Тепловой расчет силового агрегата

СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ

Раздел 1. Тепловой расчет, кинематический и динамический расчет силового агрегата.

Методические указания к курсовому проекту по курсу «Силовые агрегаты» для студентов направления подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»

Составитель А.С. БЕРЕЗИН

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № от

Рекомендованы к печати

учебно-методической комиссией

направления подготовки 190600

Протокол № от

Электронная копия находится

в библиотеке главного корпуса

ГУ КузГТУ

Кемерово 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Тепловой расчет двигателя………………………………………………….4

1.1. Расчет параметров рабочего тела……………………………………………5

1.2. Расчет процесса наполнения…………………………………………………7

1.3. Расчет процесса сжатия………………………………………………………9

1.4. Расчет процесса сгорания…………………………………………………...11

1.5. Расчет процесса расширения……………………………………………….13

1.6. Индикаторные показатели рабочего цикла………………………………..14

1.7. Эффективные показатели рабочего цикла…………………………………15

1.8. Основные параметры цилиндра и двигателя………………………………17

1.9. Построение индикаторной диаграммы…………………………………….18

1.10. Тепловой баланс……………………………………………………………23

2. Кинематика……………………………………………………………………25

2.1. Перемещение поршня……………………………………………………….27

2.2. Скорость поршня…………………………………………………………….28

2.3. Ускорение поршня…………………………………………………………..29

3. Динамика……………………………………………………………………...31

3.1. Динамический расчет КШМ………………………………………………..31

3.2. Определение сил, действующих на КШМ………………………………...34

3.3. Построение диаграмм износа шатунной шейки коленчатого вала………44

4. Список рекомендуемой литературы………………………………………47

5. Приложение 1………………………………………………………………...48

6. Приложение 2………………………………………………………………...51

Введение

Курсовой проект по курсу «Силовые агрегаты » состоит из четырех частей. В первой части приводится методика выполнения теплового расчета двигателя и расчета теплового баланса. В этой части определяются основные параметры процессов двигателя. Для контроля правильности вычисления параметров в конце каждого пункта расчета приведены ориентировочные значения пределов изменения данного параметра. Вычисленные по формулам значения должны укладываться в рекомендуемые пределы для данного типа двигателя.

Во второй части приводится методика выполнения кинематического расчета. Здесь определяются текущие значения перемещения поршня, скорости поршня и ускорения поршня в диапазоне углов от 0 до 360 градусов угла поворота коленчатого вала. По результатам расчетов должны быть построены графики.

В третьей части проекта определяются силы и моменты, действующие на кривошипно-шатунный механизм двигателя. По результатам динамического расчета на листе графической части формата А1 приводятся графики полных и удельных сил, а также график суммарного крутящего момента двигателя, полярная диаграмма и диаграмма износа шатунной шейки.

В четвертой части проекта выполняется расчет на прочность деталей двигателя и производится расчет систем. К деталям двигателя для которых производится расчет относятся такие детали как: поршень, поршневые кольца, поршневой палец, шатун, шатунные болты, корпус двигателя, гильза цилиндра и шпилька головки блока цилиндров.

Задание на курсовой проект

по курсу «Силовые агрегаты»

Фамилия И.О…………………………… гр…………………..

Таблица 1

Наименование параметра Обозначение Единицы измерения Численные значения
1. Тип двигателя - -  
2. Назначение - -  
3. Тип камеры сгорания - -  
4. Способ смесеобразования - -  
5. Тип системы охлаждения - -  
6. Тип газораспределительного механизма - -  
7. Эффективная мощность Ne кВт  
8. Номинальная частота вращения коленчатого вала nN мин-1  
9. Степень сжатия тепловой расчет силового агрегата - student2.ru -  
10. Число и расположение цилиндров i -  
11. Отношение хода поршня к диаметру цилиндра S/D -  
12. Коэффициент избытка воздуха α -  
13. Степень повышения давления тепловой расчет силового агрегата - student2.ru тепловой расчет силового агрегата - student2.ru тепловой расчет силового агрегата - student2.ru -  
14. Молекулярная масса топлива mT кг/кмоль  
15. Давление наддува Pk МПа  
16. Температура подогрева свежего заряда ∆T К (оС)  


В настоящем методическом указании проводятся методики выполнения теплового расчета двигателя (контрольная работа №1), теплового баланса (контрольная работа №2), кинематического и динамического расчетов, а также образцы выполнения графической части по курсовому проекту.

