Воздействие на человека инфра- и ультразвука
Инфразвуковая область включает в себя колебания, не превышающие по частоте 20 Гц — нижней границы слухового восприятия человека. Можно сказать, что такие звуки человек скорее чувствует, чем слышит.
Инфразвуковые колебания возникают в разнообразных условиях и могут быть обусловлены как природными явлениями, например, обдуванием ветром зданий, деревьев, металлических конструкций, так и работой различных машин и механизмов.
Исследования по инфразвуку начались еще в период первой мировой войны, но все это время им занимались довольно мало. Было установлено, что инфразвук способен оказать сильное воздействие на состояние и поведение людей. Более того, как отмечается в, инфразвук можно рассматривать даже как новое оружие уничтожения и людей, и зданий.
Инфразвук даже небольшой мощности действует болезненно на уши, заставляя колебаться внутренние органы, так что человеку кажется, что внутри у него все вибрирует. Именно инфразвуки, по всей видимости, являются причиной тяжелой и непреходящей усталости жителей городов и работников шумных предприятий.
Описан случай со знаменитым физиком Р. Вудом, отличавшимся удивительной изобретательностью. Находясь однажды на репетиции спектакля в одном из лондонских театров и видя тщетные старания режиссера придать спектаклю впечатление таинственности, Вуд предложил с этой целью использовать, инфразвуковые колебания. Коша на следующий день он привел в действие и театре генератор инфразвука, ничего не подозревающих людей охватило странное чувство беспокойства, беспричинного страха, они стали тоскливо переглядываться, смотреть по сторонам, некоторые встали со стульев и пошли к выходу. Никакого звука не было слышно, но хрустальные подвески светильников задрожали. Даже на улице началась паника.
Аналогичные результаты получил французский ученый Гавро при работе с мощными источниками инфразвука, представляющими собой устройство наподобие органной трубы или полицейского свистка. Уже через пять минут после включения одного из инфразвуковых генераторов испытатели начинали испытывать сильные боли вследствие резонансных явлений, обусловленных инфразвуком. Работа другого генератора инфразвука, даже существенно меньшей мощности, привела к появлению на стенах и потолке помещения трещин.
Воздействие инфразвука может приводить к ощущению головокружения, вялости, потери равновесия, тошноты. Было установлено, что летчики и космонавты, подвергнутые действию инфразвука, решали простые арифметические задачки медленнее, чем обычно.
Можно выделить четыре зоны воздействия инфразвука, определяемые его уровнем и временем воздействия.
Первая зона — смертельное воздействие инфразвука при уровнях, превышающих 185 дБ и экспозицией свыше 10 мин.
Вторая зона — действие инфразвука с уровнями от 185 до 145 дБ — вызывает эффекты, явно опасные для человека.
Третья зона — действие инфразвука с уровнями от 120 до 145 дБ. Здесь мнения исследователей противоречивы.
Четвертая зона — действие инфразвука с уровнями ниже 120 дБ изучено довольно слабо, но, как правило, не приводит к каким-либо значительным последствиям.
Высокие уровни инфразвука возникают вблизи работающих сталеплавильных печей, внутри салонов автомобилей, движущихся со скоростями порядка 100 км/ч.
Существует множество природных источников инфразвука: извержения вулканов, смерчи, штормы. Известно, что перед землетрясением люди, и особенно животные, испытывают чувство беспокойства. Штормы также оказывают на людей негативное воздействие, приводя к изменениям в поведении, психике, начиная от ощущений легкого недомогания и ослабления памяти и кончая резким увеличением попыток к самоубийству.
Возможно, правы те ученые, которые утверждают, что многие болезни современном обществе частично порождены инфразвуком.
Ультразвук как колебания с частотами выше 20 кГц также оказывает вредное воздействие на организм человека. Приводит к функциональным нарушениям в работе нервной и эндокринной систем, изменению артериального давления, состава и свойства крови. Ультразвук может действовать на человека как через воздушную среду, так и контактно на руки. Контактное воздействие на руки приводит к нарушению капиллярного кровообращения в кистях рук, снижению болевой чувствительности, изменению костной структуры — снижению плотности костной ткани.
