Основные параметры зубчатого цилиндрического колеса
Геометрические параметры | Обозначение | Расчетная формула |
Высота головки | ha | ha = m |
Высота ножки | hr | hf=1.25m |
Высота зуба | h | h = h. + h= 2,25m |
Делительный диаметр | d | d=mz |
Диаметр вершин зубьев | da | da=d+2ha=m(z+2) |
Диаметр впадин зубьев | df | df=d-2hf=m(z-2,5) |
Окружной шаг | Pt | Pt= π m |
Окружная толщина зуба | St | St=0.5Pt= 0.5π m |
Окружная ширина впадины | et | et=0.5Pt= 0.5π m |
Радиус кривизны переходной цилиндрической поверхности | Rf | Rf= 0,25m |
Табл.3
Конструктивные параметры | Расчетная формула |
Ширина зубчатого венца | b=(6/8)m |
Толщина обода зубчатого венца | δ1=(2,5/3)m |
Наружный диаметр ступицы | Dст=(1,6/1,8)DB |
Толщина диска | δ2=(3/3,6)m |
Диаметр, определяющий расположение отверстий в диске | D1=0,5(DK+Dст) |
Диаметр отверстий в диске | D0=(DK-Dст)/2,5/3 |
Длина ступицы | Lст=1,5DB |
Фаска | 0,5mX45o |
Размеры паза под шпонку | Выбираются по таблицам ГОСТ 23360-78 в зависимости от |
Примечание. Меньшие значения коэффициентов относятся к колесам, выполненным из стали, большие - из чугуна. |
Если зубчатое колесо изготовлено так, что высота зуба h=2,25m, то колесо называется выполненным без смещения исходного контура (некоррегированное колесо). Если колесо изготовлено с высотой зуба h=2,25m, то колесо называется выполненным со смещением исходного контура (корригированное колесо).
Смещение исходного контура характеризуется коэффициентом смещения исходного контура, обозначаемым по ГОСТ 16531-70 буквой х. Для некоррегированного колеса коэффициент смещения исходного контура х=0.
При выполнении учебных чертежей обычно ориентируются на применение некоррегированных колес нормального эволвентного зацепления, параметры которых находятся в определенной зависимости от модуля т и числа зубьев (см. табл. 2).
3. КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
В современном машиностроении применяются зубчатые колеса самых разнообразных конструкций, отличающиеся друг от друга технологией изготовления, материалом и конструктивными особенностями.
Конструктивные форма и размеры зубчатого колеса зависят от нагрузок, действующих на его зубья, требований технологии их изготовления, удобства монтажа и эксплуатации, уменьшения массы (веса) зубчатых колес, бесшумности работы и др.
Наиболее часто встречающиеся формы цилиндрических зубчатых колес с прямыми зубьями представлены на рис. 1, д-ж.
Цилиндрическое зубчатое колесо малого диаметра (рис. 1, д-ж) обычно имеет форму сплошного цилиндра с отверстием для установки на вал.
При несколько большем диаметре колеса для облегчения его конструкции выполняются массивными только обод и ступица (втулка) с отверстием для вала. Остальная часть колеса представляет собой тонкий диск с отверстиями (или без отверстий). Диск может выполняться с ребрами жесткости.
Если диаметр колеса достаточно велик, диск заменяется несколькими спицами, соединяющими ободсо ступицей. Форма спиц может быть различной. Форма поперечного сечения спиц тоже различна: круглая, овальная, прямоугольная, двутавровая, крестообразная и др.
Колеса большого диаметра для удобства монтажа'и упрощения технологии изготовления иногда выполняют разъемными из двух половин, скрепляемых болтами (рис. 5, а).
Рис.5
Если в конструкции необходимо применить внутреннее зацепление, то большое колесо изготовляют с внутренними зубьями (рис. 5, б). Для поворота вала на какой-либо заданный угол применяют зубчатый сектор (рис. 5, в).
Зубья колес могут быть прямыми (рис. 5, а-в) косыми (рис. 5, г), шевронными и криволинейными (рис. 5, д). Термины, определения и обозначения элементов зубчатых передач установлены ГОСТ 16536-78 и ГОСТ 16561-76.
Рис. 5