Авиационном редукторостроении

В авиационных редукторах находит применение большинство типов подшипников качения, стандартизованных ГОСТ. Необходимо отметить лишь преимущественное использование в высокоскоростных опорах подшипников легких, особо легких и сверхлегких серий. Кроме того, конструктивное оформление внутренних элементов (профили желобов, конструкции сепараторов и т.п.) многих стандартных авиационных подшипников отличается от общепринятого, что изменяет качественную характеристику подшипников.

Шарикоподшипники радиальные однорядные типа 000 (рис. 9) широко применяются в различных узлах авиационных редукторов и служат для восприятия радиальных нагрузок. Они могут воспринимать осевые нагрузки до 70% неиспользованной радиальной нагрузки, а при увеличенных внутренних зазорах и наличии массивных точеных сепараторов могут применяться при скоростях вращения выше предельных, указанных в каталогах, и при чисто осевых нагрузках.

Рис.9

При скоростях вращения, не превышающих предельных, в узлах некоторых агрегатов при смазке консистентными смазками применяются разновидности однорядных радиальных шарикоподшипников: шарикоподшипники с одной (тип 60000) или двумя (тип 80000) защитными шайбами и шарикоподшипники с односторонним (тип 160000) или двусторонним (тип 180000) уплотнением. Применение этих подшипников позволяет в ряде случаев более удачно оформить подшипниковый узел.

Шарикоподшипники радиальные сферические двухрядные (самоустанав-ливающиеся) типа 1000 применяются при небольших скоростях вращения в тех случаях, когда в процессе работы имеют место значительные перекосы колец. Эти подшипники могут фиксировать вал от перемещения в осевом направлении и способны воспринимать небольшие осевые нагрузки.

Роликоподшипники радиальные однорядные с короткими цилиндрическими роликами способны воспринимать большие радиальные нагрузки, чем шариковые однорядные тех же габаритов. В изделиях авиационной техники наиболее широко применяются роликоподшипники с массивными беззаклепочными сепараторами. Эти подшипники могут работать при скоростях вращения, превышающих предельные, установленные каталогами. В редукторах и агрегатах ТРД, где скорости вращения весьма значительны, применяются роликоподшипники типа 32000 с безбортовым внутренним кольцом, реже – типа 2000 с безбортовым наружным кольцом (рис. 10). Эти подшипники не фиксируют вал в осевом направлении.

Рис.10

В редукторах вертолетов и в опорах некоторых приводов ТРД при скоростях вращения, не превышающих предельные, указанные в каталоге, применяются подшипники с одним бортом на внутреннем (типа 42000) или наружном (типа 12000) кольце (рис. 11).

Рис.11

Эти подшипники могут воспринимать небольшие односторонние осевые силы. В редукторах вертолетов применяют также роликоподшипники типа 92000 с одним бортом на внутреннем кольце и с плоским упорным кольцом (рис. 11). Этот подшипник может воспринимать небольшие осевые силы в двух направлениях и фиксирует вал в осевом направлении. В редукторах ТРД находят применение подшипники типа 292000 без внутреннего и типа 502000 без наружного кольца. Преимущество этих подшипников - меньшие габариты подшипникового узла. В качестве отсутствующего кольца в этом случае используются поверхности вала или корпуса, соответствующим образом обработанные.

Роликоподшипники игольчатые предназначены для восприятия радиальных нагрузок. Они обладают значительно большей грузоподъёмностью при тех же радиальных размерах, чем другие типы подшипников. Наиболее часто применяются в опорах сателлитов планетарных редукторов при скоростях вращения, не превышающих предельных, игольчатые подшипники типа 74000 с массивными кольцами, типа 24000 без внутреннего кольца и типа 940 с одним штампованным наружным кольцом (рис. 12).

Рис.12

Шарикоподшипники радиально-упорные применяются при комбинированных нагрузках часто с преобладающей осевой. При высоких скоростях вращения они применяются при чисто осевой нагрузке. При скоростях вращения, превосходящих предельные, указанные в каталогах, они применяются с массивными точеными сепараторами. В коробках приводов ТРД используются однорядные шарикоподшипники типа 36000, 46000, 66000 (рис. 13).

Рис.13

Преимущественно используются подшипники типа 46000 с углом контакта α = 26о. Эти подшипники воспринимают осевые силы в одном направлении. В редукторах ТРД, реже в редукторах вертолетов, используются однорядные шарикоподшипники с разъёмным внутренним или наружным кольцом, с четырех, - трех и двухточечным контактом (рис. 14).

Эти подшипники используются при преобладающих осевых нагрузках, действующих в обе стороны, обладают повышенной грузоподъёмностью и фиксируют вал в осевом направлении.

В редукторах вертолетов широко применяются сдвоенные шарикоподшипники типа 446000, а также двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники с предварительным натягом типа 56000 и 86000 (рис. 15).

Рис.14

Рис.15

Эти подшипники обладают повышенной грузоподъемностью и фиксируют вал в осевом направлении.

Роликоподшипники конические однорядные типа 7000 и типа 27000 (рис. 16) обладают большей грузоподъемностью, чем шариковые радиaльно-упорные подшипники тех же габаритов.

Рис.16

Они воспринимают односторонние осевые нагрузки и используются в редукторах вертолетов при скоростях вращения, не выше указанных в каталогах.

Шарикоподшипники упорные типов 8000 и 38000 находят ограниченное применение в главных редукторах вертолетов. Применяются при больших осевых нагрузках и небольших скоростях вращения.

Наши рекомендации