса. Определяем по формуле [3, с. 116].
U1 =0,5.D1.w = p.D1.n/60 = 3,14×0,111×1450/60=8,42 м/с
1.2.4. Радиальная и окружная составляющие абсолютной скорости на входе.
Радиальная и окружная составляющие абсолютной скорости на входе принимаются равными: С1r = C1 = 3,34 м/с, С1u = 0, что соответствует радиальному течению жидкости на входе.
1.2.5. Угол установки лопасти на входе. Определяем по формуле [3, с. 116].
b1 = arctg C1 / U = arctg 3,34 / 8,42 = 220
Значение угла b1 входит в диапазон 150¸300
1.2.6. Теоретический напор рабочего колеса при бесконечном числе лопастей.
,
где k - коэффициент учитывающий влияние конечного числа лопастей на напор. Предварительно принимаем из диапазона k = 0,6 ¸ 0,8. Принимаем k = 0,77.
.
1.2.7. Окружная скорость на выходе из рабочего колеса.
U2 =0,5.D2.w = p.D2.n/60 = 3,14×0,263×1450/60=19,96 м/с
1.2.8. Радиальная составляющая абсолютной скорости на выходе.
С2r = C1r =3,34 м/с
1.2.9. Угол установки лопасти на выходе.
Значение угла b2 входит в диапазон 15 ¸30
1.2.10. Ширина лопасти на входе и выходе из рабочего колеса. Определяем по формуле [3, с. 116].
; ,
где m2 = 0,88...0,92 - коэффициент стеснения выходного сечения от толщины лопаток. Принимаем m2 = 0,9.
.
1.2.11. Количество лопастей рабочего колеса. Определяем по формуле [3, с. 117].
Принимаем количество лопастей равным Zл = 6
1.2.12. Уточнение значения коэффициента k влияния конечностей числа лопастей на напор, используя эмпирическую зависимость:
Проверяем отличие уточненного значения коэффициента от ранее принятого (п.1.2.6.):
Окончательное значение коэффициента k влияния конечностей числа лопастей на напор: k = 0,75
1.2.13. Профилирование лопасти рабочего колеса.
Принимаем, что лопасть имеет профиль в виде дуги окружности. Для ее построения вычисляем радиус r дуги лопасти и радиус Rц окружности расположения центров этих дуг по формулам [3, с. 117]:
; ,
где R1 – диаметр входа в межлопастной канал.
R2 – наружный диаметр рабочего колеса.
м.
м