Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , Дж/с, (1.96)

где Hu – низшая теплота сгорания, кДж/кг;

GT – часовой расход топлива, кг/ч.

Необходимо принять общее количество теплоты Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru за 100%.

Теплота, эквивалентная эффективной работе за 1 с

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , Дж/с. (1.97)

Теплота, передаваемая охлаждающей среде за 1 с

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , Дж/с (1.98)

где с = 0,45…0,53 – коэффициент пропорциональности;

m = 0,6…0,7 – показатель степени;

i – число цилиндров;

D – диаметр цилиндра, мм;

n – скорость вращения коленчатого вала, мин-1.

Теплота, унесенная с отработавшими газами за 1 с

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , Дж/с, (1.99)

где М1 и М2 – количество продуктов сгорания и свежей смеси соответственно (см. п. 1.1.5 и 1.1.7);

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , кДж/кг∙град – средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания при постоянном давлении (табл.2, 3 прил. 2);

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , кДж/кг∙град – средняя мольная теплоемкость свежей смеси при постоянном давлении (табл.1 прил. 2).

Теплота, потерянная вследствие химической неполноты сгорания топлива за 1 с

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru, Дж/с (1.100)

где Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru - количество потерянного тепла, кДж/кг (см. п. 1.4.3).

Величины Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru необходимо выразить в процентах от значения Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru .

Неучтенные потери тепла

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , Дж/с. (%) (1.101)

Величина неучтенных потерь тепла не должна превышать 5% от общего количества тепла Q0. В противном случае тепловой баланс необходимо пересчитать, изменив значения коэффициентов с и m, принятых в пункте 1.10.3.

КИНЕМАТИКА

Кинематические исследования кривошипно-шатунного механизма необходимы для дальнейшего выяснения сил, действующих на детали и элементы деталей двигателя, основные параметры которых можно определить расчетом. Детальные исследования кинематики кривошипно-шатунного механизма двигателя из-за переменного режима работы двигателя очень сложны. При определении нагрузок на детали двигателя пользуются упрощенными формулами, полученными для условия равномерного вращения кривошипа, которые дают при расчете достаточную точность и существенно облегчают расчет.

Принципиальные схемы кривошипно-шатунного механизма двигателей автотракторного типа показаны:

на рис. 3, а – центральный кривошипно-шатунный механизм, у которого ось цилиндра пересекает ось коленчатого вала (кривошипа);

на рис. 3, б – дезаксиальный, у которого ось цилиндра не пересекает ось коленчатого вала.

Ось цилиндра смещена относительно оси коленчатого вала на величину α. Такое смещение одной из осей относительно другой позволяет несколько изменить давление на стенку цилиндра и уменьшить скорость поршня у в.м.т. (верхней мертвой точки), что благоприятно сказывается на процессе сгорания и уменьшает износ деталей, а также снижает шум при переносе нагрузки от одной стенки цилиндра на другую при изменении направления движения поршня.

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru

Рис. 3. Схемы кривошипно-шатунных механизмов:

а – центрального; б – смещенного (дезаксиального)

На рис. 3 приведены основные обозначения механизмов:

Sx – текущее перемещение поршня (точка А – ось поршневого пальца);

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru - угол поворота кривошипа ОВ, отсчитываемой от оси цилиндра (АˈО) в направлении вращения коленчатого вала по часовой стрелке (точка О обозначает ось коленчатого вала; точка В – ось шатунной шейки; точка Аˈ - в.м.т.);

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru - угол отклонения шатуна (АВ) от оси цилиндра;

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru - угловая скорость вращения коленчатого вала;

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru - радиус кривошипа;

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru - ход поршня (точка Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru обозначает н.м.т. (нижнюю мертвую точку));

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru - длина шатуна;

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна;

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru - расстояние от оси коленчатого вала до в.м.т.

В смещенном кривошипно-шатунном механизме (рис. 3, б) в отличие от принятых обозначений для центрального механизма угол Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru поворота кривошипа отсчитывается от прямой СО, параллельной оси Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru и проходящей через ось коленчатого вала, а Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru .

Дезаксиальный механизм характеризуется величиной относительного смещения Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru ,

где Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru - величина смещения оси цилиндра относительно оси коленчатого вала.

Величины инерционных усилий, действующих в двигателе, зависят от указанных выше размеров и их соотношений.