Отметим также, ультразвук находит широкое применение в медицине, металлообрабатывающей промышленности, машиностроении и металлургии.
При нормировании шума используют два метода:
- нормирование по предельному спектру шума;
- нормирование уровня звука в дБА.
Первый метод нормирования – по предельному спектру- является основным для постоянных шумов. Здесь нормируются уровни звуковых давлений в девяти октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 31,5, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц. Совокупность восьми допустимых уровней звукового давления называется предельным спектром.
Второй метод нормирования общего уровня шума, измеренного по шкале А шумомера и называемого уровнем звука в дБА, используется для ориентировочной оценки постоянного и непостоянного шума, так как в этом случае мы не знаем спектра шума (в современных шумомерах чаще всего используют две частные характеристики чувствительности А и С. Характеристика А имитирует кривую чувствительности уха человека с коррекцией низкочастотных составляющих по закону чувствительности органов слуха и приближением результатов объективных измерений к субъективному восприятию. Характеристика С практически линейна в измеряемом диапазоне частот).
Уровень звука (дБА) связан с предельным спектром зависимостью LА = ПС+5.
Для тонального и импульсного шума допустимые значения должны приниматься на 5 дБ меньше значений, указанных в ГОСТ 12.1.003-83.
Таким образом, шум на рабочих местах не должен превышать допустимых уровней, значения которых приведены в ГОСТ 12.1.003—83 с дополнениями 1989 г. и СанПин 2.2.4/2.1.8.10-32-2002, а также СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки».
Громкость нашей обычной речи приблизительно 60-65 дБ. Санитарная норма шума для жилых помещений – 40 дБ днем и 30 дБ ночью при максимально допустимом уровне соответственно 55 и 45 дБ. Норма громкости звука для концертов и дискотек составляет 85 дБ.
Измерение шума производят с целью определения уровней звуковых давлений на рабочих местах и соответствия их санитарным норам, а также для разработки и оценки эффективности различных шумопоглащающих мероприятий.
Основным прибором для измерения шума является шумомер. В шумомере звук, воспринимаемый микрофоном, преобразуется в электрические колебания, которые усиливаются и затем, пройдя через корректирующие фильтры и выпрямитель, регистрируются стрелочным прибором.
Диапазон измеряемых суммарных уровней шума обычно составляет 30-130 дБ при частотных границах 31,5 – 8000Гц.
В настоящее время для измерения шума используют отечественные шумомеры Ш-70, прибор ИШВ в комплекте с октавными фильтрами.
Из зарубежных приборов хорошие характеристики имеют акустические комплекты фирм «RFT» и « Брюль и Къер».
Методы борьбы с шумом
Для снижения шума можно применить следующие методы:
- уменьшение шума в источнике его образования;
- снижение шума на пути его распространения - акустическая обработка помещений, изоляция источников шума, применение глушителей шума;
- использование средств индивидуальной защиты от шума;
- изменение направленности излучения;
- рациональная планировка предприятий и цехов, рациональные планировочные приемы градостроительства;
1. Уменьшение шума в источнике. Борьба с шумом посредством уменьшения его в источнике является наиболее рациональной.
Шум возникает вследствие упругих колебаний как машины в целом, так и отдельных ее деталей. Причины возникновения этих колебаний — механические, аэродинамические, гидродинамические и электрические явления, определяемые конструкцией и характером работы машины, а также неточностями, допущенными при ее изготовлении, и, наконец, условиями эксплуатации. В связи с этим различают шумы механического, аэродинамического, гидродинамического и электромагнитного происхождения.
Механические шумы. Факторы, вызывающие шумы механического происхождения, следующие: инерционные возмущающие силы, возникающие из-за движения деталей механизма с переменными ускорениями; соударение деталей в сочленениях вследствие неизбежных зазоров; трение в сочленениях деталей механизмов; ударные процессы (ковка, штамповка) и т. д.