Для контроля правильности вычислений параметров в каждом из пунктов приведены ориентировочные значения пределов изменения данного параметра. Вычисленные по формулам значения должны укладываться в рекомендуемые пределы для данного типа двигателя.

Коэффициент избытка воздуха

Численное значение коэффициента избытка воздуха приведено в задании. Если это значение не задано, то для режима максимальной мощности принимаются следующие значения коэффициента избытка воздуха:

бензиновые двигатели тепловой расчет силового агрегата - student2.ru 0,80 … 0,96;

дизели с неразделенными камерами сгорания тепловой расчет силового агрегата - student2.ru 1,5 … 1,7;

вихрекамерные дизели тепловой расчет силового агрегата - student2.ru 1,30 … 1,50;

предкамерные дизели тепловой расчет силового агрегата - student2.ru тепловой расчет силового агрегата - student2.ru 1,40 … 1,50.

Количество горючей смеси

Для бензиновых двигателей:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кмоль (1.4)

где mT – молекулярная масса топлива, кг/кмоль

mT = 110 … 120 кг/кмоль.

Для дизелей:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кмоль. (1.5)

Состав продуктов сгорания

Состав продуктов сгорания во многом зависит от состава горючей смеси. При сгорании богатых смесей ( тепловой расчет силового агрегата - student2.ru <1) продукты сгорания включают в себя CO, CO2, H2, H2O, N2.

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кмоль (1.6)

где тепловой расчет силового агрегата - student2.ru принимается равным 0,45 … 0,50;

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кмоль (1.7)

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кмоль (1.8)

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кмоль (1.9)

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кмоль. (1.10)

При сгорании бедных или стехиометрических смесей ( тепловой расчет силового агрегата - student2.ru ) продукты сгорания включают в себя CO2, H2O, O2, N2.

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кмоль (1.11)

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кмоль (1.12)

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кмоль (1.13)

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кмоль. (1.14)

Расчет процесса наполнения

Плотность заряда на впуске

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кг/м3 (1.16)

где Р0 = 0,1 МПа – атмосферное давление;

Т0 = 293 К – температура окружающего воздуха;

В = 287 Дж/кг ∙ град – удельная газовая постоянная воздуха. Принимается одинаковой для воздушного заряда (дизель) и для топливно- воздушной смеси (карбюраторный двигатель).

При расчете двигателя с надувом в дальнейшем следует принять

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru и тепловой расчет силового агрегата - student2.ru ,

где Тk – температура компрессора, К.

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , К (1.17)

где nk – показатель компрессора, nk = 1,4 … 2,0 для центробежных нагнетателей.

Потери давления на впуске

С достаточной точностью потери давления на впуске могут быть определенны из уравнения:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , МПа (1.18)

где тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - коэффициент затухания скорости движения заряда;

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - коэффициент сопротивления впускной системы;

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - средняя скорость движения заряда в наиболее узком сечении впускной системы, м/с.

Сумма тепловой расчет силового агрегата - student2.ru характеризует сопротивление впускной системы и принимается из диапазона 2,5 … 4,0. Скорость движения воздушного заряда в основном определяется скоростью вращения коленчатого вала, рабочим объемом двигателя и площадью наиболее узкого сечения впускной системы тепловой расчет силового агрегата - student2.ru = 50 … 130 м/с.

Полученное значение ∆Рa должно укладываться в допустимые пределы:

для бензиновых двигателей тепловой расчет силового агрегата - student2.ru ;

для дизелей тепловой расчет силового агрегата - student2.ru .

Давление в конце впуска

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , МПа. (1.19)

Температура в конце впуска

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , К. (1.21)

Величина Та изменяется в пределах:

для бензиновых двигателей Та = 320 … 360 К;

для дизелей Та = 310 … 350 К.

