Основы расчета ременных передач
Теоретические основы расчета являются общими для всех типов ремней.
5.2.1. Критерии работоспособности и расчета
Основные критерии расчета ременных передач:
1) тяговая способность или прочность сцепления ремня со шкивом;
2) долговечность ремня.
Если не будет выдержано первое условие, ремень начнет буксовать; если не будет выдержано второе условие, ремень будет слишком быстро выходить из строя.
В настоящее время для клиновых и поликлиновых ремней применяется комплексный расчет на выносливость и тяговую способность, а для плоских ремней, испытывающих меньшие напряжения изгиба, пока сохраняется расчет на тяговую способность с последующей проверкой на выносливость.
Работа упругого ремня связана с упругим скольжением по шкивам. Неизбежность упругого скольжения при работе передачи следует из того, что натяжение, а следовательно, и относительное удлинение ведущей и ведомой ветвей ремня различны. При обегании ремнем ведущего шкива натяжение его падает (рис. 5.6). Ремень укорачивается и проскальзывает по шкиву. На ведомом шкиве ремень удлиняется и опережает шкив.
Рис. 5.6.
Скольжение происходит не по всей дуге обхвата a, а на некоторой части ее , называемой дугой скольжения. Дуга скольжения располагается со стороны сбегания ремня со шкива. Размер дуги скольжения устанавливается из условия равновесия полезной передаваемой нагрузки Ft и силы трения между ремнем и шкивом.
При холостом ходе упругое скольжение и дуга скольжения равны нулю. По мере роста нагрузки дуга скольжения растет, когда она достигает всей дуги обхвата, начинается буксование передачи.
Относительное упругое скольжение ремня равно разности относительных удлинений ведущей e1 и ведомой e2 ветвей ремня.
e = e1 - e2.
Выразив e1 и e2 по закону Гука через натяжения ветвей ведущей F1 и ведомой F2, площадь сечения А и модуль упругости Е получим
5.2.2. Кинематические параметры ременных передач
Окружные скорости (м/с) на шкивах
и
где d1 и d2 - диаметры соответственно ведущего и ведомого шкивов, м; n1 и n2 - частоты вращения в минуту ведущего и ведомого шкивов, об/мин.
Вследствие неизбежного скольжения окружная скорость на ведомом шкиве V2 меньше скорости V1 на ведущем:
V2=V1(1 - e)
Отсюда истинное передаточное отношение
Для расчетов можно принимать:
e = 0,01 - для плоских ремней;
e= 0,02 - для клиновых кордтканевых;
e = 0,01 - для кордшнуровых клиновых и поликлиновых ремней.
5.2.3. Геометрические параметры ременных передач
Межосевое расстояние (рис. 5.7) в плоскоременных передачах можно назначать в широких пределах.
Рис. 5.7. Геометрические параметры ременной передачи
Минимальное межосевое расстояние обычно выбирают по условию, при котором угол обхвата на малом шкиве был бы не меньше 150°. Максимальное межосевое расстояние ограничивается экономическими показателями: стоимостью ремня, габаритами передачи и т.д. Оптимальное межосевое расстояние
аопт = 2 (d1 + d2).