Основными источниками шума, происхождение которого не связано непосредственно с технологическими операциями, выполняемыми машиной, являются, прежде всего, подшипники качения и зубчатые передачи, а также неуравновешенные вращающиеся части машины.
Зубчатые передачи — источники шума в широком диапазоне частот. Основными причинами возникновения шума являются деформации сопрягаемых зубьев под действием передаваемой нагрузки и динамические процессы в зацеплении, обусловленные неточностями изготовления колес. Шум имеет дискретный характер. Шум зубчатых передач возрастает с увеличением частоты вращения колес и нагрузки.
Уменьшение механического шума может быть достигнуто путем совершенствования технологических процессов и оборудования. Например, внедрение автоматической сварки вместо ручной устраняет образование брызг на металле, что позволяет исключить шумную операцию по зачистке сварного шва. Применение фрезерных тракторов для обработки кромок металла под сварку вместо пневмозубил делает этот процесс значительно менее шумным.
Нередко повышенный уровень шума является следствием неисправности или износа механизмов, в этом случае своевременный ремонт позволяет снизить шум.
Необходимо отметить, что проведение многих мероприятий по борьбе с вибрациями дает одновременно и снижение шума. Для уменьшения механического шума необходимо:
- заменять ударные процессы и механизмы безударными, например, применять оборудование с гидроприводом вместо оборудования с кривошипными и эксцентриковыми приводами;
- штамповку — прессованием, клепку — сваркой, обрубку — резкой и т. д.;
- заменять возвратно-поступательное движение деталей равномерным вращательным движением;
- применять вместо прямозубых шестерен косозубые и шевронные, а также повышать класс точности обработки и уменьшать шероховатость поверхности шестерен; так, ликвидация погрешностей в зацеплении шестерен дает снижение шума па 5—10 дБ; замена прямозубых шестерен шевронными — 5 дБ;
- по возможности заменять зубчатые и цепные передачи клиноременными и зубчато-ременными, например, зубчатую передачу на клиноременную, что снижает шум на 10—14 дБ;
- заменять, когда это возможно, подшипники качения на подшипники скольжения; это снижает шум на 10— 15 дБ;
- по возможности заменять металлические детали деталями из пластмасс и других незвучных материалов либо перемежать соударяемые и трущиеся металлические детали с деталями из незвучных материалов, например, применять текстолитовые или капроновые шестерни в паре со стальными; так, замена одной из стальных шестерен (в паре) на капроновую снижает шум на 10—12 дБ;
- использовать пластмассы при изготовлении деталей корпусов, что дает хорошие результаты; например, замена стальных крышек редуктора пластмассовыми приводит к снижению шума на 2—6 дБ на средних частотах и на 7—15 дБ на высоких, особенно неприятных для слухового восприятия;
- при выборе металла для изготовления деталей необходимо учитывать, что внутреннее трение в различных металлах неодинаково, а следовательно, различна звучность; например, обычная углеродистая сталь, легированная сталь являются более звучными, чем чугун; большим трением обладают после закалки сплавы из марганца с 15—20% меди и магниевые сплавы; детали из них при ударах звучат глухо и ослаблено; хромирование стальных деталей, например турбинных лопаток, уменьшает их звучность; при увеличении температуры металлов на 100—1500 С они становятся менее звучными;
- более широко применять принудительное смазывание трущихся поверхностей в сочленениях;
- применять балансировку вращающихся элементов машин;
- использовать прокладочные материалы и упругие вставки в соединениях, чтобы исключить или уменьшить передачи колебаний от одной детали или части агрегата к другой; так, при правке металлических листов наковальню нужно устанавливать на прокладку из демпфирующего материала.
Установка мягких прокладок в местах падения деталей с конвейера или сбрасывания со станков, прокатных станов может существенно ослабить шум.