Коэффициент наполнения

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru . (1.22)

Величина тепловой расчет силового агрегата - student2.ru изменяется в пределах:

для бензиновых двигателей тепловой расчет силового агрегата - student2.ru 0,70 … 0,85;

для дизелей тепловой расчет силового агрегата - student2.ru 0,80 … 0,90.

Расчет процесса сжатия

Давление в конце сжатия

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru, МПа, (1.23)

где n1 – средний показатель политропы сжатия.

Величина n1 зависит от скорости вращения коленчатого вала, рабочего объема цилиндра, степени сжатия. Влияние названных факторов на величину n1 определяется интенсивностью тепловыделения по мере сгорания рабочей смеси и теплообмена между рабочим теплом и стенками цилиндра, поршня и камеры сгорания. Если суммарное влияние указанных факторов способствует подводу тепла к рабочему телу или сокращению отвода тепла, то это приводит к увеличению среднего показателя политропы сжатия, и наоборот. Значение показателя политропы сжатия n1 следует определять по среднему показателю адиабаты k1. Для этого по номограмме, изображенной на рис.3, для соответствующих значений тепловой расчет силового агрегата - student2.ru и Ta определяется величина k1. Значения показателя политропы сжатия устанавливаются в следующих пределах:

для бензиновых двигателей тепловой расчет силового агрегата - student2.ru ;

для дизелей тепловой расчет силового агрегата - student2.ru .

Величина n1 изменяется в следующих пределах:

для бензиновых двигателей n1 = 1,30 … 1,37;

для дизелей n1 = 1,32 … 1,40.

Температура в конце впуска

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , К. (1.24)

Расчет процесса сгорания

Уравнение сгорания

Для бензиновых двигателей уравнение сгорания имеет вид:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , (1.46)

где тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси.

Для дизельных двигателей уравнение сгорания имеет вид:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , (1.47)

где тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кДж/ тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - средняя мольная теплоем-

кость продуктов сгорания при постоянном давлении;

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - степень повышения давления;

для дизелей с неразделенными камерами сгорания тепловой расчет силового агрегата - student2.ru 1,6 … 2,5;

для дизелей с разделенными камерами сгорания тепловой расчет силового агрегата - student2.ru 1,2 … 1,8.

Для решения уравнения необходимо величину тепловой расчет силового агрегата - student2.ru или тепловой расчет силового агрегата - student2.ru (в зависимости от типа двигателя) в нем заменить выражением (1.45). Затем уравнение упростить и привести к виду:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , (1.48)

где tz – температура конца сгорания, оС;

a, b, c – константы.

Решение уравнения (1.48) имеет вид:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , оС. (1.49)

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , К. (1.50)

Температура конца сгорания изменяется в пределах:

для бензиновых двигателей Tz = 2400 … 2900 К;

для дизелей Tz = 1800 … 2300 К.

Расчет процесса расширения

1.5.1. Степень предварительного расширения (для дизелей)

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru. (1.54)

Давление в конце расширения

Для бензиновых двигателей;

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , МПа. (1.56)

Для дизелей;

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , МПа, (1.57)

где n2 – средний показатель политропы расширения.

Величина n2 зависит от интенсивности теплообменом между рабочим телом и стенками цилиндра, камеры сгорания и днища поршня. Подвод тепла к рабочему телу или сокращение отвода тепла на линии расширения приводит к уменьшению среднего показателя политропы расширения. Величину n2 можно оценить по величине адиабаты расширения k2 для соответствующих значений тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , тепловой расчет силового агрегата - student2.ru и Tz по номограммам (рис. 2,3 прил. 1). По опытным данным показатель n2 незначительно отличается от показателя k2 и, как правило, в меньшую сторону.

Индикаторный КПД

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , (1.64)

где Pi - среднее индикаторное давление, МПа;

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива;

Hu - низшая теплота сгорания топлива, МДж/кг;

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - плотность заряда, кг/м3;

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - коэффициент наполнения.

