Допускаемые напряжения смятия шлицевых соединений
Тип соединения | Условия эксплуатации | [sсм], МПа | |
Поверхность зубьев | |||
Без термообработки | С термообработкой | ||
Неподвижное | Тяжелые (с ударом) Средние Легкие | 36…50 60…100 80…120 | 40…70 100…140 120…200 |
Подвижное без нагрузки (например, коробки скоростей) | Тяжелые Средние Легкие | - - - | 20…30 30…60 40…70 |
Подвижное под нагрузкой (например, карданный вал автомобиля) | Тяжелые Средние Легкие | - - - | 3…10 5…15 10…20 |
Расчет на смятие является первым этапом проектного расчета, на котором определяют приближенное значение l и разрабатывают конструкцию соединения. На втором этапе уточняют значение l по критерию износостойкости.
4.5.2. Расчет на изнашивание
Выполняют по условию
[s]изн KN /(KE KосKc),
где [s]изн, МПа - условное допускаемое напряжение (табл. 4.6.); KN = - коэффициент числа циклов нагружения зубьев соединения за полный срок службы; N = 60nt (где t - полный срок службы в час; n - число оборотов соединения в мин, об/мин); KЕ - коэффициент режима нагрузки (табл. 4.7); Kос - коэффициент осевой подвижности соединения, Kос = 1 - неподвижное, Kос = 1,25 - подвижное без нагрузки; Kос = 3 - подвижное под нагрузкой; Kс- коэффициент условий смазки подвижных соединений, Kс = 0,7 - смазка без загрязнений, Kс = 1 - средняя по заряженности смазка, Kс = 1,4 - смазка с загрязнением.
Таблица 4.6
Условное допускаемое напряжение [s]изн, МПа
Термообработка и средняя твердость | |||||
без обработки 220 НВ | улучшение 270 НВ | закалка | цементация или азотирование, 60HRC | ||
40HRC | 45HRC | 52HRC | |||
Таблица 4.7
Коэффициент режима нагрузки
Типовые режимы нагрузки | Обозначение режима | Коэффициент режима нагрузки KЕ |
Постоянная нагрузка | 1,0 | |
Работа большую часть времени с высокими нагрузками | I | 0,77 |
Одинаковое время работы со всеми значениями нагрузки | II | 0,63 |
Работа большую часть времени со средними нагрузками | III | 0,57 |
Работа большую часть времени с малыми нагрузками | IV | 0,43 |
Последовательность расчета шпоночных соединений
1. Для соединения шпонкой по ГОСТ 23360-78 (призматические) или по ГОСТ 24071-80 (сегментные шпонки) в зависимости от диаметра вала в месте шпоночного соединения подбирают размеры поперечного сечения шпонки
b´h.
2. Выбирают [s]см (см. 4.2).
3. Определяют длину шпонки и согласовывают ее с длиной ступицы.
Последовательность расчета шлицевых соединений
1. В зависимости от величины действующей нагрузки назначают серию для прямобочных зубьев.
2. Для выбранной серии зубьев по внутреннему диаметру вала подбирают по ГОСТ 1139-80 размеры D, b, f и число зубьев Z для прямобочных зубьев.
Для эвольвентных зубьев по ГОСТ 6033-80 определяют по наружному диаметру вала D, модуль m и число зубьев Z.
3. Из условия прочности на смятие находят длину l зубьев.
4. Проверяют l по условию прочности на изнашивание. Если условие не удовлетворяется, увеличивают l и повторяют расчет.
Примеры расчета шпоночных и шлицевых соединений
Пример 1
Цилиндрическое зубчатое колесо закреплено призматической шпонкой на валу редуктора диаметром Вал (сталь 50) передает вращающий момент Материал шпонки сталь 45, материал зубчатого колеса – 40Х. Длина ступицы . Нагрузка спокойная. Подобрать шпонку и проверить ее на прочность.
1. По диаметру вала выбираем по ГОСТ 23360-78 размеры сечения призматической шпонки: мм; мм. Длину шпонки примем на 3…5 мм меньше длины ступицы колеса и сравним с рядом длин шпонок. Выбираем рабочую длину шпонки мм .
2. Проверяем выбранную шпонку на смятие
.
Допускаемое напряжение Н/мм2 при стальной ступице и спокойной нагрузке. Следовательно, призматическая шпонка по условию прочности подходит для данного соединения.
Пример 2
Подобрать и проверить на прочность подвижное шлицевое соединение вторичного вала коробки передач автомобиля. Вращающий момент кНм. Расчет провести для случая: шлицевое соединение прямобочное, Материал - сталь 45, термообработка – улучшение. Длина ступицы шестерни мм. Условия эксплуатации средние; перемещение втулки без нагрузки; .
1. По табл. 4.3. выбираем прямобочное шлицевое соединение средней серии .
2. Допускаемое напряжение (см. табл. 4.5.).
3. Проверяем соединение на смятие:
4. Проверяем соединение на износ:
,
(табл. 4.6),
,
(табл. 4.7),
,
(средняя по загрязненности смазка),
,
.
Следовательно, прямобочное шлицевое соединение по условию прочности подходит для заданных условий работы.
Ременные передачи
Ременная передача относится к передачам трением и гибкой связью, Состоит из ведущего и ведомого шкивов, огибаемых ремнем (рис. 5.1).
Нагрузка передается силами трения, возникающими между шкивом и ремнем вследствие натяжения последнего.
5.1. Схема ременной передачи
В зависимости от формы поперечного сечения ремня передачи бывают плоскоременные (рис. 5.1, а), клиноременные (рис. 5.1, б), круглоременные (рис. 5.1, в), поликлиноременные (рис. 5.1, г).
В современном машиностроении наибольшее применение имеют клиновые и поликлиновые ремни.