Установлено, что с уменьшением Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru (за счет увеличения Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru ) происходит снижение инерционных и нормальных сил, но при этом увеличивается высота и масса двигателя. В связи с этим в автомобильных и тракторных двигателях принимают Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru . Конкретные значения Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru для некоторых автомобильных и тракторных двигателей приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Марка двигателя Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru Марка двигателя Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru
МеМЗ-968 0,28 ЗМЗ-13 0,262
ВАЗ-2101 0,242 ЗМЗ-53 0,257
ВАЗ-2103 0,278 ЗИЛ-130 0,257
ВАЗ-2106 0,295 КамАЗ-740 0,263
АЗЛК-412 0,261 ЯМЗ-236 0,264
ЗМЗ-24 0,287 А-01м 0,264


Расчет кинематики кривошипно-шатунного механизма сводится к определению пути, скорости и ускорения поршня. При этом принимается, что коленчатый вал вращается с постоянной угловой скоростью Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru (если частота вращения коленчатого вала n об/мин, то Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , 1/с). Это допущение позволяет рассматривать все кинематические величины в виде функциональной зависимости от угла поворота коленчатого вала Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , который при Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru пропорционален времени.

Перемещение поршня

Перемещение поршня в зависимости от угла поворота кривошипа для двигателя с центральным кривошипно-шатунным механизмом:

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , м. (2.1)

Из уравнения (2.1) следует, что при Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru м, а при Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , м. Значение множителя, заключенного в квадратные скобки, в зависимости от Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru и Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru представлены в табл. 2.2.

Пользуясь выражением (2.1) и данными табл. 2.2, аналитическим путем определяют значение перемещения поршня от в.м.т. до н.м.т. для ряда промежуточных значений Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru (дальнейший динамический расчет требует точности кинематического расчета не более чем через каждые 30о) и строят кривую Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru (рис. 4).

Перемещение поршня в смещенном кривошипно-шатунном механизме имеет вид

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , м. (2.2)

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru

Рис. 4. Построение кривых перемещения поршня аналитическим методом

Таблица 2.2

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru Значения Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru при Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru
0,24 0,25 0,26 0,27 0,28 0,29 0,30 0,31
0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000
0,1640 0,1653 0,1665 0,1678 0,1690 0,1703 0,1715 0,1728
0,5900 0,5938 0,5975 0,6013 0,6050 0,6088 0,6125 0,6163
1,1200 1,1250 1,1300 1,1355 1,1400 1,1450 1,1500 1,1550
1,5900 1,5938 1,5975 1,6013 1,6050 1,6088 1,6125 1,6163
1,8960 1,8973 1,8985 1,8998 1,9010 1,9023 1,9035 1,9048
2,0000 2,0000 2,0000 2,0000 2,0000 2,0000 2,0000 2,0000

Скорость поршня

При перемещении поршня скорость его движения является величиной переменной и при постоянной частоте вращения коленчатого вала зависит только от изменения угла поворота кривошипа и отношения Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru :

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , м/с. (2.3)

Значения множителя в уравнении (2.3), заключенного в скобки, в зависимости от Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru и Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru знак Значения Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru при Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru знак Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru
0,24 0,25 0,26 0,27 0,28 0,29 0,30 0,31
+ 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 -
+ 0,604 0,608 0,613 0,617 0,621 0,626 0,630 0,634 -
+ 0,970 0,974 0,979 0,983 0,987 0,992 0,996 1,000 -
+ 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 -
+ 0,762 0,758 0,753 0,749 0,745 0,740 0,736 0,732 -
+ 0,396 0,392 0,387 0,383 0,379 0,374 0,370 0,366 -
+ 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 -

Из уравнения (2.3) следует, что скорость поршня в мертвых точках ( Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru и 180) равна нулю.

При Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , а при Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , т.е. в этих точках абсолютные значения скорости поршня равны окружной скорости оси шатунной шейки коленчатого вала.

Максимальная скорость поршня зависит (при прочих равных условиях) от величины Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , учитывающей конечную длину шатуна, и достигается при Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru и Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru .

С увеличением Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru максимальные значения скорости поршня растут и сдвигаются в сторону мертвых точек:

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , м/с. (2.4)

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru

Рис. 5. Построение кривых скорости поршня аналитическим методом

На рис. 5 представлена кривая изменения скорости поршня в зависимости от Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , рассчитанная аналитическим методом по формуле (2.3).