Механический КПД

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru . (1.73)

Эффективный КПД

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru . (1.74)

Часовой расход топлива

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кг/ч. (1.76)

Рабочий объем двигателя

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , л. (1.77)

Рабочий объем цилиндра

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , л. (1.78)

Диаметр поршня

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , мм. (1.79)

Ход поршня

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , мм. (1.80)

Величины S и D следует округлить до четных чисел.

Тепловой баланс

Неучтенные потери тепла

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , Дж/с. (%) (1.101)

Величина неучтенных потерь тепла не должна превышать 5% от общего количества тепла Q0. В противном случае тепловой баланс необходимо пересчитать, изменив значения коэффициентов с и m, принятых в пункте 1.10.3.

КИНЕМАТИКА

Кинематические исследования кривошипно-шатунного механизма необходимы для дальнейшего выяснения сил, действующих на детали и элементы деталей двигателя, основные параметры которых можно определить расчетом. Детальные исследования кинематики кривошипно-шатунного механизма двигателя из-за переменного режима работы двигателя очень сложны. При определении нагрузок на детали двигателя пользуются упрощенными формулами, полученными для условия равномерного вращения кривошипа, которые дают при расчете достаточную точность и существенно облегчают расчет.

Принципиальные схемы кривошипно-шатунного механизма двигателей автотракторного типа показаны:

на рис. 3, а – центральный кривошипно-шатунный механизм, у которого ось цилиндра пересекает ось коленчатого вала (кривошипа);

на рис. 3, б – дезаксиальный, у которого ось цилиндра не пересекает ось коленчатого вала.

Ось цилиндра смещена относительно оси коленчатого вала на величину α. Такое смещение одной из осей относительно другой позволяет несколько изменить давление на стенку цилиндра и уменьшить скорость поршня у в.м.т. (верхней мертвой точки), что благоприятно сказывается на процессе сгорания и уменьшает износ деталей, а также снижает шум при переносе нагрузки от одной стенки цилиндра на другую при изменении направления движения поршня.

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru

Рис. 3. Схемы кривошипно-шатунных механизмов:

а – центрального; б – смещенного (дезаксиального)

На рис. 3 приведены основные обозначения механизмов:

Sx – текущее перемещение поршня (точка А – ось поршневого пальца);

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - угол поворота кривошипа ОВ, отсчитываемой от оси цилиндра (АˈО) в направлении вращения коленчатого вала по часовой стрелке (точка О обозначает ось коленчатого вала; точка В – ось шатунной шейки; точка Аˈ - в.м.т.);

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - угол отклонения шатуна (АВ) от оси цилиндра;

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - угловая скорость вращения коленчатого вала;

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - радиус кривошипа;

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - ход поршня (точка тепловой расчет силового агрегата - student2.ru обозначает н.м.т. (нижнюю мертвую точку));

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - длина шатуна;

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна;

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - расстояние от оси коленчатого вала до в.м.т.

В смещенном кривошипно-шатунном механизме (рис. 3, б) в отличие от принятых обозначений для центрального механизма угол тепловой расчет силового агрегата - student2.ru поворота кривошипа отсчитывается от прямой СО, параллельной оси тепловой расчет силового агрегата - student2.ru и проходящей через ось коленчатого вала, а тепловой расчет силового агрегата - student2.ru .

Дезаксиальный механизм характеризуется величиной относительного смещения тепловой расчет силового агрегата - student2.ru ,

где тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - величина смещения оси цилиндра относительно оси коленчатого вала.

Величины инерционных усилий, действующих в двигателе, зависят от указанных выше размеров и их соотношений.

