Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений

Тип соединения Условия эксплуатации [sсм], МПа
Поверхность зубьев
Без термообработки С термообработкой
Неподвижное Тяжелые (с ударом) Средние Легкие 36…50   60…100 80…120 40…70   100…140 120…200
Подвижное без нагрузки (например, коробки скоростей) Тяжелые Средние Легкие - - - 20…30 30…60 40…70
Подвижное под нагрузкой (например, карданный вал автомобиля) Тяжелые Средние Легкие - - - 3…10 5…15 10…20

Расчет на смятие является первым этапом проектного расчета, на котором определяют приближенное значение l и разрабатывают конструкцию соединения. На втором этапе уточняют значение l по критерию износостойкости.

4.5.2. Расчет на изнашивание

Выполняют по условию

Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru [s]изн KN /(KE KосKc),

где [s]изн, МПа - условное допускаемое напряжение (табл. 4.6.); KN = Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru - коэффициент числа циклов нагружения зубьев соединения за полный срок службы; N = 60nt (где t - полный срок службы в час; n - число оборотов соединения в мин, об/мин); KЕ - коэффициент режима нагрузки (табл. 4.7); Kос - коэффициент осевой подвижности соединения, Kос = 1 - неподвижное, Kос = 1,25 - подвижное без нагрузки; Kос = 3 - подвижное под нагрузкой; Kс- коэффициент условий смазки подвижных соединений, Kс = 0,7 - смазка без загрязнений, Kс = 1 - средняя по заряженности смазка, Kс = 1,4 - смазка с загрязнением.

Таблица 4.6

Условное допускаемое напряжение [s]изн, МПа

Термообработка и средняя твердость
без обработки 220 НВ улучшение 270 НВ закалка цементация или азотирование, 60HRC
40HRC 45HRC 52HRC

Таблица 4.7

Коэффициент режима нагрузки

Типовые режимы нагрузки Обозначение режима Коэффициент режима нагрузки KЕ
Постоянная нагрузка 1,0
Работа большую часть времени с высокими нагрузками I 0,77
Одинаковое время работы со всеми значениями нагрузки II 0,63
Работа большую часть времени со средними нагрузками III 0,57
Работа большую часть времени с малыми нагрузками IV 0,43

Последовательность расчета шпоночных соединений

1. Для соединения шпонкой по ГОСТ 23360-78 (призматические) или по ГОСТ 24071-80 (сегментные шпонки) в зависимости от диаметра вала в месте шпоночного соединения подбирают размеры поперечного сечения шпонки

b´h.

2. Выбирают [s]см (см. 4.2).

3. Определяют длину шпонки и согласовывают ее с длиной ступицы.

Последовательность расчета шлицевых соединений

1. В зависимости от величины действующей нагрузки назначают серию для прямобочных зубьев.

2. Для выбранной серии зубьев по внутреннему диаметру вала подбирают по ГОСТ 1139-80 размеры D, b, f и число зубьев Z для прямобочных зубьев.

Для эвольвентных зубьев по ГОСТ 6033-80 определяют по наружному диаметру вала D, модуль m и число зубьев Z.

3. Из условия прочности на смятие находят длину l зубьев.

4. Проверяют l по условию прочности на изнашивание. Если условие не удовлетворяется, увеличивают l и повторяют расчет.

Примеры расчета шпоночных и шлицевых соединений

Пример 1

Цилиндрическое зубчатое колесо закреплено призматической шпонкой на валу редуктора диаметром Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru Вал (сталь 50) передает вращающий момент Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru Материал шпонки сталь 45, материал зубчатого колеса – 40Х. Длина ступицы Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru . Нагрузка спокойная. Подобрать шпонку и проверить ее на прочность.

1. По диаметру вала Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru выбираем по ГОСТ 23360-78 размеры сечения призматической шпонки: Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru мм; Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru мм. Длину шпонки примем на 3…5 мм меньше длины ступицы колеса и сравним с рядом длин шпонок. Выбираем рабочую длину шпонки Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru мм Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru .

2. Проверяем выбранную шпонку на смятие

Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru .

Допускаемое напряжение Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru Н/мм2 при стальной ступице и спокойной нагрузке. Следовательно, призматическая шпонка Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru по условию прочности подходит для данного соединения.

Пример 2

Подобрать и проверить на прочность подвижное шлицевое соединение вторичного вала коробки передач автомобиля. Вращающий момент Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru кНм. Расчет провести для случая: шлицевое соединение прямобочное, Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru Материал - сталь 45, термообработка – улучшение. Длина ступицы шестерни Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru мм. Условия эксплуатации средние; перемещение втулки без нагрузки; Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru .

1. По табл. 4.3. выбираем прямобочное шлицевое соединение средней серии Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru .

2. Допускаемое напряжение Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru (см. табл. 4.5.).

3. Проверяем соединение на смятие:

Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru

Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru

Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru

4. Проверяем соединение на износ:

Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru ,

Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru (табл. 4.6),

Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru ,

Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru (табл. 4.7),

Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru ,

Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru (средняя по загрязненности смазка),

Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru ,

Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru .

Следовательно, прямобочное шлицевое соединение Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru по условию прочности подходит для заданных условий работы.

Ременные передачи

Ременная передача относится к передачам трением и гибкой связью, Состоит из ведущего и ведомого шкивов, огибаемых ремнем (рис. 5.1).

Нагрузка передается силами трения, возникающими между шкивом и ремнем вследствие натяжения последнего.

Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений - student2.ru

5.1. Схема ременной передачи

В зависимости от формы поперечного сечения ремня передачи бывают плоскоременные (рис. 5.1, а), клиноременные (рис. 5.1, б), круглоременные (рис. 5.1, в), поликлиноременные (рис. 5.1, г).

В современном машиностроении наибольшее применение имеют клиновые и поликлиновые ремни.

Наши рекомендации