Коррекция теоретической индикаторной диаграммы
Действительная индикаторная диаграмма отличается от теоретической тем, что процесс сгорания в действительности протекает не мгновенно, а в течение определенного промежутка времени. Кроме того, выпуск отработанных газов и впуск свежего заряда начинаются не в мертвых точках, а с некоторым опережением и заканчиваются с запаздыванием.
В связи с этим необходимо принять фазы газораспределения, принимая во внимание быстроходность двигателя, конструкцию и характеристики впускного и выпускного трактов, рабочий объем двигателя, а также опираясь на прототип. Кроме того, необходимо задаться углом опережения (впрыска топлива) и периодом задержки воспламенения. Ниже приведены диапазоны изменения названных величин:
угол опережения открытия:
впускного клапана 10…30о;
выпускного клапана 40…80о;
угол запаздывания закрытия:
впускного клапана 40…80о;
выпускного клапана 15…60о;
для режима максимальной мощности:
угол опережения зажигания 30…40о;
угол опережения впрыска 15…25о;
период задержки воспламенения:
для бензина 15…18о;
для дизельного топлива 8…12о.
В связи с тем, что рабочая смесь воспламеняется в цилиндре до прихода поршня в верхнюю мертвую точку, действительное давление конца сжатия (точка С) отличается от расчетного:
, МПа. (1.91)
Максимальное давление сгорания в карбюраторном двигателе не достигает расчетного:
, МПа. (1.92)
В дизельном двигателе максимальное давление сгорания достигает расчетного:
. (1.93)
Положение точки Zд по горизонтали определяется допустимой скоростью нарастания давления:
, МПа/град, (1.94)
где Vp – скорость нарастания давления;
Pzд – действительное максимальное давление сгорания, МПа;
- действительное давление конца сжатия, МПа;
- угол поворота коленчатого вала, соответствующий движению поршня от верхней мертвой точки до точки Zд, град п.к.в.
Точка Zд должна быть расположена так, чтобы скорость нарастания давления не превышала:
для бензиновых двигателей 0,1…0,4 МПа/град;
для дизелей с разделенными камерами сгорания 0,2…0,5 МПа/град;
для дизелей с неразделенными камерами сгорания не более 1,2 МПа/град.
После определения фаз газораспределения, угла опережения зажигания (впрыска топлива), периода задержки воспламенения, угла определяют положение поршня, соответствующее названным углам. Для этого используют выражение:
, мм, (1.95)
где АХ – отрезок, определяющий положение искомой точки на индикаторной диаграмме;
АВ – отрезок, соответствующий рабочему объему цилиндра на индикаторной диаграмме, мм;
- угол поворота коленчатого вала от верхней мертвой точки, град п.к.в.;
- отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.
Величина оказывает некоторое влияние на динамику и габариты двигателя. С уменьшением происходит снижение сил инерции и нормальных сил, но при этом увеличивается высота двигателя и его масса. Значения для некоторых автомобильных двигателей приведены в таблице 2.1.
Результаты вычислений заносятся в таблицу, например:
Таблица 1.4
Обозначение точки | Положение точки | АХ, мм | ||
После этого названные точки наносят на индикаторную диаграмму и соединяют линией , являющейся рабочим циклом проектируемого двигателя.
Принятые фазы газораспределения выносят на лист 1 графической части.
Тепловой баланс