Установлено, что с уменьшением тепловой расчет силового агрегата - student2.ru (за счет увеличения тепловой расчет силового агрегата - student2.ru ) происходит снижение инерционных и нормальных сил, но при этом увеличивается высота и масса двигателя. В связи с этим в автомобильных и тракторных двигателях принимают тепловой расчет силового агрегата - student2.ru . Конкретные значения тепловой расчет силового агрегата - student2.ru для некоторых автомобильных и тракторных двигателей приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Марка двигателя тепловой расчет силового агрегата - student2.ru Марка двигателя тепловой расчет силового агрегата - student2.ru
МеМЗ-968 0,28 ЗМЗ-13 0,262
ВАЗ-2101 0,242 ЗМЗ-53 0,257
ВАЗ-2103 0,278 ЗИЛ-130 0,257
ВАЗ-2106 0,295 КамАЗ-740 0,263
АЗЛК-412 0,261 ЯМЗ-236 0,264
ЗМЗ-24 0,287 А-01м 0,264

Расчет кинематики кривошипно-шатунного механизма сводится к определению пути, скорости и ускорения поршня. При этом принимается, что коленчатый вал вращается с постоянной угловой скоростью тепловой расчет силового агрегата - student2.ru (если частота вращения коленчатого вала n об/мин, то тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , 1/с). Это допущение позволяет рассматривать все кинематические величины в виде функциональной зависимости от угла поворота коленчатого вала тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , который при тепловой расчет силового агрегата - student2.ru пропорционален времени.

Перемещение поршня

Перемещение поршня в зависимости от угла поворота кривошипа для двигателя с центральным кривошипно-шатунным механизмом:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , м. (2.1)

Из уравнения (2.1) следует, что при тепловой расчет силового агрегата - student2.ru тепловой расчет силового агрегата - student2.ru м, а при тепловой расчет силового агрегата - student2.ru тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , м. Значение множителя, заключенного в квадратные скобки, в зависимости от тепловой расчет силового агрегата - student2.ru и тепловой расчет силового агрегата - student2.ru представлены в табл. 2.2.

Пользуясь выражением (2.1) и данными табл. 2.2, аналитическим путем определяют значение перемещения поршня от в.м.т. до н.м.т. для ряда промежуточных значений тепловой расчет силового агрегата - student2.ru (дальнейший динамический расчет требует точности кинематического расчета не более чем через каждые 30о) и строят кривую тепловой расчет силового агрегата - student2.ru (рис. 4).

Перемещение поршня в смещенном кривошипно-шатунном механизме имеет вид

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , м. (2.2)

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru

Рис. 4. Построение кривых перемещения поршня аналитическим методом

Таблица 2.2

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru Значения тепловой расчет силового агрегата - student2.ru при тепловой расчет силового агрегата - student2.ru тепловой расчет силового агрегата - student2.ru
0,24 0,25 0,26 0,27 0,28 0,29 0,30 0,31
0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000 0,0000
0,1640 0,1653 0,1665 0,1678 0,1690 0,1703 0,1715 0,1728
0,5900 0,5938 0,5975 0,6013 0,6050 0,6088 0,6125 0,6163
1,1200 1,1250 1,1300 1,1355 1,1400 1,1450 1,1500 1,1550
1,5900 1,5938 1,5975 1,6013 1,6050 1,6088 1,6125 1,6163
1,8960 1,8973 1,8985 1,8998 1,9010 1,9023 1,9035 1,9048
2,0000 2,0000 2,0000 2,0000 2,0000 2,0000 2,0000 2,0000

Скорость поршня

При перемещении поршня скорость его движения является величиной переменной и при постоянной частоте вращения коленчатого вала зависит только от изменения угла поворота кривошипа и отношения тепловой расчет силового агрегата - student2.ru :

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , м/с. (2.3)

Значения множителя в уравнении (2.3), заключенного в скобки, в зависимости от тепловой расчет силового агрегата - student2.ru и тепловой расчет силового агрегата - student2.ru приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru знак Значения тепловой расчет силового агрегата - student2.ru при тепловой расчет силового агрегата - student2.ru знак тепловой расчет силового агрегата - student2.ru
0,24 0,25 0,26 0,27 0,28 0,29 0,30 0,31
+ 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 -
+ 0,604 0,608 0,613 0,617 0,621 0,626 0,630 0,634 -
+ 0,970 0,974 0,979 0,983 0,987 0,992 0,996 1,000 -
+ 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 1,000 -
+ 0,762 0,758 0,753 0,749 0,745 0,740 0,736 0,732 -
+ 0,396 0,392 0,387 0,383 0,379 0,374 0,370 0,366 -
+ 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 -

Из уравнения (2.3) следует, что скорость поршня в мертвых точках ( тепловой расчет силового агрегата - student2.ru и 180) равна нулю.

