Основные характеристики и расчеты ременных передач.
Мощности. Ременные передачи применяют преимущественно в диапазоне мощностей 0,3-50 кВт. Встречаются передачи до 1500 кВт и выше, но в новых машинах мощные (свыше 300 кВт) ременные передачи из-за больших габаритов применяют весьма редко.
Скорости и передаточные числа. Скорости плоских ремней из традиционных материалов изменяются в диапазоне 5-30 м/с. Специальные текстильные и прорезиненные быстроходные бесконечные плоские ремни допускают (при пониженной долговечности) скорости до 50 м/с, ремни из новых материалов ‒ значительно большие скорости - до 100 м/с.
Верхний предел скоростей ограничивается ухудшением условий работы ремней в связи с ростом действующих на них центробежных сил, нагревом, образованием воздушных подушек между ремнем и шкивами и отсюда резким понижением долговечности и к. п. д. передач.
Предельные значения передаточных чисел в ременных передачах определяются допустимыми габаритами передачи, а также условием получения достаточного угла обхвата на малом шкиве. Можно получить передаточные числа до 10 (клиноременные передачи, плоскоременные передачи с натяжным роликом). Однако передаточные числа ременных передач обычно меньше 4 ‒ 5.
Области рационального применения плоскоременных передач - высокие скорости вращения, высокие требования к плавности работы.
Клиноременные передачи предпочтительно применять при малых межосевых расстояниях, при больших передаточных числах, а также при передаче вращения на несколько шкивов, при вертикальных осях шкивов и т.д.
Соотношение натяжений ведущей S1 (F1 )и ведомой S2 (F2 )ветвей при работе без учета центробежных сил определяют по известному уравнению Л. Эйлера, выведенному для нерастяжимой нити, скользящей по цилиндру.
Записываем условия равновесия по осям х и у элемента дуги с центральным углом dα (рисунок 3.28):
где dN - напряжения в ремне,; – коэффициент трения.
Рисунок 3.28 – Схема ременной передачи
При изгибе ремня толщиной h на шкиве диаметра относительные удлинения наружных волокон по геометрическим условиям равны . Напряжения изгиба в предположении постоянства модуля упругости E: .
Уточненные расчеты ведут по опасным волокнам корда, учитывая кривизну ремня при изготовлении и т. д.
При расчете ременной передачи необходимо учитывать, что только половина окружного усилия идет на увеличение нагрузки ведущей ветви, а половина на разгрузку ведомой ветви.
Суммарные напряжения в ремне без учета изгиба (рисунок 3.28):
а) ведущей ветви: ,
напряжения от действия центробежных сил
где А- площадь поперечного сечения, - вес погонной ед. длины ремня, -скорость ремня (м/c), g –ускорение свободного падения.
б) в ведомой ветви (минимальные напряжения):
в) максимальные напряжения на дуге покоя ведущего малого шкива с учетом изгиба ремня:
Рисунок 3.29 – Эпюра суммарных напряжений
Передача винт-гайка