У прутковых автоматов и револьверных станков источником шума являются трубы, в которых вращается прутковый материал. Для снижения этого шума применяют различные конструкции малошумных труб; двухстенные трубы, между которыми проложена резина, трубы с наружной поверхностью, обернутой резиной, и т. и.
Для уменьшения шума, возникающего при работе галтовочных барабанов, дробилок, шаровых мельниц и других устройств, наружные стенки барабана облицовывают листовой резиной, асбестовым картоном или другими подобными демпфирующими материалами; устанавливают резиновые прокладки между корпусом и бронефутеровкой барабана и звукоизолирующие оболочки на расстоянии от корпуса барабана.
Аэродинамические шумы. Аэродинамические процессы играют большую роль в современной технике. Как правило, всякое течение газа или жидкости сопровождается шумом, поэтому с повышенным аэродинамическим шумом приходится встречаться часто. Эти шумы являются главной составляющей шума вентиляторов, воздуходувов, компрессоров, газовых турбин, выпусков пара и воздуха в атмосферу, двигателей внутреннего сгорания и т. п.
Ко всем источникам аэродинамического шума относятся: вихревые процессы в потоке рабочей среды; колебания среды, вызываемые вращением лопастных колес; пульсация давления рабочей среды; колебания среды, вызываемые неоднородностью потока, поступающего на лопатки колес.
При движении тела в воздушной или газовой среде, при обдувании тела потоком среды вблизи поверхности тела периодически образуются вихри. Возникающие при срыве вихрей сжатия и разрежения среды распространяются в виде звуковой волны. Такой звук называется вихревым.
Для уменьшения вихревого шума необходимо прежде всего уменьшить скорость обтекания и улучшить динамику тел.
Для машин с вращающимися рабочими колесами (вентиляторов, турбин) имеет место шум от неоднородного потока. В этом случае борьба с шумом ведется по пути улучшения аэродинамических характеристик машины.
Аэродинамический шум в источнике газотурбинной энергетической установки может быть снижен увеличением зазора между лопаточными венцами, подбором оптимального соотношения чисел направляющих и рабочих лопаток, улучшением аэродинамических характеристик проточной части компрессоров и турбин.
В большинстве случаев меры по ослаблению аэродинамических шумов в источнике оказываются недостаточными, поэтому дополнительное, а часто и основное снижение шума достигается путем звукоизоляции источника и установки глушителей.
Гидродинамические шумы. Эти шумы возникают вследствие стационарных и нестационарных процессов в жидкостях (кавитации, турбулентности потока, гидравлических ударов). В насосах источником шума является кавитация жидкости, возникающая у поверхности лопастей при высоких окружных скоростях и недостаточном давлении на всасывании.
Меры борьбы с кавитационным шумом - это улучшение гидродинамических характеристик насосов и выбор оптимальных режимов их работы. Для борьбы с шумом, возникающим при гидравлических ударах, необходимо правильно проектировать и эксплуатировать гидросистемы, в частности, закрытие трубопроводов должно происходить постепенно, а не резко.
Электромагнитные шумы. Шумы электромагнитного происхождения возникают в электрических машинах и оборудовании. Причиной этих шумов является главным образом взаимодействие ферромагнитных масс под влиянием переменных во времени и пространстве магнитных полей, а также пондеромоторные силы, вызываемые взаимодействием магнитных полей, создаваемых токами. Снижение электромагнитного шума осуществляется путем конструктивных изменений в электрических машинах, например, путем изготовления скошенных пазов якоря ротора. В трансформаторах необходимо применять более плотную прессовку пакетов, использовать демпфирующие материалы.
При работе электрических машин возникает также аэродинамический шум (в результате вращения ротора в газовой среде и движения воздушных потоков внутри машины) и механический шум, обусловленный вибрацией машины из-за неуравновешенности ротора, а также от подшипников и щеточного контакта. Хорошая притирка щеток может уменьшить шум на 8—10 дБ.