При тепловой расчет силового агрегата - student2.ru тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , а при тепловой расчет силового агрегата - student2.ru тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , т.е. в этих точках абсолютные значения скорости поршня равны окружной скорости оси шатунной шейки коленчатого вала.

Максимальная скорость поршня зависит (при прочих равных условиях) от величины тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , учитывающей конечную длину шатуна, и достигается при тепловой расчет силового агрегата - student2.ru и тепловой расчет силового агрегата - student2.ru .

С увеличением тепловой расчет силового агрегата - student2.ru максимальные значения скорости поршня растут и сдвигаются в сторону мертвых точек:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , м/с. (2.4)

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru

Рис. 5. Построение кривых скорости поршня аналитическим методом

На рис. 5 представлена кривая изменения скорости поршня в зависимости от тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , рассчитанная аналитическим методом по формуле (2.3).

Для сравнения быстроходности двигателей в расчетах часто используют среднюю скорость поршня:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , м/с (2.5)

где S и R выражены в м, n – в об/мин и тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - в рад/с.

Скорость поршня в смещенном кривошипно-шатунном механизме

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , м/с. (2.6)

Ускорение поршня

Ускорение поршня

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , м/с2. (2.7)

Значение множителя в формуле (2.7), заключенного в скобки, в зависимости от тепловой расчет силового агрегата - student2.ru и тепловой расчет силового агрегата - student2.ru приведены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru   Значение тепловой расчет силового агрегата - student2.ru при тепловой расчет силового агрегата - student2.ru   тепловой расчет силового агрегата - student2.ru
0,24 0,25 0,26 0,27 0,28 0,29 0,30 0,31
+ 1,240 1,250 1,260 1,270 1,280 1,290 1,300 1,310 +
+ 0,986 0,991 0,996 1,001 1,006 1,011 1,016 1,021 +
+ 0,380 0,375 0,370 0,365 0,360 0,355 0,350 0,345 +
- 0,240 0,250 0,260 0,270 0,280 0,290 0,300 0,310 -
- 0,620 0,625 0,630 0,635 0,640 0,645 0,650 0,655 -
- 0,746 0,741 0,736 0,731 0,726 0,721 0,716 0,711 -
- 0,760 0,750 0,740 0,730 0,720 0,710 0,700 0,690 -

Максимальное значение ускорения поршня при тепловой расчет силового агрегата - student2.ru :

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , м/с2. (2.8)

Минимальное значение ускорения поршня (м/с2) при:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru в точке тепловой расчет силового агрегата - student2.ru ; тепловой расчет силового агрегата - student2.ru .

(2.9)

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru в точке тепловой расчет силового агрегата - student2.ru ; тепловой расчет силового агрегата - student2.ru .

Пользуясь уравнением (2.7) и данными таблицы 2.4, аналитическим путем определяем значения ускорения поршня для ряда значений угла в интервале тепловой расчет силового агрегата - student2.ru и строят кривую тепловой расчет силового агрегата - student2.ru (рис. 6).

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru

Рис. 6. Построение кривых ускорения поршня аналитическим методом

Значения Sx, Vn и j в зависимости от тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , полученные на основании построения графиков, заносят в итоговую таблицу.

Ускорение поршня в смещенном кривошипно-шатунном механизме:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , м/с2. (2.10)

ДИНАМИКА

Целью динамического расчета является определение сил, действующих на кривошипно-шатунный механизм (КШМ) для дальнейшего расчета на прочность деталей двигателя. Результаты расчета выносятся на лист графической части, который должен содержать:

· Индикаторную диаграмму в координатах P – V;

· Развернутую диаграмму по углу поворота коленчатого вала в координатах тепловой расчет силового агрегата - student2.ru ;

· Диаграммы: силы инерции Pj, суммарной силы Р, силы К, силы, действующей вдоль оси шатуна S, тангенциальной силы Т, нормальной силы N;

· Полярную диаграмму сил, действующих на шатунную шейку Rшш;

· Диаграмму суммарного крутящего момента тепловой расчет силового агрегата - student2.ru ;

· Диаграмму износа шатунной шейки;

· Диаграмму фаз газораспределения.