Для сравнения быстроходности двигателей в расчетах часто используют среднюю скорость поршня:

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , м/с (2.5)

где S и R выражены в м, n – в об/мин и Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru - в рад/с.

Скорость поршня в смещенном кривошипно-шатунном механизме

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , м/с. (2.6)

Ускорение поршня

Ускорение поршня

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , м/с2. (2.7)

Значение множителя в формуле (2.7), заключенного в скобки, в зависимости от Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru и Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru приведены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru   Значение Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru при Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru   Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru
0,24 0,25 0,26 0,27 0,28 0,29 0,30 0,31
+ 1,240 1,250 1,260 1,270 1,280 1,290 1,300 1,310 +
+ 0,986 0,991 0,996 1,001 1,006 1,011 1,016 1,021 +
+ 0,380 0,375 0,370 0,365 0,360 0,355 0,350 0,345 +
- 0,240 0,250 0,260 0,270 0,280 0,290 0,300 0,310 -
- 0,620 0,625 0,630 0,635 0,640 0,645 0,650 0,655 -
- 0,746 0,741 0,736 0,731 0,726 0,721 0,716 0,711 -
- 0,760 0,750 0,740 0,730 0,720 0,710 0,700 0,690 -

Максимальное значение ускорения поршня при Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru :

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , м/с2. (2.8)

Минимальное значение ускорения поршня (м/с2) при:

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru в точке Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru ; Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru .

(2.9)

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru в точке Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru ; Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru .

Пользуясь уравнением (2.7) и данными таблицы 2.4, аналитическим путем определяем значения ускорения поршня для ряда значений угла в интервале Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru и строят кривую Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru (рис. 6).

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru

Рис. 6. Построение кривых ускорения поршня аналитическим методом

Значения Sx, Vn и j в зависимости от Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , полученные на основании построения графиков, заносят в итоговую таблицу.

Ускорение поршня в смещенном кривошипно-шатунном механизме:

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , м/с2. (2.10)

ДИНАМИКА

Целью динамического расчета является определение сил, действующих на кривошипно-шатунный механизм (КШМ) для дальнейшего расчета на прочность деталей двигателя. Результаты расчета выносятся на лист графической части, который должен содержать:

· Индикаторную диаграмму в координатах P – V;

· Развернутую диаграмму по углу поворота коленчатого вала в координатах Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru ;

· Диаграммы: силы инерции Pj, суммарной силы Р, силы К, силы, действующей вдоль оси шатуна S, тангенциальной силы Т, нормальной силы N;

· Полярную диаграмму сил, действующих на шатунную шейку Rшш;

· Диаграмму суммарного крутящего момента Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru ;

· Диаграмму износа шатунной шейки;

· Диаграмму фаз газораспределения.

Динамический расчет КШМ

3.1.1. Построение диаграммы силы давления газов Pr в координатах Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru (давление – угол поворота коленчатого вала)

Диаграмма силы давления газов строится на основе индикаторной диаграммы (см. раздел 1. теплового расчета двигателя) и представляет собой график силы давления газов на поршень для различных положений коленчатого вала двигателя. Диаграмму получают путем перестроения индикаторной диаграммы из координат P – V «давление - объем» в координаты «давление – угол поворота коленчатого вала» Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru .

Для этого необходимо:

· Построить под индикаторной диаграммой окружность радиусом Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru , мм с центром в точке 0, где Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru – масштаб перемещения поршня, Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru ;

· Отложить от точки 0 в сторону нижней мертвой точки отрезок Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru - поправку Брикса;

· Из полученного центра 0ˈ разбить полуокружность лучами через каждые 300 (рис. 7);

· Из точек, полученных на полуокружности провести вертикальные линии до пересечения с индикаторной диаграммой: перенести ординаты соответствующих точек на координатную сетку Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru для углов Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru п.к.в. и соединить их плавной кривой;

· Определить максимальное значение силы Pr, находящиеся в диапазоне углов Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru п.к.в.

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru

Рис. 7. Перестроение (развертка) индикаторной диаграммы в координатах Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru

Рис. 8. Диаграмма удельных сил давления газов карбюраторного двигателя

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru

Рис. 9. Схема действия сил в КШМ:

а – инерционных и газовых; б – суммарных

Общее количество теплоты, введенной в двигатель за 1 с - student2.ru

Рис. 10. Силы, действующие на шатунную шейку

Наши рекомендации