Динамический расчет КШМ

3.1.1. Построение диаграммы силы давления газов Pr в координатах тепловой расчет силового агрегата - student2.ru (давление – угол поворота коленчатого вала)

Диаграмма силы давления газов строится на основе индикаторной диаграммы (см. раздел 1. теплового расчета двигателя) и представляет собой график силы давления газов на поршень для различных положений коленчатого вала двигателя. Диаграмму получают путем перестроения индикаторной диаграммы из координат P – V «давление - объем» в координаты «давление – угол поворота коленчатого вала» тепловой расчет силового агрегата - student2.ru .

Для этого необходимо:

· Построить под индикаторной диаграммой окружность радиусом тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , мм с центром в точке 0, где тепловой расчет силового агрегата - student2.ru – масштаб перемещения поршня, тепловой расчет силового агрегата - student2.ru ;

· Отложить от точки 0 в сторону нижней мертвой точки отрезок тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - поправку Брикса;

· Из полученного центра 0ˈ разбить полуокружность лучами через каждые 300 (рис. 7);

· Из точек, полученных на полуокружности провести вертикальные линии до пересечения с индикаторной диаграммой: перенести ординаты соответствующих точек на координатную сетку тепловой расчет силового агрегата - student2.ru для углов тепловой расчет силового агрегата - student2.ru п.к.в. и соединить их плавной кривой;

· Определить максимальное значение силы Pr, находящиеся в диапазоне углов тепловой расчет силового агрегата - student2.ru п.к.в.

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru

Рис. 7. Перестроение (развертка) индикаторной диаграммы в координатах тепловой расчет силового агрегата - student2.ru

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru

Рис. 8. Диаграмма удельных сил давления газов карбюраторного двигателя

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru

Рис. 9. Схема действия сил в КШМ:

а – инерционных и газовых; б – суммарных

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru

Рис. 10. Силы, действующие на шатунную шейку

Сила давления газов

Сила давления газов представляет собой избыточное давление газов на поршень

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , МПа, (3.1)

где тепловой расчет силового агрегата - student2.ru - соответственно давление газов в рассматриваемой точке индикаторной диаграммы и атмосферное давления, МПа (см. п. 1.9 теплового расчета двигателя).

Центробежные силы

Центробежная сила вращающихся масс КШМ тепловой расчет силового агрегата - student2.ru является результатом двух сил тепловой расчет силового агрегата - student2.ru и тепловой расчет силового агрегата - student2.ru и направлена по радиусу кривошипа.

Для рядных двигателей:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru ,

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кН. (3.11)

Для V – образных двигателей, имеющих два шатуна на одной шатунной шейке:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кН. (3.12)

Центробежная сила инерции вращающихся масс шатуна:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кН. (3.13)

Центробежная сила инерции вращающихся масс кривошипа:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , кН. (3.14)

Суммарные силы

Значения суммарных сил необходимо определить для различных положений КШМ в диапазоне углов от 0 до 720о п.к.в. с шагом тепловой расчет силового агрегата - student2.ru п.к.в. Результаты расчетов, выполненных в п. 3.2.4. и 3.2.5., оформляют в виде таблицы (см. табл. 3.2 для рядных двигателей, табл. 3.2.1 – для V – образных).

Удельная суммарная сила, действующая на поршень:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , МПа. (3.15)

Удельная нормальная сила, действующая перпендикулярно оси цилиндра:

тепловой расчет силового агрегата - student2.ru , МПа. (3.16)

Значение тепловой расчет силового агрегата - student2.ru для заданного значения тепловой расчет силового агрегата - student2.ru приведены в таблице 3.3.

Удельн

Наши рекомендации